litceymos.ru 1










Оглавление:

стр.

I Пояснительная записка

II. Программа курса

III.Тематическое планирование

IV. Этапы педагогического контроля

V.Методическое обеспечение программы

VI. Тезаурус

VII. Список литературы

VIII. Приложение

1

3

6

13

13

14

15

16




I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа элективного курса «Художественный дизайн и конструирование» представляет собой надпредметный курс, для учащихся 9 класса и рассчитанный на 66 учебных часов. Курс «Художественный дизайн и конструирование» предназначен для знакомства учащихся с основами текстильного дизайна, интерьеров помещений разного назначения, профессией дизайнера, выработки навыков по изготовлению различных элементов дизайна.

Помещения в которых мы живем, работаем, отдыхаем, должны быть и удобными и уютными, и конечно же красивыми. Только в этом случае мы будем чувствовать себя психологически комфортно, а значит наша работоспособность будет высокой и самочувствие хорошим. С этим утверждением никто не спорит. Однако в действительности дело обстоит по-другому. Однотипность микрорайонов, квартир, и даже интерьеров в наших домах утомляет, духовно обедняет, обезличивает людей. Несут ли наши дома отпечаток нашей уникальности? Чаще всего ответ будет отрицательным. Типовые «евроремонты», модные шторы, однообразные картинки на стенах – вот что мы видим довольно часто. Как преодолеть утвердившиеся стереотипы? Просто надо будет с позиции полученных во время изучения курса знаний о различных видах, элементах текстильного дизайна, основах цветоведения и материаловедения посмотреть на свое жилище, определить его особенности, выяснить предпочтения живущих в нем, разработать проект и самим его реализовать, помня, что уют неотделим от таких понятий как красота, гармония всех деталей интерьера помещения.


Курс «Художественный дизайн и конструирование» носит прикладной характер. В данном курсе даются первичные знания об основах текстильного дизайна-интерьеров, различных элементах декора. Этот объем знаний и умений позволит учащимся благоустроить свой дом, организовать свой досуг.

В программу данного курса входит рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ, тестирование. Рекомендуется использовать методы преподавания: информационно-сообщающий, объяснительно-иллюстративный; методы обучения: репродуктивный, практический, частично-поисковый (проблемно-творческий).

Изучение курса завершается выполнением творческого проекта. Содержание программы предусматривает подведение учащихся к сознательному выбору профессии.

Актуальность разработки данной программы обусловлено тем, что 9-й класс-это рубеж, который заставляет задуматься учащихся о своей дальнейшей судьбе, карьере, профессии. Программа поможет в выборе будущей деятельности применительно к склонностям, способностям, характеру и темпераменту конкретной личности, позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

Программа рассчитана на 66 часов. Занятия проводятся согласно учебно – тематическому плану 2 часа в неделю.

Занятия проводятся на базе школы №1.


Документы и материалы, с учетом которых составлена программа: Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1; Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1с углубленным изучением отдельных предметов» им. Максимова Н.М. Программа составлена с учетом национально-регионального компонента, а также включает беседы о здоровом образе жизни.


Объемы программы, виды учебной работы.

№п/п


Тема

Количество часов

1

Общая трудоемкость программы

66

2

Теоретические занятия

19

3

Практические занятия

40

4

Контроль усвоения разделов

7



II. ПРОГРАММА КУРСА


1.Введение в курс.

Знакомство с содержанием курса. Инструменты, приспособления, материалы и другие принадлежности. Охрана труда на занятиях по данному курсу.

2. Ткани и отделочные материалы.

Ткани и их волокнистый состав и свойства. Факторы влияющие на выбор ткани, виды отделки и других отделочных материалов.

Основы цветоведения. Знакомство с понятиями «гармония» и «дисгармония». «теплые» и «холодные» цвета. Факторы, влияющие на выбор цветовой гаммы для оформления помещения. Подбор цветовых сочетаний при декорировании интерьера.

Контроль усвоения раздела «Ткани и отделочные материалы».

3. Швейные работы.

Виды ручных швов, используемых при пошиве различных элементов текстильного дизайна. Виды машинных швов. Технология изготовления дополнительных и декоративных деталей. Технология обработки срезов и углов деталей элементов текстильного дизайна.

Контроль усвоения раздела «Швейные работы».

4. Декорирование окон.

Виды штор. Расчет расхода ткани на шторы. Виды обработки верха штор. Виды раздвижных и подъемных штор: назначение, материалы и дополнительные детали. Технология изготовления раздвижных штор. Портьеры. Ламбрекены: назначение, виды, фасоны. Технология изготовления ламбрекенов.


Контроль усвоения раздела «Декорирование окон».

5. Элементы декора интерьера.

Подушки, покрывала, скатерти и т.п. как элементы текстильного дизайна интерьера. Материалы для их изготовления. Декоративные возможности этих предметов интерьера.

Вышивка как один из видов отделки элементов текстильного дизайна. Контроль усвоения раздела «Элементы декора интерьера».

Изготовление элементов декора интерьера в различных техниках.

Технология изготовления различных элементов декора интерьера в техниках: макраме, вязание спицами и крючком, Лоскутная техника.


  1. Декоративное оформление интерьеров помещений разного назначения.

Особенности текстильного дизайна интерьера помещений разного назначения: детской, спальни, кухни и др. Факторы, влияющие на дизайн помещения. Элементы декора, характерные для каждого вида помещения.

Контроль усвоения раздела «Декоративное оформление интерьеров помещений разного назначения».

Контроль выполнения «Творческого проекта».

7.Подведение итогов.

Проверка усвоения курса «Художественный дизайн и конструирование».


Цель курса:

Приобретений знаний и умений учащимися основ текстильного дизайна интерьеров помещений разного назначения.


Основные задачи курса:

  • способствовать развитию личностной культуры;

  • расширить словарный запас учащихся;

  • систематизация знаний о разных видах рукоделия; способствовать развитию интереса к прикладному творчеству;

  • помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности;

  • формирование первичных навыков дизайнерского искусства;

  • выработка навыков по изготовлению различных элементов декора;

Программа элективного курса основана на единых подходах и принципах:


  1. Интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира.

  1. Использование разнообразных форм организации занятий;

  2. Развивающий характер обучения;

  3. Обеспечение психологического комфорта ребенка;

  4. Формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.

Обучение проводится в двух направлениях:

  • усвоение теоретических знаний:

теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций.

  • формирование практических навыков:

практическая часть включает в себя навыки изготовления различных элементов дизайна.


Педагогические технологии:

- создание проблемной ситуации;

- диалог и вытекающие из него вопросно-ответный метод беседы;

- тестирование;

- практические работы;


Предполагаемые результаты

  1. учащиеся приобретут знания по основам текстильного дизайна интерьеров помещений разного назначения, активизируется познавательная деятельность;

  2. учащиеся познакомятся с профессией дизайнера; что способствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности;

  3. приобретут навыки по изготовлению различных элементов дизайна.



Учащиеся должны знать:

  1. основы текстильного дизайна-интерьеров;


Учащиеся должны уметь:

  1. использовать теоретические знания на практике.



III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ раз-


дела




П\П

ТЕМА, РАЗДЕЛ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

1

Вводный урок.

Водный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в кабинете «Художественный дизайн и конструирование», санитарно-гигиенические требования.

1

2.

2-5

Ткани и отделочные материалы

4




2

Выбор ткани и отделочных материалов.

1




3

Цвет и его свойства

1




4


5

Цвет в интерьере


Контроль знаний по разделу

1


1

3

6-10

Швейные работы

5




6-7

Ручные швы.

Машинные швы

2




8-9


10

Изготовление дополнительных и декоративных деталей. Обработка срезов и углов.



Контроль знаний по разделу «Швейные работы»


2


1

4

11-21

Декорирование окон

11




11

Виды штор и правила расчета расхода ткани для них

1




12

Виды обработки верха штор

1




13

Раздвижные шторы и портьеры

1




14

Ламбрекены

1




15

Подъемные шторы

1




16-20


21

Практическая работа


Контроль знаний по разделу «Декорирование окон»

5


1


5


22-49


Элементы декора интерьера



28




22

Вышивка как один из видов отделки элементов текстильного дизайна


1




23

Подушка как элемент дизайна интерьера

1




24-25

Покрывала и другие элементы текстильного дизайна

2




26-33

Изготовление элементов дизайна интерьера в технике макраме и вязания спицами и крючком

8




34-39

Изготовление элементов дизайна интерьера в лоскутной технике

6




40-48


49

Практическая работа


Контроль знаний по разделу «Элементы декора интерьера»

9


1

6

50-64

Декоративное оформление интерьеров помещений разного назначения

15




50-51

Декоративное оформление кухни и столовой

2




52-53

Декоративное оформление детской и спальной комнат.

2


54-63


Творческий проект .

10




64

Контроль знаний по разделу «Декоративное оформление интерьеров разного назначения»




7

65-66

Подведение итогов

2



IV. Этапы педагогического контроля




Какие знания, умения, навыки контролируется

Форма контроля

Сроки

1

Контроль усвоения раздела «Ткани и отделочные материалы »

Определить опытным путем волокнистый состав ткани

сентябрь

2

Контроль усвоения раздела «Швейные работы»

Решить кроссворды

октябрь

3

Контроль усвоения раздела «Декорирование окон»

Выполнить декорирование окна.

октябрь

4

Контроль усвоения раздела «Элементы декора интерьера»

Выполнение упражнений и заданий

ноябрь

5


Контроль усвоения раздела «Декоративное оформление интерьеров помещений разного назначения»


Выполнить эскиз

март

6

Контроль выполнения «Творческого проекта»

Оценивание оформления, содержания творческого проекта и его продукта.

май

7

Проверка усвоения курса «Художественный дизайн и конструирование»

Защита рефератов

май



V. Методическое обеспечение программы.

Работа над методической темой: «Развитие и совершенствование творческих способностей у учащихся на уроках технологии».

Пополнение личной библиотеки новинками научно-методической литературы. Разработка беседы с родителями о выборе профессии и ознакомление их учебными заведениями. Разработка выступления на педагогическом совете коллектива школы №1 на тему «Современные подходы к преподаванию технологии. Реализация концепции профильного обучения в конспекте модернизации образования».

Разработка тестовых заданий. Перечня тем рефератов. Руководство исследовательскими работами учащихся.


VI. Тезаурус

Основные понятия

Атлас – плотная ткань. Вырабатываемая из натурального или искусственного шелка с гладкой блестящей лицевой поверхностью.


Бархат – ткань с ворсом, изготовливаемая из натурального или искусственного шелка, хлопка. Вискозы и других материалов.


Бязь – плотная хлопчатобумажная ткань.

Гипюр- сетчатая ткань из хлопковых или полиэстровых волокон. Нитки образуют сложный ажурный узор. Из нее шьют занавески, шторы, портьеры.



Гобелен – плотная текстурная ткань с пейзажным, геометрическим или цветочным рисунком. Шторы из гобелена не пропускают свет в комнату и защищают от сквозняков.


Муар – плотная, переливающаяся на свету ткань из шелка или ацетата, с рисунком в виде разводов. Муар используют для гардин, обивки мебели.


Органза – жесткая прозрачная ткань из натуральных или искусственных волокон. Отличается прочностью и упругостью. Подходит для укрепления верха штор и защиты тонких тканей, не отличающихся особой прочностью.


Одежда – это изделие (или несколько изделий, надеваемое человеком и несущее утилитарное или эстетические функции).


VII.Список литературы


1. Все для дома своими руками, Ридерз Дайджест, 2000.


    1. Гальперин Г.А. Гардины, шторы, покрывала.М., Рипол Классик. 2005.

    2. Иллюстрированная энциклопедия моды, АРТИЯ, 1988.

    3. Журнал «Школа и производство»,№4, 1997.

    4. Журнал «Рукоделие» №2, 1994.

    5. Журнал «Лена» №2, 2006.

    6. Зентграф К. Шторы. Все этапы изготовления. М., ЗАО «Издательская группа «Контэнт», 2007.

    7. О.Кирьянова Бумажные фантазии. М., Профиздат. 2006.

    8. М. Максимова, М. Кузьмина Лоскутики М.,2005

    9. Рукоделие, Популярная энциклопедия, М., «Советская энциклопедия», 1991.

    10. Учебник «Технология 6» под редакцией В.Д.Симоненко. М., «Вентана-Граф», 2002.



Приложение №1


ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИГЛАМИ, БУЛАВКАМИ И НОЖНИЦАМИ.


    1. Иглы и булавки храните в игольнице.

2. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать в одежду.

  1. Сломанную иглу не бросать, а класть в специальную отведенную для этого коробку.

  2. Ножницы хранить в специально отведенном месте.
  3. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего.


  4. Передавать ножницы кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.


ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ.


  1. Волосы спрятать под косынку, застегнуть манжеты рукавов.

  2. Не класть посторонние предметы на платформу швейной машины.

  3. Перед работой проверь, не осталось ли в изделии булавок или игл.

  4. Не наклоняйся близко к движущимся и вращающимся частям машины.

  5. Следи за правильным положением рук и ног.

  6. Перед работой проверь исправность шнура.

  7. По окончании работы выключи машину, убери рабочее место.



ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЛАЖНО-ТЕПЛОВЫХ РАБОТАХ.


  1. Перед работой утюгом проверь исправность шнура.

  2. Утюг включай и выключай сухими руками, берясь за корпус вилки.

  3. Ставь утюг на подставку.

  4. Следи за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

  5. Выполняй влажно-тепловую обработку , стоя на резиновом коврике.

  6. По окончании работы утюг выключи и ставь на огнеупорную подставку



Приложение №2


ТЕРМИНОЛОГИЯ РУЧНЫХ РАБОТ


Название работы (термин)

Содержание работы

СМЕТАТЬ

Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, сметочными стежками.

НАМЕТАТЬ

Временно соединить две детали сметочными стежками, когда одна деталь накладывается на другую.

ЗАМЕТАТЬ

Временно закрепить подогнутый край изделия или детали сметочной строчкой.


ПРИШИТЬ

Прикрепить к изделию фурнитуру, отделку, украшение.

ОБМЕТЫВАНИЕ СРЕЗОВ

Обработать срезы детали обметочной строчкой

ВЫМЕТАТЬ

Выправить и временно закрепить сметочной строчкой края детали