litceymos.ru 1

Урок литературы. 7 класс

Тема: «Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»


Тип урока: урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения.


Цели урока:

  • Обучающие: рассмотреть идейно-тематическое содержание рассказа А.П. Чехова «Хамелеон», выявить причины и проявления хамелеонства героями рассказа, проанализировать композицию рассказа, определить роль художественных средств в создании комического эффекта;

  • Развивающие: развитие навыков критического, аналитического и творческого мышления, фантазии, умения давать развернутый аргументированный ответ на вопросы учителя;

  • Воспитательные: вызвать интерес к литературе; воспитывать коммуникативную компетентность; воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова.


Оборудование: компьютерная презентация, посвященная биографии А.П. Чехова, портрет А.П. Чехова, выставка книг.


Ход урока:


Вступительное слово учителя:  Ребята, сегодня мы вновь обращаемся к творчеству замечательного русского писателя Антона Павловича Чехова – непревзойдённым мастером короткого рассказа. Вы уже знакомы с некоторыми его рассказами. С какими?

Ученики перечисляют прочитанные ими произведения.

Учитель: Обратимся к подготовленной презентации о жизни А.П. Чехова.

Слайдовая презентация биографии А.П. Чехова.

1 ученик:  Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающаяся. Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с весёлыми светло-карими глазами.

Слайд «Чехов в молодые годы».

2 ученик:  Чехов прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал её сам. И свой характер он сформировал тоже сам.

Слайд «Чехов в зрелые годы».


3 ученик:  Чехов был великий труженик. Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге, он много трудился. У его отца была крохотная лавка, и Чехов – гимназист после занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу.

Слайд


4 ученик:  А когда отец разорился, и семья переехала в Москву, Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом. Большую часть заработанных денег он отправлял семье в Москву, а самому порой не на что было купить обувь.

Слайд


5 ученик:  В Москве Чехов поступил на медицинский факультет университета. Он по-прежнему много работал, чтобы помогать семье.

Слайд


6 ученик:  Чехов начал писать в студенческие годы. Под его пером рождались короткие рассказы, он подписывал их псевдонимами, вымышленными именами: «брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте». 

Слайд


2 ученик:  Рассказы были смешные, но жизнь в стране – далеко не смешной. 1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки за людьми. Люди боялись, поэтому лгали и лицемерили. Чехов занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах.


Учитель:  Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени. Об этом нам говорит его рассказ «Хамелеон», созданный им в 1884 году и подписанный псевдонимом «Антоша Чехонте».

Рассказ вы прочитали дома. Давайте вспомним его содержание.

Пересказ рассказа.


Учитель: Обратимся к композиции рассказа. Что представляет собой экспозиция рассказа?

Ученик читает первый абзац.


Учитель: В чем проявилось новаторство и мастерство Чехова в экспозиции?

Ученик: Краткость, лаконичность экспозиции.

Учитель: Верно. Также следует отметить умелое использование А.П. Чеховым художественных деталей.

Давайте обратимся к словарю в учебнике и прочитаем определение художественной детали.

Чтение учениками статьи в словаре.

Учитель: Найдите в экспозиции детали.

Ученик: новая шинель Очумелова, узелок, решето с конфискованным крыжовником.

Учитель: Что обозначает слово «конфискованный»?

Ученик: Конфисковать – отнять, отобрать.

Учитель: Какие художественные приемы использовал Чехов в описании места действия?

Ученик: Умолчание: «Кругом тишина… На площади ни души…»; сравнение: «Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих».

Учитель: Какой город можно представить по этому описанию?

Ученик: Сонное, застывшее царство; нищета, бедность, скупость жителей, отсутствие связей между людьми, разобщенность.

Учитель: Что происходит в завязке?

Ученики читают 2-5 абзацы рассказа.

Учитель: Как меняется характер действия?

Ученик: От сонного, неподвижного к динамичному, активному состоянию.

Учитель: Опишите погоню Хрюкина за собакой, внешний вид Хрюкина и собаки. Какие детали в этом описании передают отношение автора к героям?

Ученик: «Окровавленный палец» Хрюкина, который «имеет вид знамения победы» — ироничное отношение; «На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» — презрительное, недоброжелательное отношение; «Растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле самый виновник скандала», «В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса» — сочувственное отношение, Чехову жалко собаку.


Учитель: Как и в зависимости от чего изменяется отношение Очумелова к щенку и Хрюкину? Давайте составим таблицу «Шесть этапов превращений Очумелова». Выпишем в нее из рассказа: 1. Отношение Очумелова к собаке. 2. Отношение Очумелова к Хрюкину. 3. Изменения в речи и поведении Очумелова. Как изменяется голос и тон высказываний Очумелова в этих этапах?

Ученик: От начальственно-повелительного — если собака бродячая — до рабски-трусливого — если собака генеральская.

Учитель: Почему Очумелов требует то снять, то надеть шинель?

Ученик: Шинель — символ чина. Манипуляции Очумелова с шинелью обозначают его положение на иерархической лестнице и отношение к представителям других чинов.

Учитель: Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака?

Ученик: Ее участь от этого не зависит, она зависит от чина предполагаемого хозяина собаки.

Учитель: Одинок ли Очумелов в своем чинопочитании?

Ученик: Хрюкин то требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. Толпа, поначалу сочувствующая мастеровому, в конце смеется над ним.

Учитель: В каком значении употреблено слово, которым назван рассказ?

Ученик: В переносном. Хамелеон — человек, изменяющий свое мнение в зависимости от изменений обстоятельств, условий общественной жизни.

Учитель: Почему слова «хамелеон» нет в тексте рассказа?

Ученик: Герои действуют, как хамелеоны, но не осмысливают свое поведение, не характеризуют его терминологически.

Учитель: Кого в рассказе можно назвать хамелеоном?

Ученик: Очумелова, Хрюкина, толпу.

Учитель: Что же такое хамелеонство?

Ученик: Хамелеонство — изменение мнений человека в зависимости от ситуации. Очумелов — наиболее яркое выражение его сути. Но все участники сценки на базаре лицемерят, приспосабливаются к обстоятельствам из-за своего чинопочитания.

Учитель: Чем страшно и опасно раболепие, лицемерие, хамелеонство и от чего оно зависит?

Ученик: Хамелеонство опасно беспринципностью, отсутствием собственной позиции, угодничеством по отношению к вышестоящим и унижением нижестоящих, расхождением взглядов, слов и поведения («Думает одно, говорит другое, а делает третье!»). Это зависит от изменений условий окружающей среды.


Итог урока

Учитель: Мы познакомились с прекрасным рассказом А.П. Чехова. Несмотря на то, что он очень короткий, его содержание никого не оставило равнодушным. В своём рассказе Чехов высмеял особое поведение человека – хамелеонство, т.е. приспособление к окружающей обстановке. Такое поведение, как считал Чехов, – результат общественных условий, когда человек боится быть самим собой, становится лакеем, угодником, подхалимом. Чехову два «порока души» казались особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными. Эти пороки и приводят к хамелеонству. Это свойственно и реальным людям.


Домашнее задание: 1. Написать сочинение на тему: «Какими свойствами души надо обладать, чтобы не стать хамелеоном?»

2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.


Рефлексия: Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие чувства он вызывает: смех, радость, печаль и пр.)?

Выставление оценок.