litceymos.ru 1

Тема: «Обобщающий урок по теме «Местоимение».

Цели: проверить степень усвоения материала,

закрепить полученные знания, развивать умение

работать с языковым материалом,

способствовать сплочению коллектива,

формировать навыки работы в бригаде.

Оборудование: плакат с изображением ромашки, на лепестках названия разрядов местоимений, карточки с местоимениями, маршрутные листы, карточки с заданиями.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

-Что такое местоимение?

-Как изменяются местоимения?

-Чем являются в предложении?

-Сколько разрядов местоимений?

-В каком разряде только одно местоимение?

-Местоимения каких разрядов одинаковые? Как их различать?

3.Игра на внимание.

Прослушайте ряд слов, раскодируйте слово, зашифрованное первыми буквами слов.

Школа, роза, иней, флаг, торт. – шрифт.

Заря, ива, метель. аквариум. – зима.

  1. Групповая работа.

Выделяются три сектора работы: «морфологический разбор», «орфографический диктант», «заполнение таблицы», соответственно три группы по 3-4 человека. Из «сильных» учеников класса формируется группа «тренеров», их задача следить за выполнением заданий, оценивать работу каждой команды и степень участия в ней каждого. Оценки заносятся в маршрутный лист.

Сектор «Морфологический разбор».

Выполнить морф. разбор местоимений.


  1. Возле нашего сада остановился прохожий. У меня много друзей. В школу приехали какие-то туристы.

  2. Сосед останавливался возле этого места. Кому сегодня повезет? Свете подарили самую интересную игрушку.
  3. Сегодня моему другу исполнилось 12 лет. Отменили урок рисования, чему дети удивились. Никто не смеет обижать слабых.



Сектор «орфографический диктант».

  1. Нечего делать, кто-то опоздал, не с кем поговорить, какой-нибудь подарок, нечем отблагодарить, не у кого спросить, что-либо узнать.

  2. С кем-нибудь посоветоваться, чья-то вышивка, ни у кого не брал, каким-либо событиям, ничем не удивишь, нечем поразить, кое с кем поговорить.

  3. Некому подарить, кем-то поврежден, подойти кое к кому, не с кого спрашивать, кому-нибудь обрадоваться, кое-какой рисунок.

Заполнение таблицы.

  1. И мало ли у нас мохнатых здесь зверей: олени, серны, козы, лани. Такая тишь, даже ни один листик на дереве не шелохнется. Кто до чего-нибудь да додумается. Нет, вижу – в пении ты вовсе не искусен. Галки приносят этим громаднейшую пользу человеку.

  2. Едва его кудрявая голова поднялась над занавесом. Те , у кого были силы, спустили шлюпку. Мне верить хочется, что сердце не игрушка. Мне стало грустно в это мгновение, однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

  3. У них состоялся разговор наедине. Лишь только один я останусь с собою, меня голоса призывают толпою. Я решил подойти к огонькам и в обществе тех людей, которых принял за гуртовщиков, дождаться зари.

Разряды местоимений

Примеры





























  1. «Ромашка»


Каждый лепесток ромашки обозначает разряд, ученики распределяют местоимения.

  1. Итог урока.

-Морфологический разбор каких местоимений выполнили?

-К какой группе отнесли местоимения: такая, этих, его, что-то?..

-К какому разряду написали больше всего местоимений?

Выставление оценок.

7.Домашнее задание.

А) подготовить словарный диктант на правописание местоимений.

Б) составить предложения для морфологического разбора местоимений.