litceymos.ru 1

УРОК ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ.

Тема: Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

Цель: сформировать первоначальные знания о селекции как науке, определить цели и задачи селекции, познакомить с центрами происхождения культурных растений и домашних животных и научить находить их на географической карте; сформировать уважительное отношение к труду ученых-селекционеров на примере научной деятельности Н.И.Вавилова; продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, прививать коммуникативные навыки, отрабатывать умение учащихся работать с текстом учебника, умение находить информацию, работать с компьютером.

Оборудование: кроссворды, наборы рисунков и открыток с изображением пород животных и сортов растений, дидактические карточки, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент: тема урока не записана и не объявляется в начале урока.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

1. Формулирование темы и задач урока.

На столах у учащихся кроссворды. Ученикам предлагается разгадать его.(работа парная) . ключевым словом является тема урока – «Селекция»

? Что такое селекция

? Для чего знать селекции знание законов наследственности и изменчивости

? Почему селекцию, по словам Н.И.Вавилова ,можно назвать «эволюцией, направляемой человеком»

? Каковы основные направления научной деятельности Н.И.Вавилова

На основе этого формулируется тема и задачи урока.(слайд 1)

3. Изучение нового материала.

2. Слово учителя.

( На столах открытки и рисунки пород животных и сортов растений, этикетки от антибиотиков, дрожжей)

? Что изображено на рисунках, открытках.

Учитель: Селекция - наука об улучшении уже существующих и о выведении новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами. В переводе с латинского «отбор».(слайд 4)


Селекция возникла на заре человеческой культуры. Однако как наука сравнительно недавно, благодаря развитию генетики. Все современные сорта растений и породы животных, без которых немыслима современная цивилизация, созданы благодаря селекции. (слайд5). Это является ее целью.

3. Работа в группах.

Задание группам.

1. Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов. Какими признаками вы наделили бы новый сорт? Почему?

2. Вам необходимо вывести сорт томата пригодный для механизированной уборки плодов. Какими признаками вы наделили бы свой сорт? Почему?

( После работы заслушиваются варианты ответов, подводится к формулировке задач селекции).

Задачи селекции: (слайд 6)

- повышение урожайности сортов и продуктивности животных;

- улучшение качества продукции;

- повышение устойчивости к заболеваниям и вредителям;

- экологическая пластичность сортов и пород;

- пригодность для механизированного и промышленного выращивания

4. Физминутка

Вот так яблоко (встали, руки в стороны) Оно, соку сладкого полно (руки на пояс) Руки протяните (руки вперед) Яблоко сорвите (руки вверх) Стал ветер веточку качать (качаем руками) Трудно яблоко достать (потянулись) Руки потяну (потянулись) Быстро яблоко сорву (хлопнем в ладоши) Потрудились -отдохнули Руки плавно опустили (руки опускаем) Всем улыбки подарили


5.. Компьютерная презентация учащихся и сообщение «Н.И.Вавилов»

Учитель: Одним из основоположников научных основ селекционной работы в нашей стране был Николай Иванович Вавилов.

6.. Работа индивидуальная . работа с текстом учебника и картой по заданиюя «Центры происхождения культурных растений».

Задание

Впишите центры происхождения культурных растений:

1. Огурцы, рис, цитрусовые, баклажаны и др. - ……………………………………..


2. Гречиха, соя, просо, редька, вишня - ………………………………………………..

3. Пшеница, горох, морковь, груши, абрикосы и др. - ………………………………

4. Рожь, ячмень, роза, инжир - ………………………………………………………..

5. Капуста, свекла, петрушка, маслины - ……………………………………………

6. Пшеница, сорго, бананы - …………………………………………………………….

7. Перец, тыква, табак, кукуруза - ……………………………………………………

8. Картофель, томаты, фасоль, ананас - …………………………………………….


После выполнения выходят к карте и показывают центр, называют растения.

7. Компьютерная презентация и сообщение учащихся «Одомашнивание животных».

(Перед презентацией выполняют задание в паре).


Задание:

Соотнесите:

Домашнее животное: Предок:

Овца Волк

Собака Дикий кабан

Свинья Тур

Корова Тарпан

Лошадь Банкиевские куры

Куры Муфлон.

? Почему центры происхождения культурных растений и домашних животных совпадают.

(Это места где располагались великие древние цивилизации).

4. Закрепление: работа индивидуальная с взаимопроверкой.

Ответьте правильно ли суждение:

1.Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных называется селекция.

2. Сорт – это совокупность пород животных созданная человеком.

3. Порода – это совокупность животных созданная человеком с полезными для него признаками.

4. Селекция представляет «эволюцию направляемую волей человека»

5. Н.И.Вавилов выделил 9 центров происхождения культурных растений.

5. Итог урок: формулирование выводов по задачам урока.

? Что такое селекция

? Почему селекцию, по словам Н.И.Вавилова ,можно назвать «эволюцией, направляемой человеком»


? Каковы основные направления научной деятельности Н.И.Вавилова

? Для чего знать селекции знание законов наследственности и изменчивости

Этот вопрос мы рассмотрим на следующий урок.

Выставление оценок.

Рефлексия: Спасибо за урок. С каким настроением вы уходите с урока, поднимите один из фруктов ( лимон или клубнику)

6. Задание на дом: параграф 3.13., записать «Основные направления научной работы Н.И.Вавилова» , сообщение «Биотехнология».


КРОССВОРД

1. Свойство всех живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки.

2. Совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа и окружающей среды.

3. Свойство всех живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.

4. Совокупность всех генов организма.

5. Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости.

6. Изменения организмов, не затрагивающие генов и не передающиеся из поколения в поколение.

7. Организм, полученный в результате скрещивания особей.

8. Изменения генотипа, происходящие под влиянием факторов среды.

Ключевое слово: Одна из областей практического использования закономерностей наследственности и изменчивости, исследуемых генетиками, которая по словам Н.И.Вавилова, представляет эволюцию направляемую волей человека.