litceymos.ru 1

Требования к педагогическим презентациям


Педагогические презентации являются мультимедийным продуктом, вследствие чего требования, предъявляемые к мультимедийным продуктам, используемым в образовательном процессе, могут быть применены и к педагогическим презентациям. Рассмотрим общие требования, предъявляемые к мультимедийным продуктам, и выделим частные требования, предъявляемые непосредственно к педагогическим презентациям.

Новый мультимедийный продукт может быть внедрен в учебный процесс, если за счет этого время обучения удается сократить без потери качества на 30 процентов. Или же если объем изучаемого материала удается увеличить без потери качества на 30 процентов. Если аналогичный показатель не превышает 10 процентов, то рассматриваемый мультимедийный продукт не заслуживает внимания с точки зрения его использования для повышения эффективности образования.

Содержание и оформление мультимедийного продукта должны обеспечить повышение уровня мотивации обучения и поддержание высокой степени работоспособности обучаемого за счет грамотной организации диалога и дружественного интерфейса. Так же как и при обыкновенном диалоге, когда смысловую нагрузку несут не только слова, но и жесты, мимика и др., так и в компьютерном диалоге применяются похожие элементы, например значки (пиктограммы) вопроса, восклицания, запрета или др., выделение отдельных слов цветом или начертанием символов, применение различного цветового оформления.

Процесс создания мультимедийного продукта должен обеспечивать производство мульдимедийных продуктов, отвечающих системе психолого-педагогических, технико-технологических, эстетических и эргономических требований.

Все требования к педагогическим презентациям можно разделить на две основные группы: требования, инвариантные относительно уровня образования, имеющие отношение ко всем, без исключения, учебным изданиям, и специфические требования, предъявляемые к педагогическим презентациям для общего среднего, высшего профессионального, дополнительного образования, а также обучения людей с ограниченными возможностями.


Педагогическая презентация должна отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия. Дидактические требования соответствуют специфическим закономерностям обучения и, соответственно, дидактическим принципам обучения. Далее рассмотрены традиционные дидактические требования к педагогическим презентациям, относимые к числу требований первой группы.

1) Требование научности обучения с использованием педагогических презентаций означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала, предоставляемого педагогической презентацией с учетом последних научных достижений. Процесс усвоения учебного материала с помощью педагогической презентации должен строиться в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа.

2) Требование доступности обучения, осуществляемого посредством педагогической презентации, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.

3) Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью педагогической презентации может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий.

4) Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся. Требование обеспечения наглядности в случае применения педагогической презентации реализуется на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения. При этом излишняя пестрота отвлекает и может ухудшить восприятие, поэтому необходимо выбирать оптимальное сочетание цветового оформления и выделенных элементов.


Отображение информации в педагогической презентации должно соответствовать требованиям к цветовой гамме, разборчивости, четкости и контрастности изображения, эффективности считывания, изображению знаковой информации (размер и яркость свечения), к пространственному размещению информации на экране в соответствии с гигиеническими требованиями и санитарными нормами работы с вычислительной техникой.

5) Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение средствами педагогической презентации самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом осознанным для обучающегося является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность. В основе педагогической презентации должен лежать деятельностный подход. Поэтому в педагогической презентации должна прослеживаться четкая модель деятельности учащегося. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала. Для повышения активности обучения педагогическая презентация должен генерировать разнообразные учебные ситуации, формулировать разнообразные вопросы, предоставлять обучаемому возможность выбора той или иной траектории обучения, возможность управления ходом событий.

6) Требование систематичности и последовательности обучения при использовании педагогической презентации означает обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области.

Для того чтобы компетентности учащихся формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни, необходимо:


  1. Предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;

  2. Учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;

  3. Учитывать межпредметные связи изучаемого материала;


  4. Тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся;

  5. Строить процесс получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;

  6. Обеспечивать связь информации, предъявляемой педагогической презентацией, с практикой путем увязывания содержания и методики обучения и личного опыта обучающегося, подбором примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

7) Требование прочности усвоения знаний при использовании педагогической презентации. Для прочного усвоения учебного материала наибольшее значение имеют глубокое осмысление этого материала, его рассредоточенное запоминание.

8) Требование единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения с использованием педагогической презентации.

Кроме общепринятых дидактических требований, предъявляемых к традиционным изданиям образовательного назначения, мультимедийным продуктам и педагогическим презентациям предъявляются специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в их создании и функционировании. Далее рассмотрены традиционные дидактические требования к педагогическим презентациям, относимые к числу требований второй группы.

1) Требование адаптивности подразумевает приспособляемость педагогической презентации к индивидуальным возможностям обучаемого. Оно означает приспособление, адаптацию процесса обучения к уровню знаний и умений, психологическим особенностям обучаемого.

2) Требование реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемой педагогической презентацией. Требование предполагает анализ возможностей современных средств отображения информации (технические возможности средств отображения информации – компьютеров, мультимедиа проекторов, средств виртуальной реальности и возможностей современного программного обеспечения) по сравнению с качеством представления учебной информации в педагогической презентации.


3) Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе с педагогической презентацией предполагает формирование стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации, умений по обработке информации (на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных и прочее).

4) Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала в педагогической презентации.

5) Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения с применением педагогических презентаций означает, что педагогическая презентация должен предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной и коммуникационной техникой.
          С дидактическими требованиями к педагогической презентации тесно связаны методические требования. Методические требования к педагогической презентации предполагают учет своеобразия и особенности конкретного учебного предмета, на которое рассчитана педагогическая презентация, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; возможностей реализации современных методов обработки информации.

Педагогическая презентация должны удовлетворять нижеследующим методическим требованиям:

1) Предъявление учебного материала в педагогической презентации должно строиться с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления, в связи с многообразием реальных технических систем и устройств и сложностью их функционирования.

2) Педагогическая презентация должна обеспечить отражение системы научных понятий учебной дисциплины в виде иерархической структуры высокого порядка, каждый уровень которой соответствует определенному внутридисциплинарному уровню абстракции.


Наряду с учетом дидактических и методических требований к разработке и использованию педагогической презентации выделяют ряд психологических требований, влияющих на успешность и качество создания педагогической презентации. Нижеследующие психологические требования относятся к числу требований, предъявляемых ко всем без исключения мультимедийным продуктам.

1) Представление учебного материала в педагогической презентации должно соответствовать не только вербально-логическому, но и сенсорно-перцептивному и представленческому уровням когнитивного процесса. Педагогическая презентация должен строиться с учетом особенностей таких познавательных психических процессов, как восприятие (преимущественно зрительное, а также слуховое), внимание (его устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и объем внимания), мышление (теоретическое понятийное, теоретическое образное, практическое наглядно-образное, практическое наглядно-действенное), воображение, память (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, явление замещения информации в кратковременной памяти).

2) Изложение учебного материала в педагогической презентации должно быть ориентировано на тезаурус и лингвистическую композицию конкретного возрастного контингента и специфики подготовки обучаемых. Педагогическая презентация должна быть построена с учетом системы знаний обучающегося и знания языка. Изложение учебного материала должно быть понятно конкретному возрастному контингенту учащихся, но не должно быть слишком простым, поскольку это может привести к снижению внимания.

3) Педагогическая презентация должна быть направлена на развитие как образного, так и логического мышления.

Дизайн педагогической презентации оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн педагогической презентации не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход. Существует мнение, что наглядный материал не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики и дизайна.


Одним из основных компонентов дизайна педагогической презентации, является учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм. К наиболее значимым из них относят:


  1. Стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый;

  2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый; зеленый;

  3. Нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый;

  4. Сочетание двух цветов – цвета текста и цвета фона - существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне);

  5. Составление цветовой схемы презентации начинается с выбора трех главных функциональных цветов, которые используются для представления обычного текста, гиперссылок и посещенных ссылок. Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у учащегося ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности;

  6. При выборе шрифтов для вербальной информации следует учитывать, что прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные; отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1 : 5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам меж­ду буквами: от 1 : 0,375 до 1 : 0,75;

  7. Наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем;

  8. Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала;

  9. Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
  10. Большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатываются» в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее;


  11. Любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, наруша­ет динамику внимания;

  12. Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.

Учет указанных особенностей оформления педагогической презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации.

Еще одна группа требований – технологические требования. К технологическим относятся требования:

1) Функционирование педагогической презентации в средах, MS Windows XP, MS Windows Vista, MS Windows 7, Linux;

2) Функционирование в локальном (на компакт-дисках и других внешних носителях информации) и в сетевом варианте;

3) Максимальное использование современных средств мультимедиа и телекоммуникационных технологий;

4) Надежность и устойчивая работоспособность;

5) Гетерогенность (устойчивая работа на различных компьютерных и других аналогичных им средствах, предусмотренных спецификацией);

6) Наличие защиты от несанкционированных действий пользователей;

7) Эффективное и оправданное использование ресурсов;

8) Тестируемость;

9) Простота инсталляции и деинсталляции.

Эргономические требования к педагогической презентации строятся с учетом возрастных особенностей обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации к обучению, устанавливают требования к изображению информации и режимам работы педагогической презентации.

Основным эргономическим требованием является требование обеспечения гуманного отношения к обучаемому, организации дружественного интерфейса педагогической презентации, обеспечения возможности использования обучаемыми необходимых подсказок и методических указаний, свободной последовательности и темпа работы, что позволит избежать отрицательного воздействия на его психику, создаст благожелательную атмосферу на занятиях.


Требования здоровьесберегающего и эргономического характера, предъявляемые к разработке и использованию педагогических презентаций соответствуют гигиеническим требованиям и санитарным нормам работы с вычислительной техникой. Для анализа педагогической презентации большое значение имеют требования к режиму труда и отдыха при работе с видео-дисплейными терминалами (ВДТ) и ПК. Педагогическая презентация должна разрабатываться таким образом, чтобы время функционирования педагогической презентации на занятии не превышало санитарные нормы работы с вычислительной техникой.

Соответствие педагогической презентации возрастным особенностям учащихся и санитарным нормам работы с вычислительной техникой являются одним из основных условий эффективности. Несоответствие этим требованиям приведет или к не восприятию части информации учащимися (в случае с требованиями возрастных особенностей), или к ухудшению здоровья (санитарно-гигиенические требования).

Педагогические презентации должны быть реализованы на принципиально новом, более высоком уровне эстетических требований. Эстетические требования тесно связаны с эргономическими требованиями и устанавливают соответствие эстетического оформления функциональному назначению педагогической презентации, упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов учебной среды, соответствие цветового колорита назначению педагогической презентации.

В соответствии с вышеизложенными требованиями педагогические презентации должны проходить экспертную оценку психолого-педагогического и программно-технического качества продукта.

Таким образом, были выделены основные требования, предъявляемые к педагогическим презентациям. В том числе, традиционные дидактические, методические, психологические, технологические, эргономические, а также требования учета физиологических особенностей восприятия цветов и форм.