litceymos.ru 1


МБОУ «Буторлинскаяоош»


День знаний

Урок классного руководителя

«В семейном кругу- в теплом кругу»

(8 класс)





Учитель: Улова Т.В.

1 сентября 2012 г.


-Буторлино, 2012-


Цели:

  1. Расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях;

  2. Развивать внимание, мышление, воображение, речь.

Оборудование: компьютерная презентация “В семейном кругу- в теплом кругу”.(слайд 1)

Учитель:

“Дороже всех богатств на свете
Мы ценим: он и ты, и я,
Тандем: родители и дети,
То, что зовут моя семья”. (слайд 2)


Учитель: “Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи. Он отмечается ежегодно в мае. Какого числа, спросите вы? Отгадайте сами. Посмотрите на квадрат и скажите, какому числу не хватает пары? (слайд 3)

14

16

11

13

14


12

18

17

10

18

15

11

*

17

13

19

*

20

19

*

*

20

10

16

12

Ответ: 15.

Учитель:
 “Итак, Международный день семьи отмечается 15 мая.

Запомните главную обязанность семьи:

ИЬМЕС ИМАНЕЛЧ ИМЫРАТС И ИМЫНЬЛОБ A3 ДОХУ И ЙЕТЕД ЕИНАТИПСОВ

Ответ: воспитание детей и уход за больными и старыми членами семьи. (Cлайд 4)

Учитель: Во времена Средневековья зародилась традиция изображать герб своей семьи. Во многих английских семьях до сих пор чтят эту традицию. (Cлайд 5)

Учитель: “А как бы вы изобразили герб своей семьи?”. (Задание “Создай или опиши герб своей семьи”)

Учитель: “Почему дети похожи на своих родителей?” (Слайд 6)

Родитель: “Дело в том, что каждая клетка, из которых состоит человек, содержит в себе крошечные образования – хромосомы, состоящие из еще более мелких участков – генов. Гены несут в себе всю информацию о человеке – от его пола до цвета глаз. При этом ребенок несет в себе как отцовские гены, так и материнские. Чьи гены более ярко выражены – на того ребенок и будет больше похож. А сочетание этих генов иногда может дать человеку совершенно новые свойства. Это явление получило название “наследственность”, а изучает его отдельная наука – генетика.


От своих родителей ребенок может наследовать и их особенности поведения, склонности, способности. Часто бывает так, что сын выбирает (наследует) ту же профессию, что и его отец (а иногда и более старшие родственники), потому что она ему нравится и подходит больше всего остального. Таким образом, складываются профессиональные династии – рабочих, инженеров, композиторов, врачей, писателей, бизнесменов, политиков, спортсменов, военных и так далее”.

Учитель: “Расскажите если в вашей семье профессиональные династии? Какими профессиями владеют в вашей семье?”

Учитель: “Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту”. (Слайд 7)

Разговор с дочкой.

Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке. 
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало. 
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.

Учитель: “О какой теплоте говорила мама? (О душевной.) Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам?” (Дети совместно с родителями создают основные законы семьи)

Учитель: “В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т.д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности. Можете ли вы привести примеры таких взаимоотношений в вашей семье?”. (Отклик детей)

О таких семьях народ сложил пословицы. Расшифруйте их.

1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС


2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В

Ответы.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

(Слайд 8,9)

Учитель: “Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Ивановых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.


  1. Родители контролируют школьные дела детей.

  2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.

  3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.

  4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.

  5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.

  6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.

  7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Скажите с какими правилами вы согласны? Какие вам кажутся не верными? Почему?”.

Учитель: “В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные. Давайте; поиграем. Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель.” (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)

Учитель: “В каждой семье есть свои реликвии, т.е. вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берег их. Но, вот человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на даче.


Вспомните и расскажите хотя бы об одной из реликвий, хранящейся в вашей семье”. (Фотография, письмо, похоронка, рушник, прялка, веретено, игрушка, кольцо, шкатулка, сундук, скатерть, икона, ордена.Дети показывают и рассказывают о своих реликвиях – родители и дети рассказывают о семейных реликвиях)

Учитель: “Спасибо вам за интересную беседу. Спасибо родителям, которые пришли на встречу к нам. И в завершении, посмотрите на экран и продолжите, пожалуйста, фразу: “Семья - это...”. (слайд 10)