litceymos.ru 1

Экономический всевобуч проекта

«МЕСТНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ДНЕПРОПЕТРОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

Проект осуществляется Научно-технологическим парком при поддержке

ОБСЕ и фонда Евразия


ЧТО ТАКОЕ SWOT-АНАЛИЗ

SWOT – это аббревиатурное сокращение выражения, которое в переводе с английского языка означает: S – strength – сила (в данном случае - сильные стороны), W - weakness - слабость (слабые стороны), О - оpportunities - возможности, Т - threats – трудности, угрозы.

SWOT-анализ представляет собой технику анализа, которая позволяет рабочей группе успешно продвигаться по этапам стратегического планирования: проводить реальный социально-экономический анализ, формулировать цели и задачи развития местного предпринимательства, видение будущего, а также предвидеть эффективность отдельных проектов, их применимость к местным условиям.

Цель SWOT-анализа состоит в том, чтобы выявить и определить пути развития сильных сторон экономики города, определить возможности успешного использования существующих и создания новых возможностей. Она позволяет учесть существующие слабости, чтобы уменьшить их влияние на развитие, и нейтрализовать угрозы.

На какие вопросы должна ответить рабочая группа в ходе анализа? Они могут быть примерно следующими:

· Сильные стороны. К ним необходимо отнести виды и направления наиболее успешного и перспективного бизнеса, а также условия его работы на региональном рынке. Например, конкурентоспособность бизнеса по виду и качеству товаров и услуг, нормы заработной платы, квалификация рабочей силы, наличие и влияние на возможности развития образовательных и исследовательских учреждений, сильную транспортную сеть, близость производственных предприятий к источникам сырья или другим природным ресурсам. Другие сильные стороны состояния и возможности развития местного бизнеса.


· Слабости - местные препятствия росту предпринимательской активности. К ним можно отнести анализ платежеспособности населения, сложности регуляторных процедур, неадекватность инфраструктуры, ограниченный доступ к кредитованию и другие характерные местные условия.

· Возможности - это благоприятные внешние условия. Например, возможные в перспективе технологические изменения, новые международные торговые условия, макроэкономические / политические события, расширяющиеся рынки для местных предпринимателей и т.п.

· Угрозы - неблагоприятные внешние тенденции. Например, отрицательные тенденции в демографической ситуации, уменьшение массы регионального или глобального бизнеса, возможные потери рынков сбыта для местной промышленности и возможные в связи с этим закрытия местных предприятий, нестабильность банковской системы и другие угрозы, которые могут оказать негативное воздействие на развитие местного предпринимательства.

В международной практике проведение SWOT-анализа давно испытано. Существует проверенная опытом последовательность действий рабочей группы, которая потребует проведения не менее двух совещаний и напряженной интеллектуальной работы каждого из ее членов.

1. После ознакомления членов рабочей группы с материалами социально-экономического анализа, членам рабочей группы дается задание подготовить самостоятельно краткие ответы на все четыре SWOT-компонента. Каждый член рабочей группы на отдельном листе прописывает свое видение по каждому компоненту, указывая как можно больше идей по всем направлениям анализа.

2. В ходе специального совещания, посвященного проведению SWOT-анализа, члены рабочей группы обсуждают все разработанные ими идеи по четырем SWOT-компонентам.

Эта работа проводится методом «мозгового штурма».

Сначала руководитель группы записывает все заготовленные предложения по одному направлению анализа на большом листе бумаги, не комментируя и не критикуя ни одно из них. Затем члены рабочей группы дополняют их возникшими идеями до тех пор, пока не останется ни одной не озвученной и не записанной идеи. После этого происходит обсуждение и формирование идей данного компонента SWOT-анализа на основе согласия всех членов рабочей группы.


Затем группа таким же методом переходит к обобщению идей по следующему компоненту SWOT-анализа.

3.После проведения «мозгового штурма» на первом совещании, рабочая группа проводит консультации со специалистами по отдельным идеям, высказанным ее членами. Также необходимо некоторое время для того, чтобы каждый член рабочей группы еще раз вне совещания продумал обсуждавшиеся идеи.

4.На следующем совещании рабочей группы проводится обсуждение идей, поступивших от специалистов, и новых идей членов рабочей группы, окончательно формируются выводы из SWOT-анализа и заносятся как раздел в черновой вариант стратегического плана развития предпринимательства.

Работа над SWOT-анализом не прекращается до окончательного утверждения плана. Идеи и предложения могут поступить не только от специалистов, но и от бизнес-сообщества и громады в ходе обсуждения плана в СМИ, на встречах общественности города и при проведении других городских мероприятий.

Научно-технологический парк.

Октябрь 2004 года