litceymos.ru   1 ... 11 12 13 14 15 16

УПРОЩЕНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ.ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Любители технического творчества тоже могут пользоваться упрощенным приемом.

Приведем три примера. Ряд методик предлагают изобретателю тот или иной порядок действий. Стало быть, если вы хотите применить не их порядок, а свой, то берете случайное слово например "пила" и в нем ищите этот порядок действий.

Если пила лучковая, то сперва выбирается форма зуба: поперечный, продольный или смешанный. Затем выравнивается полотно, затем натягивается тетива, затем зажимается в верстак поделка, и затем уже пилят. Эти пять действий обобщенно сформулируем так:


  1. Выбор активного начала;

  2. Сочленение его с инфраструктурой;

  3. Подача напряжения;

  4. Фиксация;

  5. Разделка

Получилось нечто похожее на прием в изобретательстве. Предположим требуется с помощью этого приема придумать оригинальный способ защитить свое жилье от квартирного воришки. Первое действие – выбор активного начала – слезоточивый или другой газ. Второе действие – сочленение с инфраструктурой – тоже подходит. Последующие действия подходят даже чересчур.

Другой пример касается тех методик, где на первом месте стоит не порядок действий, а принцип действий. Сознательно берем это же слово – "пила". Но пред ним теперь придется поставить новое требование: выразить принцип. Приходилось ли вам, читатель, видеть в цирке такой номер: артист играет смычком на громадной пиле, один конец которой стоит на земле, а другой выше головы, поддерживается левой рукой артиста. Вибрация звука, кстати удивительнейшая, достигается действиями именно этой левой руки. Тембр "голоса" пилы похож на человеческий, только мощнее и глубже, музыка захватывающая. Трудно ли после такого концерта выдвигать всякие идеи? Есть известный принцип французского ученого: "Чтобы изобретать, нужно думать около". Можно было бы добавить к нему: не только "около", но и "поодаль". Но есть еще один принцип общепринятый: "Чтобы изобретать, нужно найти новое явление". Так вот, не исключено, что новое явление здесь же перед нами в возможностях вибрато пилы.


Третий пример выведет нас за пределы известных категорий: порядок действий, принцип действий и пр. Обратимся к помощи того же слова – "пила". Вообразим, что порядок действий, принцип действий, характер действий, форма действий, сфера действий, место действий, время действий – это зубья пилы, терзающей дерево познания. А нам хотелось бы не пилить его, а дружески побеседовать с оным деревом. Найти язык понятный обоим. Посидеть мирно этак где-нибудь на берегу речки. Потолковать о жизни, о душе, о том о сем. Затем попросить разрешения и задать технический вопрос, который не дает нам покоя, мешает жить по-человечески.

В заключение заметим, что во всех трех примерах можно было выбрать не пилу, а магнитофон, или кошку, или банк, или всякий раз свежее слово использовать. Решения получились бы, конечно, другими, не похожими на те, что здесь записаны.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОПИСАНИЯ УПРОЩЕННЫХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ


Когда мы рассуждаем о наипростейшем приеме и жонглируем одним единственным словом, то на самом то деле всегда присутствует второе слово. Либо скрывающееся в условиях задачи. Либо подразумеваемое само собой в обстоятельствах. Либо уже не прячущееся а открыто позирующее, как в случае с "сюжетом" или "порядком действий". То есть, по существу, происходит хорошо известное взаимодействие двух или более объектов в разных обстоятельствах. Вообще, работая с двумя словами, понятиями, суждениями, афоризмами и др. формулами, можно бесконечно варьировать приемы, подходы, цели, условия и пр. Надо только не забывать о красоте комбинаций на каждом этапе.

Пусть нам даны два слова: "время" и "симптом". Требуется сочинить предложение в которое бы вошли оба заданных слова. Получаем: "симптомы времени отняли кошелек", здесь оба заданных слова принимаются за одно целое и к ним добавляется третье слово, из двух слов: "город" и напаять" само собой выходит: "город напаял десятку". Из двух слов: "Косточка" и "надернуть" имеем: "на косточки надернуть кофточки", на слова: "время" и "скептик", давно уже сказано: "А время движется все дальше, все вперед и каждому готовит свой черед". В приведенном ниже стихотворении "Рикша", очевиден диктат первой ключевой фразы: "Я родился на асфальте".



РИКША

Я родился на асфальте,

Я учился на диэте,

Я женился на двуколке,

Я работал на бегу.

А теперь я еду в гости,

В зарешеченной карете.

Надоела мне дорожка,

Больше видеть не могу.

Стану жить в казенном доме,

Щеголять в казенном платье,

Стану ноги обувать я,

Стану есть казенный хлеб.

Пить лишь воду ключевую,

Спать лишь в каменной палате.

Наконец нашел я счастье:

Здесь мой дом и здесь мой склеп.


В предлагаемой замысловатой частушке так же ведущая роль за первой строчкой.

Мой миленок – ригорист,

Враг тактильных репрессалий.

Ну, а я – эвдемонист,

Форс-мажор, адепт баталий.

Познакомившись немного с упрощенными приемами работы в литературном и техническом творчестве, вы можете теперь, каждый для себя в отдельности, попытаться нащупать такие упражнения, которые без подготовки, а сразу выдавали бы, пусть очень маленький, но самодостаточный результат.

Чтобы эти микроскопические, но ежедневные успехи, легко умещающиеся в промежутках между текущими делами, были приятны вам, чтобы эти забавы сыграли роль маленьких толчков для большого раскачивания при попадании в резонанс.

Приведем пример самостоятельного поиска в литературном творчестве, ибо в нем результат виднее, чем в техническом творчестве. Сначала нам надо достичь такого же положения, как в рисунке. Ведь в визуальном видении мы уже можем каждый день любоваться разными образами глядя на стену, оклеенную обоями с цветами, или глядя на облупленную и обляпанную поверхность ремонтируемого помещения, или глядя просто на землю. Вот и в литературном творчестве для интеллектуального видения, надо свободно, без хлопот и без какой-либо подготовки, иметь перед внутренним взором поисковое поле. Это могут быть люди, вещи, события, происходящие сейчас или минуту назад. Но могут быть и созданные воображением. Для нас ведь теперь не составляет труда найти тему. Достаточно выбрать одно слово. Мы для разнообразия взяли два слова: "профиль" и "откос" и в них усмотрели интересное понятие: "профиль откоса". Теперь нам захотелось иметь еще одно слово, но не для нахождения сюжета, а для определения направленности поиска. Дело в том, что, отыскивая какой-то свой прием, мы решили некоторое время потоптаться на месте, погундосить на одной ноте, до тех пор пока замаячит красивое чувство.


Исходная позиция наша это "профиль откоса", а направленностью поиска пусть станет слово "минута". Начинаем сочинять предложения в которых половина текста относится к живой природе, а другая половина к "мертвой" природе, и двигаться будем в

направлении указываемом понятием "минута".

Первое предложение:

"Прощальная улыбка бабьего лета".

Второе предложение:

"Всего лишь одно мгновение ее вздрагивающие губы ждали, но тщетно, поцелуя-признания, а дальше пошло отчуждение, холод, разрыв, потеря видимости, все как на промозглом сибирском тракте в дальнем рейсе".

Третье предложение:

"Тихо месяц плывет над уснувшей Землею". В этом третьем предложении в поисковое поле было добавлено требование к тональности. Автору хотелось достичь плавности и лиричности речи.

Неплохо получится, если наше упражнение делать используя общие рекомендации Родена, а именно "... в каждом существе, в каждой вещи угадывать характер, ибо в искусстве прекрасно только характерное..." Или используя рекомендации Чаадаева, т. е.

"...За каждым предметом в природе ставить нечто невидимое, что нас трогает и волнует и изображать это невидимое, а не сами предметы нами созерцаемые..." Хорошее поисковое поле выходит, когда группируешь конкретные представления о тональности, художественности, чувственности, идейности, концептуальности в физически ощутимую комбинацию.

Конечно, в литературном творчестве следует рисовать не сами объекты (этим занимаются изобразительные искусства), а отношения между ними или между их частями. Например, как у Эдгара По в следующем отрывке: "...Внешность ее описать довольно трудно. Ростом она была примерно с ангела, и у нее были глаза, и этакая повадка..."



<< предыдущая страница   следующая страница >>