litceymos.ru 1

ПРОГРАММА ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Алексеево-Тузловская средняя общеобразовательная школа

2009-2011 год

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ





Назначение Программы

Программа является организационно-управленческой основой подготовки школы к введению ФГОС. Программа призвана обеспечить координацию действий всех участников образовательного процесса по выполнению требований к структуре основной образовательной программы, требований к условиям и ресурсам, требований к результатам образования

Основание

разработки Программы

Проект ФГОС, разработанный РАО и апробированный в Ростовской области; Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, муниципальная программа развития на …., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Современная модель образования до 2020 года, Программа развития школы.

Разработчик Программы

Совет школы, администрация, педагогический коллектив МОУ СОШ

Исполнители

Программы

Участники образовательного процесса МОУ СОШ , родительская общественность, социальные партнеры, учредитель

Цель Программы

Обеспечение введения ФГОС в соответствии с нормами и регламентами законодательной базы всех уровней управления образованием

Задачи программы
  • скоординировать действия педагогического коллектива по подготовке школы к введению ФГОС;


  • ввести программно-целевое управление процессами введения стандарта второго поколения;

  • спроектировать решение проблемных зон образовательной деятельности для успешного выполнения требований стандарта;

  • организовать профессионально-общественное сообщество для консолидации усилий всех участников образовательного процесса в целях успешной реализации требований стандарта и разделения ответственности за качество образовательных результатов;

  • создать управленческий механизм введения ФГОС в соответствии с установленными регламентами.




Важнейшие показатели программы

  • доля учащихся, осваивающих общеобразовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС;

  • процент ресурсного оснащения школы в соответствии с требованиями ФГОС;

  • количество оборудованных учебных кабинетов в условиях введения ФГОС;

  • доля учащихся, охваченных внутришкольной системой дополнительного образования;

  • позитивная динамика внеучебных достижений учащихся;

  • количество педагогов, повысивших уровень квалификации по проблемам ФГОС;

  • количество педагогов, имеющих квалификационные категории ;

  • доля учащихся и учителей, пользующихся Интернет-ресурсами и ИКТ;

  • доля детей, улучшивших показатели состояния физического и психического благополучия;

  • повышение рейтинга школы по результатам обследования качества образования;

  • доля опрошенных учащихся, родителей, учителей, удовлетворенных образовательной деятельностью школы;

  • степень соответствия ресурсного оснащения и условий требованиям стандарта;




Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в течение 2010-2011 г.г.


I этап – октябрь–декабрь 2009г.: создание банка материалов ФГОС, повышение квалификации педагогов, разработка календарного плана по внедрению стандарта; создание проекта основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта второго поколения.

II этап – январь-май 2010 г.: разработка нормативно-правовой и инструктивно-методической документации для ключевых направлений реализации Программы внедрения ФГОС на начальной ступени обучения; создание проекта учебного плана начальной школы на основе БУ(о)П, мониторинг ресурсного оснащения школы.

III этап – июнь-сентябрь 2010 г.: организация учебного процесса в начальной школе на основе требований стандарта, корректировка плана внутришкольного контроля, обобщение результатов реализации Программы подготовки школы к введению ФГОС, разработка системы внешней оценки школы на основе общественно-профессиональной экспертизы.



Проблемно-ориентированный анализ

1. Общая характеристика микрорайона:

  • Территориально-административная;

  • Хозяйственно-экономическая (чем занято население);

  • Социальная и культурно-национальная (средний заработок, количество безработных, доля малообеспеченных семей, количество неблагополучных семей, заболеваемость и здравоохранение, преступность, беженцы и вынужденные переселенцы, национальный состав населения).

2. Анализ образовательных проблем:

  • Результаты социально-педагогического мониторинга;

  • Анализ подготовки будущих первоклассников;

  • Обеспеченность УМК;

  • Возможности системы дополнительного образования.

3. Анализ образовательных запросов родителей и учащихся.

4.Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов на образование.

5. Анализ ресурсов (кадровых, технических, информационных, финансовых) и условий (материально-технических и бытовых).


6. Формулирование проблем.


Задачи подготовительного периода

Федеральный государственный стандарт общего образования определяет основные требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы и условиям ее реализации. Стандарт рассматривает образование как системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:


  • российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;

  • консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, профессиональных и этнических групп;

  • национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;

  • патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;

  • идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций;

  • конкурентоспособности личности, общества и государства;

  • ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.

Стандарт предусматривает переход от «догоняющей» модели развития образования к «опережающей». Целевые ориентиры на каждой ступени обучения базируются на повышенной мотивации, самоорганизации и самореализации всех участников образовательного процесса.

Цели образования на каждой ступени:

1. начальное общее образование

  • формирование системы учебных и познавательных мотивов (умение принимать и реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат);
  • формирование основ нравственного поведения, здорового образа жизни и личностного развития;


2. основное общее образование

  • обеспечение личностного самоопределения учащихся (гражданская позиция, мировоззрение, профессиональный выбор);

  • развитие способностей самостоятельного решения проблем в разных видах деятельности;

3. среднее (полное) общее образование

  • обеспечение самореализации и самосовершенствования учащихся на основе индивидуальных потребностей в образовании.


Исходя из основных функций стандартизации образования и новых подходов в предъявлении требований стандартов второго поколения, школа определяет основные задачи подготовительного периода:

  • спланировать административно-общественное управление процессами подготовки школы к введению требований стандарта;

  • организовать научно-методическое сопровождение подготовки содержательных программных документов на основе требований стандарта;

  • спланировать повышение квалификации педагогов на базе РО ИПК и ПРО;

  • активизировать внутришкольную систему повышения профессионального уровня педагогов по проблемам введения стандарта;

  • провести мониторинг ресурсной оснащенности образовательного процесса в соответствии с требованиями стандарта;

  • модернизировать внутришкольный контроль в соответствии с требованиями к результатам образования;

  • сделать анализ материально-технических и бытовых условий для участников образовательного процесса;

  • подготовить проект бюджета на 2010 год на основе анализа состояния условий и ресурсов школы и предъявленных стандартных требований;

  • разработать локальные нормативно-правовые акты по введению ФГОС;

  • смоделировать образовательную программу школы на 2010-2011 учебный год на основе единых требований к структуре программного документа;

  • ввести лекторий для родительской общественности;
  • произвести организационные и административные изменения в должностных инструкциях, в структуре управления, в системе методической работы;


  • создать информационно-содержательный банк материалов ФГОС;

  • расширить социальное и профессиональное пространство на основе сетевого взаимодействия по актуальным проблемам ФГОС;

  • ввести федеральный государственный образовательный стандарт на начальной ступени обучения на основе приведения всех компонентов образовательного процесса в соответствие с требованиями Стандарта;

  • активизировать организационно-экономические механизмы стимулирования инновационной деятельности в условиях введения ФГОС.


НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1. Нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС

Реализация общего образования на основе ФГОС определена Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1, Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы. Процесс введения стандарта потребует комплексного подхода к решению ряда задач по созданию условий, соответствующих стандартным требованиям. Поэтому на первом этапе необходимо создать акты организационной направленности, которые помогут оперативно исполнять распоряжения вышестоящих управленческих структур

-издание приказов о перераспределении функциональных обязанностей работников школы, о создании координационного совета по подготовке школы к введению ФГОС;

- формирование банка законодательных и нормативных документов всех уровней управления образования по данному вопросу;

- разработка проектов локальных актов для реализации задач подготовительного периода: приказы о приеме в 1-ый класс, о проведении мониторинга ресурсного оснащения кабинетов начальной школы, о разработке всех компонентов структуры образовательной программы;

- составление дополнительных соглашений и договоров с социальными партнерами для расширения дополнительных образовательных услуг;

- подготовка договора с родителями в рамках реализации стандарта;

- подготовка финансовых документов для формирования бюджета, обеспечивающего выполнение требований стандарта к ресурсам и условиям;


- внесение изменений в Устав школы, в Программу развития;

- планирование на перспективу лицензирование услуг дополнительного и специального (коррекционного) образования.


2. Научно-методическое обеспечение реализации программы

Наиболее актуальная проблема – повышение профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров, поскольку именно этот ресурс обеспечит реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы. Педагог должен знать основы современных концепций природы, общества и техносферы; иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; владеть способами оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка, методами оценки степени социальной напряженности, показателями гражданской зрелости. Педагог должен знать сущность развивающего, проблемного, дифференцированного обучения; уметь оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; использовать данные профессионального мониторинга, владеть методиками психолого-педагогической диагностики; уметь проектировать образовательную среду. Это лишь немногие требования к современному педагогу, представленные в проекте стандарта.

Новые подходы к разработке основной образовательной программы, к формированию развивающей образовательной среды, к построению системы оценки результатов образования определяют основные направления профессионального развития педагогов:

1. Организация постоянно действующего методического семинара по изучению материалов стандарта с привлечением специалистов РО ИПК и ПРО, Центра модернизации общего образования.

2. Повышение квалификации учителей начальной школы на базе РО ИПК и ПРО.

3. Формирование внутришкольной системы повышения квалификации педагогов по разработке учебных программ, по освоению методологических основ построения системы оценки достижения результатов образования.


4. Создание творческой группы по обобщению опыта работы учителей по проблеме «Реализация деятельностного подхода в урочной и внеурочной работе».

5. Проведение проектировочного семинара по созданию Программы воспитания и социализации обучающихся.

6. Заседание педагогического совета «Психолого-педагогические подходы по формированию универсальных учебных действий»;

7. Разработка проекта «Программы по формированию УУД»;

8. Заседание методического объединения учителей начальной школы по разработке курсов вариативной части учебного плана.

9. Разработка методики оценки здоровьесберегающей деятельности школы.

В результате педагог должен проявить способность к инновационной профессиональной деятельности, должен обладать уровнем методологической культуры и сформированной мотивацией к непрерывному образованию.


3. Проектирование образовательной среды

Интегративный результат требований к условиям – комфортная развивающая образовательная среда:


  • гарантирующая охрану и укрепление здоровья обучающихся;

  • дружественная по отношению к обучающимся и учителям;

  • обеспечивающая высокое качество образования, его прозрачность, понятность и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества.


ОУ должно иметь локальную сеть. Использовать ИКТ в следующих видах деятельности:

  • в учебной деятельности;

  • во внеурочной деятельности;

  • в исследовательской деятельности;

  • при измерении, контроле и оценке результатов обучения;

  • в административной деятельности.

ИКТ должны обеспечить подготовку учителя к уроку, индивидуальную работу ученика, работу библиотеки, управление ОУ, систему контроля и оценки. ИОС (информационно-образовательная среда) – вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура, прикладные программы и информационные ресурсы, документация, организационные системы, поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения (бухгалтерский учет, кадры, делопроизводство).


1. Оснащение учебных кабинетов ресурсами в соответствии с требованиями стандарта.

2. Выделение и оборудование дополнительных помещений для внеурочной деятельности учащихся.

3. Приобретение учебно-методических комплектов на основе Федерального перечня учебников.

4. Ознакомление с комплектом «Жизнетворчество» автора Коновальчук В.Н. для формирования содержания внеучебной деятельности в начальной школе.

5. Создание в библиотеке медиатеки.


4. Моделирование основной образовательной программы

В основе построения Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Его методология реализована в деятельностной парадигме, согласно которой определяющими координатами в развитии ребенка являются ведущая деятельность и возраст обучающихся.

Системно-деятельностный подход предполагает:


  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования системы образования на основе содержания и технологий, определяющих способы достижения личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандартов;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значение видов деятельности и форм общения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, расширение зоны ближайшего развития.

Портрет выпускника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;


  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Структура программы:

      • концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;

      • фундаментальное ядро содержания общего образования;

      • планируемые результаты;

      • БУП

      • Программа формирования УУД

      • Примерные программы по предметам

      • Система оценки достижения планируемых результатов

      • Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

      • Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни

Подготовка проектов всех компонентов основной образовательной программы в соответствии с календарным графиком.


5. Модернизация системы внутришкольного контроля

Основным результатом в компетентностной образовательной парадигме является личность, способная:

  • быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

  • получать, использовать и создавать разнообразную информацию;

  • принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

В стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования – от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов должна фиксировать основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерии, процедуры, состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения.


Система оценки должна осуществлять комплексный подход к оценке результатов образования предметных, метапредметных и личностных.

В целях обеспечения успешного введения системы оценки в начальной школе необходимо провести подготовительные мероприятия:

1. Обобщение опыта учителей начальной школы по оценке динамики образовательных достижений учащихся.

2. Разработка системы мониторинговых обследований личностных результатов, подбор измерителей, методик, инструментария.

3. Освоение электронной системы оценки результатов образования.

4. Создание системы психодиагностики учащихся начальной школы.

5. Введение портфолио в начальной школе в соответствии с предложенной формой в материалах стандарта.

6. Проведение методических совещаний по проблемам «Планируемые результаты начального общего образования» и «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе».

7. Организация работы по созданию измерителей планируемых результатов.

8. Анализ образцов представленных заданий и разработка аналогичных измерителей по предметам начальной школы.

9. Создание модели внутренней оценки как системы, обеспечивающей качество образования.

Отличительные особенности этой системы:


  • комплексный подход к оценке результатов образования предметных, метапредметных и личностных;

  • использование планируемых результатов освоения образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе системно-деятельностного подхода;

  • оценка динамики образовательных достижений учащихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур для итоговой оценки и не персонифицированных для оценки состояния системы образования;


  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению результатов;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио) для характеристики индивидуальных достижений;

  • использование стандартизированных методов оценки и таких, как проект, творческая работа, самоанализ, самооценка, наблюдение и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации программы при интерпретации результатов.



6. Консолидация усилий всех участников образовательного процесса


Родительский лекторий

Договор с родителями


7. Улучшение материально-технических условий

Анализ санитарно-гигиенических условий, санитарно-бытовых и условий безопасности.

Анализ условий для внеурочной активной деятельности, зон развития и релаксации, игровых зон.

Анализ организации питания, условий в столовой.

Создать информационный банк данных – показателей условий