litceymos.ru 1


Открытый урок по музыке на тему: «Самый значительный жанр вокальной музыки»


Учитель музыки Тапанбаева Н. С


Открытый урок по музыке в 5 классе


Тема: Самый значительный жанр вокальной музыки.

Цели: Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки – опере как синтетическому виду искусства.

Задачи урока:

Образовательные:

Знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко», М. И. Глинки «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин».

Укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства.

Воспитательные:

Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.

Развивающие:

Формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных спектаклей.

Тип урока: комбинированный.

Материалы к уроку: слуховая наглядность, портреты композиторов.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

(Звучит любой отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»)

– Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

« Я ОТКРЫВАЛ ТРЕПЕЩУЩЕЙ РУКОЙ

БОЛЬШИХ ТЕАТРОВ РАСПИСНЫЕ ДВЕРИ»

(С. Данилов)

II. Сообщение темы урока

– Не правда ли, ребята, когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью!

Сегодня на уроке мы будем говорить об опере.


III. Работа по теме урока

  1. Опера – сплав искусств

- Оркестранты уже настраивают инструменты. И пёстрый шум этот обещает нечто таинственное, чудесное.… Но вот свет меркнет. Вспыхивает рампа (осветительное устройство в театре и на эстраде, размещаемое на авансцене по её переднему краю. Огни рампы освещают сцену, артистов и декорации спереди и снизу). Светильники скрестили лучи на бархатном занавесе, расшитом золотыми узорами.


Дирижер взмахнул палочкой, и звуки оркестра слились в удивительную увертюру.

Большинство опер начинается с увертюры (от. Фр. Слова «ouverture» - открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса. ( Звучит УВЕРТЮРА Н. А. Римского Корсакова «Садко» Океан-море синее)

Увертюра передает идейный замысел оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля, где музыкальные темы являются основными характеристиками героев и развернутся в дальнейшем в опере в большие сцены.

Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты – всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за драматичной, порой трагической судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело смеёмся вместе с ними. Воздействие оперы огромно. При всей своей сложности она предельно доходчива. Опера не только в доступной, «зримой» форме раскрывает какое-то жизненное явление, но помогает силой музыки проникнуть в его глубину – мы ощущаем, какие чувства, какие душевные порывы скрыты за ним. Музыка, не спрашивая вашего согласия, проникает в сердца и вызывает восторг или слёзы сочувствия.

Опера – это чудодейственный сплав многих искусств. И музыка играет в нём ведущую роль. Ведущую, но не исключительную.


  1. Что такое либретто?

- Что нужно для того, чтобы опера состоялась? ( Прежде всего, нужен литературный сюжет.)

Да. Этот литературный сюжет изложен в виде театральной пьесы. Пишется эта пьеса частично стихами, частично прозой. Конечно, без музыки, сама по себе такая пьеса существовать не может. У неё вспомогательная роль. Это оперная пьеса называется – Либретто.

А знаете ли вы, что в переводе означает «книжечка», имеется в виду книжечка с текстом оперной пьесы, которая выдаётся перед спектаклем.

Если сравнить либретто с литературным первоисточником, то видно некоторая упрощенность. Связано это с тем, что действие в словесных жанрах протекает более интенсивно, чем в опере. Слово произносится в поэзии, а в музыке – распевается, поэтому либреттист, когда приступает к переработке литературного произведения, выделяет то главное, что ляжет в основу оперы, акцентируя основную сюжетную линию, выделяет характеры наиболее значимых, ярких персонажей.


Либретто целиком подчинено музыке. Либреттист работает под руководством композитора, чутко прислушиваясь ко всем его замечаниям. В таком творческом контакте создано большое количество произведений. Брат Петра Ильича Чайковского Модест Ильич написал либретто двух его опер: «Пиковая дама» и « Иоланта». Над либретто оперы Антона Рубинштейна «Демон» по поэме Лермонтова работал биограф и исследователь творчества поэта Павел Александрович Висковатый. В некоторых случаях автором либретто становится сам композитор. Михаил Иванович Глинка, создавая либретто оперы «Руслан и Людмила» по поэме А. С. Пушкина, сократил ряд сцен, объединив их в другую композицию. Всем известно прекрасное поэтическое вступление к «Руслану и Людмиле», а как начинается эта поэма?

(У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…)

Так вот, если бы композитор полностью следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы в духе былины (русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории отсюда народное название былины — «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом), но композитор решает иначе: с первых тактов нас захватывает стремительная, ликующая мелодия, настраивающая на сюжет, полный событий и приключений.

Слушание увертюры из оперы «Руслан и Людмила» (фрагмент).

- Расскажите, что вы услышали? (Сначала в музыке звучат фанфары, предвосхищающие победу добра над злом. Затем звучат темы главных героев, чувствуется некоторое напряжение, понятно, что борьба будет нелегкой. Музыка звучит динамично, стремительно, увлекая в мир сказочный и волшебный.)

- Смысл в оперных спектаклях передаётся через словесно-музыкальный синтез (совмещение, помещение вместе), в котором музыка играет очень важную роль, выражая подчас глубину смысла того или иного эпизода. Один из примеров – сцена в лесу из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», в котором Иван Сусанин, углубляясь всё дальше в дремучий лес, ведёт за собой поляков. Они ещё не знают, что с ними произойдёт дальше, но музыка оркестрового сопровождения в искаженном виде воспроизводит мазурку из II действия оперы, которая звучит, как зловещее предчувствие гибели врагов.


Слушание музыкального произведения. Искажённая тема мазурки из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) II действие.

- В этом примере подтекст заключен в оркестровом сопровождении, вторгается в драматическое действие, делая его более динамичным.

Множество людей различных профессий участвуют в создании оперы:


  • Композитор-автор музыки.

  • Артисты-певцы (им помогают разучивать партии концертмейстеры).

  • Хор под управлением хормейстера.




  • Поэт, писатель-автор литературного произведения.

  • Либреттист- автор либретто или сценария - пересказа литературного произведения для музыкального театра. Источником для либретто могут служить авторские произведения: поэмы, романы, сказки или мифы, легенды и т.п.




  • Балетмейстер-постановщик танцевальных номеров.

  • Хореограф - разучивает с артистами балета танцевальные партии.

  • Артисты балета-балерины и танцовщики.




  • Художник-постановщик - продумывает всё художественное оформление спектакля.

  • Художники, декораторы, костюмеры, гримеры, бутафоры, осветители, рабочие театральных мастерских, механики, рабочие сцены - создают художественный образ спектакля.




  • Режиссер - осуществляет сценическую постановку спектакля (театральная игра артистов: солистов и хора; мизансцены - расположение актеров на сцене в определенный момент спектакля).



  1. История оперы

- Первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Флоренция в 1594 году. Сюжетом для него послужил греческий миф о борьбе Аполлона с чудовищем – змеем Пифоном (Пифон — чудовищный дракон, слуга богини Геры. Древнегреческий писатель Павсаний (II век до нашей эры) рассказывает, что Пифон сторожил древнее прорицалище Геры в Дельфах.) Такие представления сначала назывались музыкальной сказкой, потом музыкальной драмой. Прошло немало лет, пока их стали именовать музыкальным произведением (opera in musica), со временем осталось одно слово опера (по латыни «opus») – деяние, труд, сочинение.

Поначалу спектакли предназначались только для придворной знати. Но позже в разных странах стали открываться музыкальные театры, доступные для более широких слоёв городского населения, и опера постепенно заняла важное место в жизни общества.



  1. Итог урока

- Сегодня наш урок был посвящен значительному вокальному-драматическому жанру – опере. Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо знать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки. А о строение в опере мы продолжим разговор на следующем уроке .