litceymos.ru 1

Донецк1.


Донецкая областная государственная администрация

Управление просвещения и науки

Донецкий областной институт последипломного педагогического образования

Отдел естественно-научных дисциплин


Инструктивно-методический семинар

Для руководителей городских (районных) методических объединений учителей

естественно-научного цикла по теме:


ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ

ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА.

Дата и время проведения: 18.08.09 (вт.), 10.30.

Место проведения: облИППО, большой зал.

Ответственный: Денисова Е. Д., заведующая ВПД.

Донецк, 2009


Цель: повышение методической и профессиональной компетенции руководителей МО естественных дисциплин по проблеме внедрения инновационных подходов к преподаванию предметов ественно-научного цикла.

Задачи:


  • Оказать научно-методическую помощь слушателям семинара по вопросу внедрения инновационных подходов в преподавание предметов естественно-научного цикла в условия реформирования нации школы.

  • Содействовать осознанию слушателями сущности инновационных подходов в учебно-педагогической деятельности учителя.

  • Акцентировать внимание слушателей на внедрение современных информационных технологий обучения.

  • Раскрыть актуальные вопросы путей развития профессиональной компетентности учителя в условиях инновационного просвещения.

  • Ознакомить с инновационным педагогическим опытом работы по указанной проблеме методистов и руководителей МО учителей естественно-научного цикла.

  • Обеспецить научно-методическое обеспечение реализации проблемы на местах;
  • Дать методические рекомендации по организации методической работы в условиях обновления содержания естественно-научного просвещения.


  • Ознакомить слушателей семинара с особенностями преподавания и новой научно-методической литературой по преподаванию предметов естественно-научного цикла в новом учебном году.



Оборудование:

  • Мультимедийная установка.

  • Интерактивная доска.

  • Раздаточный материал.



Формы работы:

  • Доклад.

  • Информационно-аналитические сообщения.

  • Методический диалог.

  • Дискуссия.

  • Презентация.

  • Творческий отчёт.



Сстав участников:

  • Работники донецкого ИППО.

  • Представители фирмы "Литер".

  • Представители издательства "Шкильный свит".

  • Учителя физики, химии, биологии, географии.

  • Руководители городских (районных) методических объединений учителей физики, химии, биологии, географии.



План и ход работы

  • 9.30.-10.30 регистрация участников.

  • 10.30.-10.40 открытие семинара.



Научно-теоретическая часть

  • 10.40.-11.00. Внедрение компетентностно-ориентированных технологий в учебно-воспитательный процесс учителя естественно-научных дисциплин.

Доклад: Бухлова Н. В., старший преподаватель

кафедры общественно-гуманитарных дисциплин

и методики их преподавания облИППО.

Цель образования XXI столения: научить жить;

Научить работать;

Научить жить в обществе;

Научить учиться.

Компетенции закладываются через:

Технологии,

Стиль школы,

Содержание образования,

Взаимоотношения участников педагогического процесса.


Технологии включают:

Целевую направленность,

Научные идеи, систему действий участников педагогического процесса, критерии оценки результатов,

Результаты,

Границы применения.

Требования к технологиям:

Индивидуально-личностный подход,

Активизация самообразования, самовоспитания и саморазвития,

Субъект-субъектные отношения,

Активизация познавательной деятельности на каждом этапе;

Само- и взаимооценка учащихся;

Совместное целеполагание.

Докладчик привёл определение понятия "современная педагогическая технология".

Ознакомились с исследовательской моделью по Нельсону.

Узнали об этапах подготовки интегрированных занятий.



  • 11.00.-11.20. Пути внедрения информационных технологий в профильную школу.

Содоклад: Сипачёва О. В., зав. отд.

инновационного образования облИППО.


Рассказала о дистанционном образовании для учащихся и учителей. Подробная информация на сайте: http://www.iteach.com.ua/mediawiki

Интернет-олимпиады для школьниковпо физике и по "Основы наук" (до 1-го сентября): http://www.urfodu.ru

Электронная почта кафедры: innovatika@ukr.net



  • 11.20.-11.50. Анализ результатов ВНО по естественно-научным дисциплинам. Международное исследование TIMS: результаты и перспективы.

Пастухова Н. Л., проректор по вопросам

внешнего оценивания

и мониторинга качества образования.


Донецкая область.

По школьной шкале:

1-3 балла: 10,96 % учащихся.

4-6 баллов: 45 %.

7-9 баллов: 32 %.

10-12 баллов: 12 %.

По шкале ВНО:

Менее 124 баллов: 6,68 %.

От 124 до 250 баллов: 34,5 %.


От 150 до 180 баллов: 51,07 %.

Выше 180 баллов: 7 %.

АВО: по г. Снежное Касицкая Лариса из ОШ № 1 набрала 10 баллов и поступила на бюджет в мединститут Донецка, и Сурков Юрий из ОШ № 5 - на физический факультет ДонНУ.

Обсуждается вопрос о том, чтобы ВНО вынесли за пределы учебного года.

Оценки по ВНО в целом выше итоговых за год и по государственной Аттестации - та же тенденция. Учителя перестраховываются?

В 9-м классе обязательный экзамен по математике, за остальные предметы - решают наверху.


Научно - практическая часть


  • 11.50-12.20. Организация работы с мультимедийной доской.

Информационно-аналитическое сообщение:

Саенко В. П., представитель фирмы "Литер".

Ознакомил с работой фирмы "Литер", которая, наряду с другими задачами, более 10 лет занимается вопросами обеспечения мультимедийной компоненты в системе образования, электронными охранными системами, лингафонными кабинетами, информационрыми табло и тому подобное.

Показал работу мультимедийной доски. Начальная цена комплекта из доски, проектора, компьютера составляет 20 тысяч гривен. Докладчик советовал искать спонсоров, прежде всего - из числа бывших выпускников, которые сильно "прорвались" в бизнесе.

АВО: например, в ОШ № 1 два бывших выпускника отремонтировали спортзал и ещё что-то (Химченко и ещё не запомнил кто).

Два варианта установки проекторов: прямой (недостаток - теневые эффекты) и обратный (за доской). Вариация: прямая установка неподвижного проектора (с помощью кронштейна над верхней частью доски - убирает среди прочих и многие теневые эффекты).

Кроме традиционных компьютерных функций возможны и дополнения: преобразование рукописного английского текста в машинопосный шрифт, письмо (рисование) стилосам и вытирание (магнитной) губкой.

Дополнительное оборудование. 1. Планшет. Учитель теперь не прикован к классу, а может писать на планшете из любой части класса, и по беспроводной технологии эти записи через ПК передаются на доску.


2. Усовершенствование графопроектора. Теперь не только прозрачные плоские изображения можно подавать на экран, а с помощью видеокамеры изображения пространственных предметов и документов, и увеличивать например, эти изображения.

3. Учительский ручной пульт и индивидуальные ученические пульты для фронтального программированного опроса. Программа от учительского пульта передаётся на пульты учеников. Затем при желании итоги можно отобразить на доске для обозрения.

АВО: То, что в школах есть кабинеты информатики, это хорошо. Но возникает необходимость в кабинете мультимедийном. Добавлю,что без учительских ПК в каждом учебном кабинете ддаже мультимедийные кабинеты будут работать с низкой эффективностью. Вариант-минимум (идея Рыжкова В. Ю.): ноутбук, проектор, экран, тележка. Как говорится, походный мультимедийный кабинет.



  • 12.20-12.35. Практическое применение интерактивной доски на уроках химии.

Дискуссия:

Париш А. М., заслуженный учитель Украины,

учитель химии ОШ № 5 г. Артёмовска.

Учителю доску поставили богатые шефы без его ведома. Овладевал ею без помощи других на зимних каникулах.

Учитель отмечает, что дети любят сами отвечать у доски, быстро овладевают ею, любят "вытирать" записи.

АВО: Сейчас точно не вспомню, кто высказал идею о спонсорах из учеников: данный или предыдущий оратор?



  • 12.35-12.55. Система работы с одарёнными детьми.

Методический диалог:

Олейник И. В., зав. Петровским РМК

г. Донецка.

В районе нет вузов и элитных школ, но результаты участия школьников в олимпиадах и творческих конкурсах улучшаются с каждым годом.

Разработано расписание занятий с одарёнными детьми на 6 дней в неделю на базе опорных школ района.


  • 12.55.-13.15. Внедрение информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс преподавания физики и астрономии.


Презентация пед.опыта:

Антикуз Е. В., учитель физики и

астрономии Кураховской УВК

Марьинского района.

Учительница разработала методический кейс по астрономии (1-е место по Украине в 2008 году) и по физике 7-й класс (абсолютный победитель за 2009 год). В этом году состоялась презентация опыта в Вене.

Диск для 7-го класса стоит 25 гривен. Включает тематическое планирование с гиперссылками, подробные конспекты всех уроков, контрольные, самостоятельные и зачётные работы, видео и аудио-фрагменты, рисунки и анимации опытов, приборов, явлений и тому подобное. Материала - сверхдостаточно.

Заказать диск можно в кабинете естественно-научных дисциплин при облИППО.

АВО: Можно решать этот вопрос через будущих курсантов.



  • 13.15.-13.30. Развитие целостного мышления на уроках естественно-научного цикла путём внедрения в содержание предметов Общих законов развития Вселенной.

Творческий отчёт:

Бак В. Ф., учитель биологии ОШ № 11

г. Артёмовска.

На основе идей гуманистической педагогики (Сухомлинский, Пирогов, Амонашвили, философ Соловьёв) разработала холистический подход к преподаванию естественно-научных дисциплин.

АВО: Очень похоже, что в мировоззрении учительницы обосновались идеи теософии и "Нью Эйдж". Нуждается в проверке.



  • 13.30.-14.00. Методические рекомендации по изучению предметов естественно-научного цикла в новом учебном году.

Информационное сообщение:

Методисты отдела.

Детально - в августовском номере "Скарбныци Донеччыны". Также методист по физике Охрименко Н. А. подготовила диск (7 гривен) с необходимыми инструктивными и методическими материалами.

АВО: кое-что из этого диска я планирую установить для скачивания на своём новом сайте http://pmw2009.ucoz.ua/ . Предположительно в разделе сайта "Каталог файлов" и на странице "Физики".




  • Дополнение. В завершении выступила представитель издательства "Шкильный свит". Продолжают серию Уси урокы". Начали издательство конспектов для учителя с печатной основой и возможностью дополнений (формата А4) с перфорацией, чтобы можно было отрывать для ксерокопирования, сканирования и печати, для предоставления проверяющим и так далее.

  • Подписка на предметые и другие комплекты в этм издательстве такой же цены, что и в прошлом году. Дополнительно планируют в каждый журнал делать цветную вкладку и брошюру методическую.



Конспект семинара подготовил

Остапенко А. В.,

руководитель ГМО учителей физики

г. Снежное,

учитель физики ОШ № 5.


Назначение: информация для учителей физики г. Снежное на августовском заседании ГМО.

Дата составления: 21.08.2009 г. Пт.