litceymos.ru 1

Урок 1 Введение 1ч

РАЗДЕЛ I . ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ XXI ВЕКА 5ч

Урок2-§1. Экологические кризисы в истории цивилизации

Человечество в конфликте с биосферой (дополнительный текст к параграфу 1 «Экологические кризисы в истории развития цивилизации»)

Урок 3 §2. Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике и экологический кризис

Урок 4 §3. Мировоззренческие истоки экологической проблемы

«История доброго брамина» по Ф.-М. А. де Вольтеру (дополнительный текст к параграфу 3 «Мировоззренческие истоки экологических проблем)

Урок 5 §4. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию

Цитаты об устойчивом развитии.

(Дополнительный материал к параграфу 4 «От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию»)

Проблемы «Повестки дня на XXI век»

(Дополнительный текст к параграфу 4 «От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию» на основе «Повестки дня на XXI век»)

Урок 6Игровые занятия по выработке навыков эффективной работы в команде

Игра «Шесть шляп мышления» для осмысления идей устойчивого развития

Игровые упражнения по принятию коллективных решений


По итогам изучения 1 раздела учащиеся получают следующие

Знания:

- об экологических кризисах и катастрофах в истории цивилизации, их различии и основных причинах возникновения;

- о глобальных причинах современного экологического кризиса, его социально-экономических и демографических предпосылках;

- понятие «экосистемы» и основных экологических законов, действующих в экосистемах;

- концепции устойчивого развития, ее основных положениях, авторах, перспективах воплощения в социальной действительности;

- о программных документах и основных международных мероприятиях, посвященных обсуждению и воплощению идей устойчивого развития;


- понятий антропо- и биоцентризма как оснований мировоззрения общества в вопросах природопользования;

- о парадигме образования в интересах устойчивого развития, ее перспективах и реализации в российском обществе.

Умения и навыки:

- критического и аналитического осмысления социогуманитарной и естественнонаучной информации;

- развития коммуникативных способностей, работы в команде, выработке коллективных решений;

- выработки компетентностного, объективного подхода к социально-значимым проблемам современности;

- системного мышления в области проблематики устойчивого развития.


РАЗДЕЛ II. МОСКВА – МОЙ ДРЕВНИЙ И ЛЮБИМЫЙ ГОРОД 2ч

Урок 7 §6. От города до мегаполиса

Урок 8 §7. Характеристика экономико-географического положения столицы

Что можно узнать из научных трудов учёных об особенностях экономико-географического положения Москвы

(Дополнительный текст к параграфу 7 «Характеристика экономико-географического положения столицы)


РАЗДЕЛ III. ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ 13ч

Урок 9 §11. Город как урбосистема. Городская среда

Урок 10 §12. Основные виды воздействия человека на окружающую среду

Урок 11 §13. Рельеф и геологическое строение Москвы

Урок 12 §15. Почва и грунты города

Урок 13 §16. Твёрдые бытовые отходы в городе

Проблема мусоросжигания в России и в мире

(Дополнительный текст к параграфу 16 «Твёрдые бытовые отходы в городе»)

Урок 14 §18. Атмосфера города и источники её загрязнения

Урок 15 §20. Экологический каркас города

Урок 16 §21. Биологическое разнообразие Москвы. Флора города

Урок 17 §23. Биологическое разнообразие Москвы. Фауна города


Урок 18 §25. Демографические особенности современной Москвы

Урок 19

Игровое занятие «Строим Экоград»

Урок 20 Практическая работа «Экологический след»

Урок 21 Зачетный урок по теме


Город как урбосистема. Отличия эко- и урбосистемы. Компоненты урбосистемы. Городская среда и факторы её формирования. Законы оптимального развития города. Характеристика компонентов городской среды. Особенности геологической среды города Москвы. Геологическое строение Москвы. Природные особенности территории и их роль в формировании города. Наиболее типичные техногенно активизированные геоморфологические процессы (оседание земной поверхности, формирование новой структуры гидросети поверхностного и подземного стока, горно-геологические процессы: провалы, оползни, эрозия, трещины, карстово-суффозионные подтопления).

Коренные и современные ландшафты Москвы.

Почвы и грунты города. Твёрдые бытовые отходы в городе. Проблема утилизации ТБО в Москве и мире.

Климат и погода Московского мегаполиса. Характеристика климатических параметров. Влияние города на климат: на состояние атмосферы, на атмосферные явления. «Острова тепла». Ветровой режим города. Влияние «розы ветров». Осадки, грозы, градобития, влажность, мутность атмосферы, уменьшение солнечной радиации, кислотные дожди.

Основные загрязняющие атмосферу вещества. Основные источники загрязняющих веществ атмосферы: автотранспорт, промышленные и коммунально-бытовые предприятия, предприятия энергетического комплекса. Способы снижения поступления загрязнений в городскую среду.

Гидрографическая сеть Москвы (водные ресурсы города): реки, озёра, водохранилища, канал имени Москвы, подземные воды, пруды. Значение рек в развитии города. Гидрогеологическая обстановка территории Москвы сегодня. Основные виды загрязнения вод (твёрдые минеральные вещества, нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества, нитраты, нитриты, закисление водоёмов, влияние рН на процессы растворения соединений тяжёлых металлов и алюминия).


Экологический каркас города. Понятие особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и биокоридоров. ООПТ Москвы, их размещение и функции. Озелененные территории в Москве. Растительный покров Москвы в прошлом. Основные растительные сообщества города (в ООПТ: Лосиный остров, Битцевский, Измайловский лес, Серебряный Бор, лесопарк Кузьминки, Сетунь, Петровско-Разумовское, а также фрагменты суходольных пойменных лугов и болота). Состав городской флоры (местные, интродуцированные, занесённые). Растительность городских пустырей.

Озеленение улиц, домов, кварталов. Экологические, санитарно-оздоровительные функции городских зеленых насаждений. Растительность как индикатор качества городской среды. Состояние зеленых насаждений города: влияние застройки, рекреационный пресс в городах, выбросы, сбросы городской среды, автотранспорт, загрязнение почв, бытовые отходы.

Состав фауны города Москвы. История становления фауны города. Городские представители (виды-синантропы). Обитатели лесопарковых зон. Животные городских водоёмов. Роль биокоридоров в расселении животных. Санитарно-эпидемиологическое значение городской фауны (вороны, крысы, тараканы, мухи, комары, бездомные собаки, кошки). Возможности охраны видового разнообразия и помощи животным в городе.

Функциональная и планировочная структура города (зонирование): селитебная, промышленная, транспортная, коммунально-складская зоны, рекреационная, лесозащитные полосы. Исторический центр – основа планировочного каркаса города.

Демографические особенности современной Москвы. Экономическая база города: сферы и субъекты экономики Москвы. Занятость населения. Ресурсный цикл в городе. Практическая работа «Жизненный цикл товара».

Игры-моделирования «Экологический след», «Строим Экоград». Игровые упражнения по развитию толерантности.


РАЗДЕЛ IV. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРОДА. КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Урок 22 Урок 21 § 27.Энергетика Москвы


Альтернативная энергетика

(Дополнительный текст к параграфу 27 «Энергетика Москвы»)

Проблемы и перспективы ядерной энергетики

(Текст для дискуссии к параграфу 27 «Энергетика Москвы»)


Урок 23 §28. Транспорт Москвы

Урок 24§29. Водоснабжение города

Урок 25 Экологическая безопасность и здоровье человека

Урок 26 Урок-обобщение к разделу

Хартия «Города Европы на пути к устойчивому развитию»

(Дополнительный материал к уроку-обобщению)

Энергетика и транспорт как системы жизнеобеспечения горожан. Водоснабжение населения. Качество питьевой воды. Способы оптимизации городской среды. Качество городской среды.

Состояние компонентов природы и здоровье человека как важнейшие индикаторы качества городской среды. Понятие экологической безопасности. Здоровье населения и определяющие его факторы среды.

Города будущего: от мегаполиса к экополису. Существующие и перспективные направления улучшения среды обитания в городе.

Основные положения Хартии «Города Европы за устойчивое развитие».


РАЗДЕЛ V. Экологический мониторинг

Урок 27 Практическая работа № 1.«Оценка физических параметров атмосферы»


Урок 28 Практическая работа № 2. «Предварительное описание водоёма. Органолептическая характеристика воды»

Урок 29 Практическая работа №3. «Оценка состояния водоёма методом биоиндикации»

Урок 30 Практическая работа №4. «Оценка почв методами химического анализа»

Урок 31 Практическая работа №5. «Оценка состояния лесопарковых и парковых сообществ»

Урок 32 Практическая работа № 6. «Экономное использование электроэнергии»

Урок 33 Урок-конференция «Комплексные исследования городских экосистем»


Урок 34 Обобщающий урок курса


Основы экологического мониторинга. Основные цели экологического мониторинга. Виды и задачи. История возникновения экологического мониторинга.

Атмосфера. Исследование состояния атмосферы. Оценка экологического состояния воздушной среды района учебы или места проживания. Методы оценки загрязнения воздушной среды: приборные и биометрические (использование лишайников при проведении исследования – лихеноиндикация).

Экологический мониторинг водных объектов. Методики предварительного обследования водоёма: визуальное наблюдение водоёма и описание его вида, описание растительности вокруг водоёма и в нём самом – наземное, прибрежно-водное и акватории водоёма, наличие антропогенного мусора. Органолептическая характеристика воды. Оценка качества воды методом биоиндикации.

Экологический мониторинг почв города. Изучение состава и свойств почвы. Механический состав почвы. Типы почв. Химические свойства почвы (показатель рH, наличие карбонатов, сульфатов, плодородие почвы). Оценка экологического качества почвы методом качественного анализа (тяжёлые металлы, нитраты), биоиндикация по растениям (кресс-салат).

Методики оценки рекреационной дигрессии лесных и парковых сообществ. Представления о структуре лесных и парковых сообществ, их основных источниках загрязнения и методов изучения антропогенной нагрузки.

Энерго- и ресурсосберегающие технологии (проблема рационального использования ресурсов). Экономное использование энергии и воды в быту.

Экологически грамотный потребитель товаров. Экспертиза состава продуктовых товаров по этикетке.