litceymos.ru 1

Урок биологии в 7 классе. Тема: « Отряды насекомых (чешуекрылые, жесткокрылые, прямокрылые)».

По учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные» 7 класс.

(учитель биологии МОУ гимназии №12 им. Г.Р. Державина г. Тамбова

Свистунова Е.А.)


Цели урока:

Образовательные:

-раскрыть особенности организации насекомых разных отрядов;

-рассмотреть основные признаки их систематики;

-формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомых к определенному отряду.


Развивающие:

-развивать познавательный интерес к предмету;

-расширять кругозор;

-развивать умения самостоятельно работать с учебником;

-развивать умение обобщать, выделять главное;

-формировать навыки составления таблиц, работы с дидактическим материалом, выполнения тестовых заданий.


Воспитательные:

-воспитывать культуру труда;

-осуществлять экологическое воспитание.


Оборудование: коллекции насекомых, таблицы «Отряды насекомых», рисунки с изображением различных насекомых известных отрядов


Ход урока.


  1. Организационный момент (1 мин.).

  2. Проверка ранее изученного материала (7 мин.) прием «Древо мудрости»


Листочки-вопросы составил учитель и заранее повесил на дерево. Листочки разных цветов, в зависимости от уровня сложности вопроса:

  • зачем кузнечику «сабля»? (для откладки яиц);

  • на кого похожа медведка? (на крота);

  • чем комар может быть полезен? (служит пищей рыбам и птицам);

  • зачем слепню цветное зрение? (чтобы пищу и воду отыскивать);

  • почему у стрекозы усы маленькие? (потому что глаза большие);

  • почему шмели лохматые? (чтобы было потеплее);

  • для чего сверчок стрекочет? (для удовольствия сверчихи);

  • для чего моли шелк? (для постройки дома);


  • зачем майскому жуку газоанализатор? (для поиска пищи).




  1. Изучение нового материала

Ход урока.



Учитель. Итак, ребята, на прошлых уроках вы знакомились с основными классами Типа Членистоногие. Назовите мне их?

Ответы учащихся. Паукообразные, ракообразные и насекомые


Учитель. Как вы думаете, представителей какого класса на нашей планете обитает больше всего?

Ответы учащихся
. Насекомых


Учитель. Совершенно верно! Ученые подсчитали, что на каждого человека на нашей планете приходится по 250 насекомых. Что же тогда получается, что наша Земля – это целая планета насекомых?


Действительно, планета эта так красива,

Разнообразная, цветная, всем на диво!

Там бабочки различные летают,

Цветы нам всем они напоминают.

Трудяги-муравьи травиночки несут,

Все строят, строят, строят свои дома вокруг!

И пчелы постоянно тут летают,

И мед свой вкусный собирают,

Который нас весь год оздоровляет.

А на стрекоз ты не сердись,

Ты мысленно присядь на них и вознесись …

В такие голубые дали,

Где, нет и не было печали

Увидишь ты, как все вокруг прекрасно

И чувствуешь, живешь ты не напрасно!

Так пусть же отворит планета эта двери,

Чтоб все сюда смогли войти, да поскорее!

Учитель. Хотите побывать на этой удивительной планете? Тогда представьте себе, что на сегодняшнем уроке вы выступите в роли исследователей, которые побывают в самой масштабной в истории человечества экспедиции на незнакомую планету под названием «Планета Насекомых». Но вы же летите туда не просто отдыхать, у вас должна быть определенная цель.


Вопрос учителя к классу. Какие же цели вы ставите перед собой?

Ответы учащихся.


В это время открывается план урока.


Учитель. Совершенно верно, ребята! Эти цели вам и предстоит осуществить в ходе нашей экспедиции.


План экспедиции:


  1. Отряды насекомых. Особенности их строения.

  2. Значение изученных отрядов насекомых в природе и жизни человека.



Учитель. Но не будем забывать о том, ребята, чтобы лететь на какую-либо планету, необходимо определенное снаряжение.

Вопрос учителя к классу. Таким снаряжением у космонавтов является что?

Ответы учащихся. Скафандры.


Учитель. Но мы-то с вами отправляемся на необычную планету.

Вопрос учителя к классу. Как же нам быть? Что одеть, чтобы ее жители приняли нас за своих?

Ответы учащихся. Специальные головные уборы


Учитель. Итак, аккуратно их надеваем, открываем рабочие тетради, вносим дату нашего полета и записываем планету, на которую мы летим. Тема: «Планета Насекомых».

(под музыку открывается доска, на которой изображены различные насекомые и написаны отряды)


Учитель. Итак, ребята, вы оказались, на мой взгляд, на самой чудесной, самой таинственной и красочной планете.

Вопрос учителя к классу. Скажите, что первым здесь привлекло ваше внимание?

Ответы учащихся. Разнообразие отрядов насекомых

Учитель. И все? Смотрите, какая-то еще странная графическая конструкция, наверняка послание, давайте прочитаем: «Уважаемые исследователи! Если вы хотите более подробно нас изучить и улететь с нашей планеты с большим запасом знаний, постарайтесь в начале определить, по каким же признакам мы все-таки отличаемся друг от друга. Жители планеты».



На доске - таблица без словесных обозначений.


Отряды











Учащиеся самостоятельно определяют эти признаки с помощью учителя.


Вопрос учителя к классу. Итак, ребята, что же у нас получилось? Ответы учащихся. Многочисленные отряды насекомых отличаются друг от друга по следующим признакам: строению крыльев и ротового аппарата, а также типом развития.


Особенности строения отрядов насекомых


Отряды

Строение

крыльев

Строение

Ротового

аппарата

Тип

развития


Учащиеся заносят таблицу в свои тетради.


Учитель. Но не забывайте о том, что время пребывания на этой планете ограничено, и все отряды мы просто не сможем изучить. И поэтому я вам предлагаю более подробно познакомиться с представителями таких отрядов, как чешуекрылые, прямокрылые и жесткокрылые.

Итак, три отряда! С какого именно начать изучение? Как вы думаете?


Учащиеся в дискуссионной форме высказывают свои предположения

Учащийся 1. Жесткокрылые! Это наиболее многочисленный отряд на земном шаре, включающий около 250 тыс. видов. Это наиболее древние животные, так как их возраст составляет 300 млн. лет. Нет такого уголка на нашей планете, где не встречались бы эти интереснейшие создания!



Учащийся 2. Лучше первым рассмотреть отряд чешуекрылых и его представителей - бабочек. Ведь с давних времен люди верили, что душа человека после его смерти превращается в бабочку. И убийство этих изящных насекомых считалось преступлением. И вообще, именно этот отряд очень тесно живет с человеческим родом.


Учащийся 3. Прямокрылые! Где бы мы не находились - в степи, на лугу, на лесной опушке – везде слышится неумолкающий стрекот. Вы спросите, кто это поет - а это, оказывается, кузнечики. Именно эти живые существа имеют свой язык, который в скором времени, станет понятным и для человека.


Учитель. Ребята, так вы все перессоритесь! Несомненно, все эти отряды очень важны как в природе, так и в жизни человека. Но смотрите, нам, кажется, опять хотят помочь. Мы получили письмо: «Начните изучение именно в таком порядке, который здесь представлен и определите, каким отрядам принадлежат данные признаки, используя материал учебника и коллекции. Жители планеты».

(ребята самостоятельно определяют, какому отряду принадлежат данные признаки).


Ротовые аппараты





Строение крыльев





Тип развития


яйцо-личинка-куколка-имаго яйцо-личинка-куколка-имаго яйцо-личинка-имаго



Вопрос учителя к классу. Но почему именно с бабочек необходимо начать изучение? Как вы думаете?

Ответы учащихся. Да потому что они имеют самое сложное строение крыльев. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть мелкие чешуйки на крыльях, которые расположены определенным образом, придавая им такую разнообразную окраску.

Вопрос учителя к классу. Какую роль они играют?

Ответы учащихся. Участвуют в полете


Учитель. И когда мы ловим бабочек, берем их в руки, на пальцах рук остаются именно эти чешуйки, которые могут в конечном итоге привести к частичной или полной неспособности к полету. Так что, ребята, мы должны с вами беречь и охранять ту красоту, которую дает нам природа.


Учитель. Смотрите, а это что за странное явление?


Танец дневных и ночных бабочек.


Вопрос учителя к классу. Все вы знаете о том, что каждое животное в своей жизни исполняет танец, который что-либо характеризует. Что именно?

Ответы учащихся.

Вопрос учителя к классу. Как вы думаете, в этом танце нет ничего странного? Ответы учащихся. Дневные и ночные бабочки не могут танцевать друг с другом.


Учитель. Только ли по этому признаку они отличаются? Конечно же, нет.


Работа с дидактическим материалом.


Вопрос учителя к классу. Но остаются еще два отряда. Какому же из них принадлежат следующие признаки? Ответы учащихся. Жесткокрылым.

Вопрос учителя к классу. Как вы догадались?

Ответы учащихся.



Учитель. Но, казалось бы, жуки, такие мелкие создания, ползают себе и ползают, а, оказывается, у каждого из них имеется свой обряд при встрече с врагом.


(выходят ребята и замирают в определенной позе, и учитель рассказывает об особенностях каждого из них)

жук-тигр жук-бомбардир жук-арлекин


Учитель. Вот, оказывается, какие интересные жуки встречаются в природе. И последний отряд, который остается - прямокрылые.

Вопрос учителя к классу. Чем характеризуются эти живые организмы?

Ответы учащихся.


Учитель. Вот с такими интересными живыми организмами вы познакомились в этой экспедиции. Но насекомые, ребята, не только радуют глаз человека своим большим разнообразием. Эти существа очень прочно вошли в жизнь человека еще со времен глубокой древности, и по сей день играют важную роль, как в природе, так и в жизни.


Учитель. И мы с вами приступаем к осуществлению второй цели нашей экспедиции – необходимо выяснить значение изученных отрядов насекомых в природе и жизни человека.

Дома вам предстояло написать творческую работу «Насекомые-друзья, нам без вас никак нельзя». Что же у вас получилось?


Учащиеся зачитывают отрывки из своих работ.


Учитель. Молодцы, ребята! На мой взгляд, вы очень успешно справились с поставленными целями сегодняшней экспедиции. Надеюсь, вы еще долго будете вспоминать об этой чудесной, удивительной и загадочной планете. Но многие из вас захотят путешествовать на нее самостоятельно. Это возможно, если будете читать книги, которые предлагает наша библиотека, и благодаря которым вы еще больше подружитесь с вашими новыми друзьями.

Учитель. Сейчас закрыли глаза и мысленно возвращаемся на нашу планету Земля. Но смотрите, двери закрылись, а остался какой-то конверт. Что же в нем? А это задание: составить синквейн на тему «Насекомые» (прием «Составление синквейна»)


  1. насекомые

  2. удивительные, загадочные

  3. летают, процветают, приспособляются

  4. многочисленный класс живых организмов

  5. членистоногие

Итак, что же у вас получилось: «Насекомые – это многочисленный класс живых организмов, относящийся к типу членистоногие. Они летают, процветают, приспособляются к условиям окружающей среды. Это удивительные и загадочные существа нашей планеты».


Итог урока

Учитель. Я благодарю вас за работу на сегодняшнем уроке; заслуженные оценки получают…Домашнее задание: параграф 16 , таблица, задания № 1-10 в рабочей тетради.