litceymos.ru 1

…ЧТО ЧИТАЕТ ВАШ РЕБЕНОК?

Если сегодня спросить современного родителя: «Что читает ваш ребенок?», то, как правило, получим стандартный ответ: «Да все они ничего не читают». Ответ этот, на первый взгляд, не слишком глубокомысленный, на самом деле он чрезвычайно точный. В этом ответе заключены телевизор и компьютер, которые не оставляют времени для чтения, но, по мнению большинства, гораздо больше нужные современному ребенку; это и безмерная нагрузка в школе, также признанная совершенно необходимой для выживания в современном мире, которая не оставляет места ни для каких вольных занятий. Даже если в последнее время родитель скажет, что ребенок прочел или читает «Гарри Поттера», смысл, вкладываемый в ответ, не меняется, т.к. чтение этой книги справедливо понимается как современное развлечение.

Многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире. В настоящее время мы столкнулись с серьезными проблемами: современная молодежь мало читает, не воспринимает классику. А ведь книга помогает сформировать нравственные принципы, культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, учит думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.

По данным исследований, с каждым годом в стране увеличивается количество нечитающих людей. То, что дети не хотят и не умеют читать, становится нормой наших дней, У них наблюдается потеря интереса к полноценной художественной литературе, классике, поэзии, сказкам Атрибутом современного человека становится компьютерная грамотность. Молодежь стала читать меньше, им «некогда», но для компьютера и телевизора время всегда находится.

К сожалению, чтение сегодня совсем не в моде. Современная жизнь вытесняет книгу. Один учитель решить эту проблему не сможет. Повезет тем детям, родители которых понимают роль книги в развитии человека. Ввести тягу к чтению можно только совместными усилиями семьи, дошкольного учреждения, школы. К учителю сейчас обращено много внимания, к нему все предъявляют требования: государство, общественность, родители, сами ученики. Все от учителя ждут какого-то чуда. Но при этом никто не оказывает ему содействие. Нам, педагогам трудно в одиночку бороться с этой социальной бедой. Но и опускать руки мы не можем.


Мы уверены, что материальный успех - это временная ценность, все равно мы придем к пониманию того, что нравственное богатство куда важнее материального. Только вот когда мы это поймем?

Большинство мам и пап мечтают, чтобы их дети были здоровыми, счастливыми, успешными, умными и развитыми. Замечательно, когда родители эти качества ставят в один ряд с честностью, порядочностью, верностью, добротой. Но как же всего этого достичь без обращения к книгам?

К сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению (чтению книг детям и детьми) не так, как этого хотелось бы. По данным российских СМИ лишь около 15% родителей участвуют в формировании книжной культуры детей; 60% не читают детям вообще..Сегодня далеко уже не каждая мать способна спеть своему ребенку колыбельную песню. И далеко не каждый ребенок способен выучить наизусть даже небольшое стихотворение.

Ни для кого не секрет, что все больше детей вырастает, так и не взяв в руки хорошую художественную книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами, а впоследствии – вялыми попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изложении.

Приобщать ребенка к книге надо как можно раньше. И не сделав этого, мы, взрослые, тем самым создаем трудности для него в школьные годы. Программы школы предлагают серьезную и интересную работу по литературе, но по-настоящему она станет возможной тогда, когда основы формирования грамотного читателя будут заложены в период до 7 лет, когда ребенок придет в школу читателем. Не обязательно читающим, но обязательно читателем, то есть человеком, связавшим свою жизнь с книгой и на детском уровне понимающим ее смысл и значение. Достоверную, надежную информацию можно получить только из текста. Любой текст надо уметь читать и анализировать. Научившись читать художественный текст, научившись извлекать из него смысл, приобретя устойчивый интерес к процессу чтения и размышления над произведением, человек в будущем сможет работать с любым видом текста.



Если мы хотим, чтобы ребенок читал классику и книги, которые заставляют думать, нам придется потрудиться. Для начала нужно забыть о комиксах и журналах с наклейками. Насильно заставлять брать книгу не надо. Надо ее читать как можно больше и чаще вместе с детьми, заражать их своей любовью к слову, устраивать семейные чтения и сделать их традицией.

Я хорошо помню свое детство. У нас была хорошая домашняя библиотека. А вечерами папа читал вслух очередные главы роман-газеты, потому что ее давали на несколько дней . И мы, трое детей, несмотря на то, что это взрослый текст, с удовольствием слушали, как они с мамой обсуждали содержание прочитанного. Естественно, когда появилась своя дочь, а теперь уже и внучка, я использовала все возможности, чтобы привить любовь к чтению. И пока довольна результатами.

Всем известно, что в преддверии школьных каникул детям традиционно предлагается список литературы, которую нужно прочитать за три месяца. И конечно, ни для кого не секрет, что за редким исключением учащиеся воспринимают эту затею без особого энтузиазма .. Само собой, у родителей это вызывает двойственные чувства: а нужно ли заставлять ребенка читать или лучше позволить ему отдохнуть от надоевших будней? Мамам и папам сложно представить, что когда все изнывают от жары, их ребёнок с удовольствием возьмется за школьную программу, да и настаивать на своем не хочется. Все дело в том, как читать. Очень многое зависит от родителей. Летнее чтение – еще одна точка соприкосновения, время, когда родитель и сын-дочь могут побыть вместе. Чтение летней литературы с родителями, способными что-то подсказать, показать собственную житейскую мудрость, – это несомненный плюс как для ребенка, так и для построения взаимоотношений с детьми.И у детей, и у родителей появится предмет к разговору. Ведь во многих семьях нет никакого совместно проведенного времени. Каждый член семьи занят своими делами, а ребенок зачастую предоставлен сам себе. Поэтому, если постараться, совместное чтение может насытить вечера и даже в чем-то объединить семью, не говоря уже о том, что удастся выполнить школьный план. К тому же с ребенком можно поговорить о прочитанном, спросить, что он вынес из этого произведения, понять, как он смотрит на многие моральные ситуации, которые происходят в отношениях между людьми.

Если родители творчески подойдут к летнему школьному заданию, то, мне кажется, со временем у ребёнка появится тяга к чтению. А мы, учителя, будем продолжать развивать у детей потребность читать.

Нельзя не согласиться со словами А..Н.Толстого: «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно». Пусть дети читают не только книги школьной программы, но и по своему выбору. От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет.