litceymos.ru 1


Углубленное психологическое обследование предполагает:


- выявление особенностей психического развития ребенка;

- установление нарушений психического развития;

- определение личностных нарушений (поведения, системы отношений к учебной деятельности и самому себе);

- выявление сохранных, потенциальных и компенсаторных возможностей ребенка;

- определение оптимальных условий обучения, развития, социальной адаптации.


Схема обследования ребенка,

который направляется на психолого-медико-педагогическую комиссию


^ I.Общие сведения о ребенке и его семье:

Ф.И.О. ребенка _______________________________________________________

Год рождения _______________________________________________________

Посещение группы детского сада или класса школы________________________

^ II. Особенности когнитивного развития ребенка:

1. Особенности внимания ребенка (устойчивость, концентрация, распределяемость, переключаемость, работоспособность).

2. Особенности восприятия и наблюдений. Процессы памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение). Преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, словесно-логическая, двигательная; механическая или смысловая). Нарушения памяти.

3. Особенности мышления и протекание мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, обобщения, классификации). Установление причинно-следственных связей. Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений. Преобладающий вид мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное. Нарушения мышления.

^ III. Обследование личностных особенностей:

1. Особенности эмоционально-волевой сферы. Нарушения эмоций и волевого процесса (склонность к аффективным вспышкам, депрессивность, эмоциональная неадекватность, негативизм, упрямство, импульсивность и др.).

2. Личность и поведение. Интересы, потребности, убеждения, ценности. Характер и темперамент. Нарушения в поведении (замкнутость, агрессивность, гиперактивность, аутичность, эгоцентризм и др.). Грубые нарушения общения (драчливость и пр.).

3. Деятельность. Преобладающая мотивация, ведущий вид деятельности, отношение к деятельности, утомляемость, развитие потенциальных возможностей. Нарушение работоспособности.


Предложенная программа дифференциальной диагностики нарушений психического развития ребенка является примерной. Она может быть изменена в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и характера нарушений.


Данные обследования могут быть обобщены и представлены разными способами.


^ Примерная схема психологического заключения

для психолого-медико-педагогической комиссии


Вариант №1


Обязательная часть содержит следующие сведения:

1. Особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций). Организация интеллектуальной деятельности.

2. Анализ психологического развития:

  • Оценка возрастных этапов развития с точки зрения критических периодов и основных психологических новообразований.

  • Анализ актуального уровня социальной адаптации личности (в семье, в учебном заведении, в среде сверстников). Социально-бытовая ориентировка, навыки культурного поведения.

  • Оценка «зоны ближайшего развития» и прогноза развития с позиций адаптивных характеристик личности.

  • Адаптивность в условиях психологического обследования.

3. Структура личности ребенка. Особенности мотивации, самооценки, рефлексии (критичность, адекватность). Конгруэнтность личности.

В дополнительную часть в каждом конкретном случае вносятся психологические сведения, важные именно для этого ребенка. Их выявление планируется психологом исходя из:

  • Первичного запроса на обследование ребенка;

  • Беседы с родителями в процессе сбора анамнеза;

  • Психологического обследования параметров развития, входящих в обязательную часть (умственная работоспособность, структура деятельности, характеристика основных психических процессов, речь, эмоциональная сфера)



Вариант №2


1. Феномен развития на момент проведения обследования:

Дается описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой на содержание тех компонентов, которые были исследованы психологом.

2^ . Наличие отклонений или нарушений в развити:

Называются те сферы психической жизни ребенка, в которых обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной нормы и описаны конкретные проявления этих нарушений. Это такие явления, как умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, проявляющиеся в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальные проявления и др. По возможности указываются причины существующих нарушений.

^ 3. Особенности психического развития, выявленные в обследовании:

Называются те сферы психической жизни ребенка, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями и описываются их реальные проявления.

^ 4. Возможные формы сопровождения:

Перечисляются адекватные с точки зрения психолога формы сопровождения.


Образец заключения


Ф.И.О. ученика Николай К., 1 «А» класс

Дата рождения 9 сентября 1988 г.

Дата обследования 15 февраля 1996 г.

^ Феномен развития на момент проведения обследования:

У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учебной задачи. Часто и быстро отвлекается. Не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учебная мотивация достаточно высокая. Отношения с одноклассниками доброжелательные, с учителями в общение практически не вступает, выглядит стеснительным, робким. Тревожность высокая самооценка неустойчивая.

^ Наличие отклонений или нарушений в развитии:

Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психической активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений (педагогическая задержка). Причины – парциальные нарушения интеллектуального развития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки.

Особенности психического развития, выявленные в обследовании:

Высокая личностная и ситуативная тревожность, сильно переживает учебные неудачи. Беспокоится по поводу отметок. Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя.

Возможные формы сопровождения: Включение в коррекционно-развивающую группу после нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по вопросам интеллектуального развития ребенка.