litceymos.ru   1 ... 12 13 14 15 16

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МЕДИТАЦИИ

Если коротко, то можно сказать так: надо заменять комбинации в мыслях на комбинации в состояниях. Если же говорить подробнее, то правильнее будет остановиться, и при том с большой осторожностью, на одном виде медитации. Он, этот вид, найден методом переноса из других видов творчества. Работая в разных жанрах, нетрудно заменить, что для решения одной и той же задачи всегда есть несколько путей, вот и в медитации так же.

Предположим вы хотите достичь состояния покоя, освобождения, забвения, безмыслия. В этом случае в вашем распоряжении непременно окажется несколько путей. Иной раз это состояние достигается когда вы увязываете упражнение с дыханием. А другой раз лучше выходит, если опереться на свою волю, на веру в успех. А в третий раз вы просто все отбрасываете, какие бы заботы и мысли не навалились на вас, вы все как есть отстраняете, даже мысли о безмыслии. А в четвертом случае вы расслабляетесь на сколько умеете, а через несколько секунд, вдруг оказывается, что есть напряжение, вы снимаете его, а через несколько секунд замечаете еще зажим. Убираете и его и т. д. А в пятом случае вы ставите перед собой цель сохранять нужное вам состояние под контролем сознания лишь несколько секунд. А в шестом случае вы говорите себе и даже чувствуете это, что вам хочется побыть в состоянии, которое определяется не деятельностью ума, а чем то другим, неземным. Так вот, заметив, что в медитации, для достижения одного и того же состояния, существует несколько способов, вы объединяете их все в один способ, который заключается в том, что не нужно больше мучить себя заботами об упражнениях. Все эти разные способы, сами собой, без ваших стараний, сменяя друг друга естественным порядком, будут делать одно и то же дело для которого предназначены. Ведь психике как раз и свойственно переходить все время от одного состояния к другому.

Особенно полезным при этом могут оказаться такие действия роль которых помогать, способствовать, облегчать: например частично отключать думание во время однообразной монотонной работы, или частично расслабляться физически при езде на транспорте в качестве пассажира, или частично играть роль, соответствующую вашему замыслу при общении с людьми и т. д.


То есть речь о том, чтобы не подчиняющиеся душевные движения соединять почаще с более уступчивыми интеллектуальными и физическими движениями. Видимо здесь есть тесная физиологическая связь и польза ощущается совершенно отчетливо.

В частности если вы последуете совету Огороднова Д.Е. "...Выражай в голосе своем прежде всего свою доброту, выражай ее свободно и непринужденно..." Причем не только в пении, но и обязательно в разговоре, то сразу заметите серьезные сдвиги в вашем характере, а затем и во всей жизни. Мечты, которые оставались мечтами года и даже десятилетия, начнут быстро воплощаться в нечто осязаемое.

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ БОЛЕЕ СЛОЖНОЙ ЗАДАЧИ

Еще во вводной части нашего курса отмечалось, что с помощью виденики можно найти столь новую проблему над которой еще никто не работал и которую даже никто не ставил. Иначе говоря, читатели приглашаются на прогулку в свободный поиск. Куда нас выведет подобное путешествие мы, естественно, не знаем и сами. Однако, отправной пункт обозначить надо. Чтобы желающие могли подготовиться и собраться в нужном месте. Итак, началом движения объявляется физико-философское отделение средней школы. Проводником вызвалась служить госпожа фантазия. Присядем на минуту перед дальней дорогой. Теперь трогаем. Пусть, для разрядки напряжения и для подъема духа, запевают те, кого мы уже знаем. Берем несколько произвольных объектов (т.е. вводим элемент случайности): Дарданеллы, семечки, клей, швеллер, позвоночник, диплом, сатана, фольклор. Используем их как подсказки для нахождения такого же числа объектов физико-философской и технической ориентации. Дарданеллы – это пролив между Мраморным и Эгейским морями, т.е. нечто промежуточное между средиземным и черным морями. Поэтому, вместо слова "Дарданеллы" поставим слово "промежуток". Подсолнух поворачивает свою голову вслед за Солнцем, поэтому, вместо "семечек" запишем "синхронизм". "Клей" уступит место "сцеплению". Швеллер – этот корытообразный профиль стального проката – станет у нас корытом на потоке или "корытопотоком". Далее по порядку появятся: "остов", "результирующая", "негатив", "импровизация". При спаривании, стараемся одну пару подбирать далеко отстоящие по смыслу понятия. В результате имеем: промежуток и корытопоток, синхронизм и остов, сцепление и негатив, результирующая и импровизация, в первой паре, машина, штампующая корыта, должна иметь промежуток между матрицей и пуансоном, чтобы не резать материал, а изгибать, вытягивать и ссаживать. Следовательно там происходит пластическая деформация. Так и запишем вместо первой пары новое понятие: "пластическая деформация". Во второй паре: остов чего? Корабля, или ихтиозавра, или политэкономии социализма? А синхронизм в чем? Синхронизм в парном катании, или в групповом танце, говорит о заученности движений, о мертвящей роли синхронизма в танцевальном искусстве. Когда остается лишь остов от искусства, а душа улетучивается. Зато в хоровом или оркестровом деле, при наличии нот и дирижера, омертвления может не происходить. Стала быть, можно говорить об избирательности синхронизма. И вместо второй пары встанет понятие: "избирательность синхронизма". В третьей паре, негативное изображение – это промежуточное изображение. И в сцеплении иногда полезно бы иметь промежуточное сцепление. Значит в третьей паре вместо сцепления и негатива поставим "промежуточное положение". В четвертой паре, собственно, импровизация это и есть результирующая многих независимых компонентов, действующих одномоментно т.е. симультанно, это последнее слово и заменит нам четвертую пару. Выпишем вместе, что у нас получилось во всех четырех парах:


1. Пластическая деформация;

2. Избирательность синхронизма;

3. Промежуточное положение;

4. Симультанность

Снова сгруппируем их попарно: 1 со 2 и 3 с 4. В результате получим:

1. Пластическая избирательность;

2. Симультанная промежуточность

Наконец, соединяя оба предложения, имеем: "Пластическосимультанная промежуточность". Во всех преобразованиях до сих пор применялось измельчение и конкретизация объектов, хотя и разными способами. Следующая операция так же пойдет путем дробления. Получившаяся формула пусть выполняет роль надсистемы. А нам надо найти подсистемы к ней. Похоже что они будут состоять из соединения вместе нескольких прилагательных с добавлением нашего существительного "промежуточность". Например: Челночнорисково-торгашеская промежуточность, или иждивенческо-крикливо-тупая промежуточность, или нахраписто-прихвато-зажимистая промежуточность. Но так как нам нужна физико-техническо-философская направленность, то получим:

1. Капилярно-ячеисто-дуалистическая промежуточность;

2. Лучисто-противоточно-глубинная промежуточность;

3. Вакуумно-дробильно-всезахватная промежуточность;

4. Предварительнонапряженно-микроволново-шаровая промежуточность;

5. Ночезрительно-гусенично-имманентная промежуточность;

6. Турбулетно-мягко-музыкальная промежуточность;

7. Опреснено-обтекаемо-холерическая промежуточность;

8. Кристалическо-сыпуче-аномальная промежуточность;

9. Статично-гоночно-ложная промежуточность;

10. Гранулировано-трубчато-затуманенная промежуточность;

11. Виртуально-паросилово-подпороговая промежуточность;

12. Инфразвуко-жирно-параллельная промежуточность.

Промежуточность она и есть промежуточность. Пора переходить от нее к чему-то более самодовлеющему. Например, к процессам или явлениям. Соединяя попарно наши промежуточности будем иметь несколько процессов. Из первых двух промежуточностей после объединения получим:


Множество разных сил действуют на клеточки слагающие наше тело. И множество ограничений, препятствий и противодействий испытывают эти клеточки. Но они непрестанно восстанавливают, насколько могут, насколько это в их силах, глубинное, гармоничное равновесие. Это несомненно процесс. Сначала были взяты физические термины: "Капиллярно" и "лучисто", и были рассмотрены явления происходящие там. Затем к ним добавились препятствия и противодействия подсказываемые техническими терминами. Наконец, философские термины навели на мысль о глубинном гармоничном равновесии. Третья и четвертая промежуточности после объединения рождают монстра в виде дробильно-шаровой всезахватной мельницы, которая запускается в действие с помощью микроволнововакуумной установки и размельчает заложенный в мельницу материал практически мгновенно.

Пятая и шестая промежуточности превращаются в процесс внутренно присущий крытому вездеходу на мягком гусеничном ходу, который, не без участия ночезрительных органов, легко и беззаботно продвигается через ночную пургу под аккомпанемент чарующей салонной музыки.

Седьмая и восьмая промежуточности после слияния, и если уйти от реальности в область вымысла, могут к примеру, выглядеть так: при опреснении воды выделяются кристаллы соли. Целые горы соли подобно сыпучим пескам. И когда эти горы обтекаются ветром, то они, так же как и поющие пески, издают звуки вследствие перемещения кристалликов соли. Только звуки эти больше похожи не на пение, а на дикую какофонию тысячи ведьм и тысячи чертей, собравшихся на шабаш.

Девятая и десятая промежуточность наталкивают на фантастический образ: будто трубчато-гранулированные частицы, покрывающие некоторый участок земли, создают в стоячем воздухе ложную затуманенность мешающую гонщикам, но не признаваемую судьями.

И наконец одиннадцатая и двенадцатая промежуточности (здесь тоже не обошлось без вольного обращения с фактами). Инфразвуковые импульсы подпороговой частоты, возникающие и исчезающие подобно виртуальным частицам, но мощные как паросиловая станция и жирно насыщающие пространство, вызвали в параллельном мире замешательством и наши и собратья по разуму, слегка растерявшись, допустили ряд оплошностей, что и позволило нам обнаружить их. Продолжаем наши преобразования- из нафантазированных процессов, так же соединяя их по два, постараемся получить не процессы, а конструкции. Из первых двух процессов, после рассмотрения происходящих там явлений, хочется предложить конструкцию некоего доильного аппарата, который бы более ласково, чем нынешние работал с сосками, поскольку питался бы от переносной микроволново-вакуумной силовой установки, да еще в добавок обладал бы способностью восстанавливать гармоничное равновесие в теле животного, тем самым тонизируя настроение буренки. Недаром же говорят: "Ласковое теля двух маток сосет".


Третий и четвертый процессы, соединенные вместе дают конструкцию рабочего места оператора на вредных производствах. Упоминаемый там крытый вездеход на мягком гусеничном ходу с салонной музыкой и с ночезрительными органами – это очевидно будет у нас кабина оператора. А шабаш чертей и ведьм – это само вредное производство.

Пятый и шестой процессы, рассматриваемые одновременно, приводят к идее калейдоскопа, но не оптического, а универсального. В этом калейдоскопе должны бы возникать не только инфразвуковые импульсы или затуманенность от трубчато-гранулированных частиц, а должны калейдоскопически чередоваться и перемешиваться тысячи разных явлений и все время в новых не повторяющихся сочетаниях. А чувствительные индикаторы, датчики, приемники, компьютеры, экраны, регуляторы, фиксаторы и пр. помогали бы экспериментатору разбираться в происходящем.

Итак в нашем распоряжении три конструкции:

1. Доильный аппарат

2. Кабина оператора вредного производства

3. Универсальный калейдоскоп

Предстоит же нам, соединив их, найти не конструкцию, а принцип действия.

Записанный под номером третьим универсальный калейдоскоп имеет существенный недостаток. Его конструкция предполагает создание всех возможных комбинаций из тел, явлений, эффектов и других компонентов. Но давно известно, что полезными будут ничтожная часть из них. Только красивые комбинации могут представлять интерес. Отсюда простой вывод: (доильный аппарат и кабина оператора подсказывает его): В конструкции универсального калейдоскопа должно быть предусмотрено устройство, способное отбирать объективно-красивые комбинации и отсеивать остальные. Таким образом принцип действия универсального калейдоскопа понятен. Но как его осуществить? Вот вопрос действительно трудный и пока что в таком виде в науке и технике не решенный. В самом деле, возможно ли придумать и построить такой механизм, который бы из беспредельного множества всевозможных сочетаний и последовательностей, проносящихся через калейдоскоп даже в закодированном виде, отбирал и пропускал только объективно-красивые, а остальные отсеивал бы?


Но поскольку задача поставлена надо ее решать. Сначала расширим проблему. То есть определим частным случаем какой более общей задачи является данная задача. Для этого находим другие явления того же класса. Такие оказывается есть. Например, изменчивость, наследственность и естественный отбор в природе. Или перебор вариантов на компьютере и нахождение решения по заложенной в него программе. А надсистемой будет эволюция. Теперь уточним задачу и выберем направление. На каком направлении мы желали бы остановиться? Нам больше по душе не перебор всех возможных комбинаций, а принятие к рассмотрению любой комбинации и ее совершенствование. Улучшение ее качеств во всех отношениях до тех пор, пока она не станет объективно-красивой. Теперь полезно было бы наметить подход к решению задачи и не простой, а оригинальный. Значит придется приготовить вариатор, отвечающий на аналогичный вопрос: Каков должен быть подход к решению задачи? Берем сколько то произвольных объектов: куча, туча, море, горе, гайка, майка, мыло, шило. Это, как вы помните, лишь вспомогательные объекты, с их помощью образуем столько же объектов нужной нам направленности: Множественность, изменчивость, действенность, невосполнимость, стабильность, поверхностность, очистительность, проникновенность. Соединяя по два получим: изменчивая множественность, действенная стабильность, очистительная невосполнимость, поверхностная проникновенность. Еще раз соединим по два. Двойственная стабильность в поверхностной проникновенности, очистительная невосполнимость в изменчивой множественности. Соединяя последние два предложения получим: очистительная невосполнимость и подлинная стабильность в глубинной и постоянной проникновенности. Это вариатор отвечающий на вопрос: каков должен быть подход к решению задачи?

Придется набраться терпения. Нам нужны еще два вариатора отвечающие на вопросы: Каков должен быть принцип действия нашей машины? и каково должно быть устройство такой машины?

Вспомогательные объекты оставим те же самые и получим из


них восемь объектов, но совсем другой направленности.

1. Муравейник,

2. Гроза,

3. Смерч,

4. Смерть,

5. Крепеж,

6. Лето,

7. Пена,

8. Давление.

Соединяя по два получим:

1 (1,2). Действие многих факторов в одном направлении.

2 (3,4). Передача неизменяемой мощности уменьшающейся массе.

3 (5,6). Готовь сани летом, а телегу зимой.

4 (7,8). Взаимодействие макро и микро сил.

Еще раз соединяя по два получим:

1 (1,2). Перенос действия многих факторов с одного направления на один из участков этого направления.

2 (3,4). Перенос действия макросил на микроуровень.

Соединяя последние два предложения получим:

Перенос действия многих факторов с одного направления, на один из участков этого направления с одновременным переносом действия макросил на микроуровень. Это и будет вариатор отвечающий на вопрос: Каков должен быть принцип действия машины?

Последний вариатор должен отвечать на вопрос: Каково должно быть устройство машины? Все объекты и вспомогательные и работающие остаются без изменения, и соединять их будем в том же порядке. Другими получатся только результаты после соединения.

1 (1,2). Такие внешние обстоятельства, которые действуют и на живые и на неживые объекты.

2 (3,4). Передача энергии от тел, движущихся прямолинейно к телам, движущимся по кругу и от последних к телам движущимся хаотично.

3 (5,6). Скрепление деталей техническими и природными средствами.

4 (7,8). Действие поверхностного слоя в твердых и жидких телах.

Еще раз соединяя по два, получим:

1 (1,2). Передача энергии с помощью направленного микровзрыва.

2 (3,4). Действие поверхностного слоя в твердых телах при скреплении их техническими и природными средствами.

Объединяя два последних предложения получим: все твердые детали, узлы и агрегаты машины соединяются между собой природными средствами при ненарушенном поверхностном слое. А вся энергетика основывается на направленном микровзрыве. Это и будет вариатор отвечающий на вопрос: Каким должно быть устройство машины?


Понятное дело, вариатор это еще не машина. Попробуем представить себе машину в действии. Как вы помните, мы сами остановили свой выбор на направлении, в котором отвергли пропускание через машину всех возможных комбинаций даже в закодированном виде, ибо число их квинтиллион квинтиллионов и почти все бесполезные и должны быть отсеяны (а полезных 0,00001 процент). Мы решили работать над комбинацией, поступившей в машину по улучшению ее качества до тех пор, пока она не станет объективно-красивой.

Но ведь это означает, что либо машина, либо человек должны все время решать вопрос: красиво или некрасиво. Умом этот вопрос неразрешим, его решает чувство. Стало быть только человек, обслуживающий машину. А у человека, или пусть даже у группы людей, окруживших машину, есть свои предпочтения, свои вкусы, свой, всегда ограниченный, объем знаний. Может случится, что комбинация уже красива с точки зрения науки будущего, но современный человек еще не готов к ее восприятию. А как осуществлять улучшение качества, сразу в натуре или вначале лучше на бумаге? Когда в предварительных раздумьях и пробах по улучшению качества комбинации, вам понадобится добавить эффект, на который машина не рассчитана, то ведь придется монтировать рядом соответствующую установку. Потом еще одну, потом еще десять. Может быть правильнее говорить не об универсальном, а об отраслевом или даже узкоспециализированном калейдоскопе. Да и не калейдоскоп это, а скорее старший помощник младшего подметалы. Вот подметалы в творческой работе полезны. Об одном из подметал-помощников мы и беседуем. В последнем вариаторе, отвечающем на вопрос: каково устройство машины? Сказано, что вся энергетика машины основывается на направленном микровзрыве, это нужно потому, что объекты закладываемые в машину могут быть как живые так и неживые, а микровзрыв действует и на тех и на других. По той же причине придается важное значение состоянию поверхностей и крепежа. Принцип действия машины, сформулированный в предпоследнем вариаторе, требует переноса всех воздействий не только на одно направление, но и на один из участков этого направления и на переход с макроуровня на микроуровень. И наконец вариатор, отвечающий на вопрос: Каков должен быть подход к решению задачи? Говорит о стабильности, очистительности, проникновенности, чуть ли не о гуманности. В целом же машина узкоспециализирована в комплексных, концентрированных и разнообразных воздействиях на малые объекты, живые и неживые. То есть, на машине можно строить комбинации из воздействующих на микрообъекты агентов. Не правда ли, такая конструкция очень и очень далека от идеи универсализма.


Высказанное ранее соображение о всестороннем совершенствовании комбинации, заложенной в машину, пока она не станет объективно-красивой, относится именно к этой конструкции, а не к универсальной. Вся статья о свободном поиске имеет своим основным итогом тоже эту конструкцию, т.е. обыкновенного помощника-подметалу. А как искать красивые комбинации? Как их совершенствовать? Об этом написана наша книжка. К сожалению долгое путешествие вывело на ложную идею "универсального калейдоскопа". Однако мы знаем где именно был сделан неверный ход. И нет необходимости повторять все сначала. Достаточно вернуться к тому месту, где говорится о трех конструкциях. Третья конструкция, получаемая объединением пятого и шестого процессов, должна быть иной. Попробуйте проделать дальнейшую работу самостоятельно. Не плохо бы и первые две конструкции сменить на более проработанные. В образовавшихся трех конструкциях не обязательно искать принцип действия. Если посчастливится усмотреть в них проблему, будет не хуже. В данном случае три конструкции играют роль поискового поля. Постарайтесь не растерять всего нафантазированного и сделать это поле причудливо искрящимся, чтобы в нем засветилась интересная идея.



<< предыдущая страница   следующая страница >>