litceymos.ru 1

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Г.Марчук «Доброе сердце»

Цели: - Совершенствовать навыки осознанного чтения; умение пересказа близко к тексту;

Содействовать формированию умений анализировать текст, составлять характеристики героев.

- Создать условия для развития образного мышления; обогащения словарного запаса учеников.

- Воспитание доброты через формирование чувства сострадания к братьям нашим меньшим.

Ход урока


  1. Организационный момент

Учиться….

Развивать…

Воспитывать…

Вызов Игра «Бумажное сердечко»

Перед вами лежит бумажное сердце.

Представьте себе ситуацию: человек, который вам очень дорог, чем-то вас обидел, разочаровал, совершил какой-то возмутительный поступок. Попробуйте мысленно сказать ему, что вы о нём думаете, что вы чувствуете. На каждую фразу согните бумажное сердечко.

А теперь представьте, что прошло время, ваши отношения вновь наладились, вы этого человека полностью простили. Мысленно скажите этому человеку какие-нибудь приятные, тёплые слова. Например, вы можете сказать ему, как он вам дорог, как вы его уважаете и цените, как важно для вас сохранить с ним хорошие отношения. На каждую фразу разглаживайте бумажное сердечко.

Посмотрите, как выглядит бумажное сердечко теперь. Какие поступки чаще оставляют след на сердце?

Какой вывод мы можем сделать?

Что означает слово доброта? ( Доброта – этот отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро)

У вас на партах лежат слова, определяющие качества человека, у которых есть такой же корень как и в слове доброта. Давайте прикрепим их на доске.

ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ ДОБРОДУШНЫЙ

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ДОБРОНРАВНЫЙ

ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ ДОБРОСОВЕСТНЫЙ


Обратите внимание, что у этих слов 2 корня, это сложные слова, мы с ними знакомились в 3 классе.

Доброта… Какой образ у вас ассоциируется с этим словом? (Волшебник, добрая фея, солнце, мама, радуга, волшебный цветок, яркий огонёк)

А у меня ассоциация со словом доброта – это доброе сердце.


  1. Сообщение темы урока

И сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Георгия Марчука «Доброе сердце» .

Давайте предположим, о чём пойдёт речь в этой сказке?

Нам осталось с вами поставить воспитательную цель урока.

Какие качества мы будем у себя воспитывать?

  1. Чтение сказки «Доброе сердце» (чтение с остановками)

Остановка 1: Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Остановка 2: Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Остановка 3: Как вы думаете, закончились ли испытания воронёнка? Давайте прочитаем дальше и убедимся, подтвердился ли наш прогноз?

Остановка 4: Как, по вашему мнению, мог отреагировать воронёнок на рассказ старого одноглазого ворона?

- Насколько совпал наш прогноз?

- Какая беда случилась с воронёнком?

- Кто у вас вызвал отрицательные эмоции?

(Жестокость, зло, каменные сердца)

- Кто оказался самым мудрым в данной ситуации?

Физкультминутка

  1. Целостное восприятие сказки (повторное чтение всего текста)

Прочтите сказку ещё раз, а потом расскажите, какой момент вас потряс, вызвал сильную эмоциональную реакцию, возможно, даже шокировал вас?

- Кто до слёз переживал за воронёнка

- Какое сердце у дяди и его пса? А у старушки?

  1. Анализ текста

- Кто помог воронёнку пересилить свой страх и постоянно был рядом?


- Чему учит нас этот маленький воронёнок?

Маленькая птичка, которую едва не убили, преподаёт нравственный урок своим обидчикам и становится выше их.

Ребята, а ведь и мы очень часто переживаем от обид, нанесённых нам, и порой сами не замечаем, как кому-то наносим обиду.

- А как поступил бы каждый из вас в похожей ситуации, но в нашем классе?

6. Составление характеристики воронёнка и его обидчиков.

У вас на партах лежат карточки, на которых написаны персонажи сказки. Подберите слова, характеризующие данных персонажей. (1 минута)

(Работа в парах) воронёнок дядя и его пёс мальчики


  1. Словесное рисование

- Какие рисунки можно сделать к сказке?

- В какие одежды оденете злых людей, в какие – добрых?

8. Работа в группах

1. Поэты (восстановить строки четверостишия)

Ах, как нам добрые слова нужны,

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может не слова, дела важны,

Дела делами, а слова словами.


2. Конструкторы (составить пословицы)

Чем сердиться, лучше помириться.
Доброе слово и кошке приятно.
Сделай доброе дело, чтобы сердце пело.


3. Расположи предложения в соответствии содержанию.

Маленький воронёнок выпал из гнезда.

Двое мальчишек, бросающих друг в друга комочки земли с травой, заметили воронёнка.

Хулиганам надоело пугать воронёнка и они убежали.

Воронёнок притаился, но хозяин собаки его заметил и дал команду своему злому псу: «Схвати его и укуси!»

Потерпи, сынок. Наберёшься сил, и завтра мы взлетим ещё выше.


4. Прорекламируйте сказку 3 классу.


9. Подведение итогов урока. Рефлексия «4 угла» Попробуем подвести итог и определить, о чём всё-таки эта сказка и чему она нас научила. В 4-х углах класса вы видите высказывания. Прочитайте их внимательно и сделайте свой выбор: какое из высказываний, на ваш взгляд, наиболее точно и полно выражает суть сказки, её главную мысль.

Красота сердца дороже красоты лица. (Японская мудрость)

Одни слепы глазами, другие – сердцем. (Индийская мудрость)

Плати добром за зло (Талмуд)

Чем отомстить своему врагу, стараться делать ему как можно больше добра. (Эпиктет)


  1. Домашнее задание

Перечитать сказку. Рассказать родителям, младшему брату или сестричке.

Люди добрые, будьте добрее
Самых добрых на свете людей.
Доброта – это тоже идея,

Может, главная из идей.