litceymos.ru 1

Тест 2

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)    подОшва 2)    избАлованный
3)    неправЫ 4)    дозвОнимся
А2. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить слово КАМЕНИСТЫЙ?
1)    Переселенцам в этих краях приходилось очень туго: каменная почва с трудом поддавалась обработке.
2)    Первые каменные орудия были изготовлены человеком много веков назад
3)    Каменное лицо Василия не выражало никаких эмоций.
4)    Старинный каменный особняк был фамильной гордостью этой семьи.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)    ихние письма 2)    в обеих руках
3)    до тысяча девятьсот пятого года 4)    уважаемые директора
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая историю,
1)    понадобилось много времени.

2)    наши современники усваивают уроки прошлого.
3)    есть возможность гордиться её прошлым.

4)    это помогает лучше понять настоящее.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1)    Ко мне пришли те, кто был рядом последние несколько лет.
2)    Впервые оперу «Хованщина» я слушал вместе с родителями.
3)    Пациент обратился и лечился у этого врача.
4)    Одним из первых учёных, открывших законы окружающего мира, был Ньютон.
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1) … (2) Один тянется с востока на запад и начинается, условно говоря, у Зондских островов, а заканчивается на Панамском перешейке. (3) Второй пояс — тихоокеанский — охватывает Японию и идёт через горы Калифорнии, Перу, Чили и далее — к Огненной земле, в Антакртиду. (4) Случайны ли эти пояса? (5) Нет. (6) …
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1)    Землетрясения часты в различных областях земного шара.

2)    Области, где часты землетрясения, охватывают земной шар как бы двумя поясами.

3)    Район, где часты землетрясения, отмечен на карте.
4)    Землетрясения возникают, как правило, в одном поясе.
А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ШЕСТЫМ в этом тексте?
1)    Так как закономерность их появления ещё не изучена.
2)    Дело в том, что они отражают определённую закономерность, связанную с процессами горообразования.
3)    Поэтому они отражают определённую закономерность, связанную с процессами горообразования.
4)    Иными словами, закономерность их появления ещё не изучена.
А8. Какие слова являются грамматической основой в предложении 4?
1)    пояса случайны 2)    пояса
3)    эти пояса 4)    случайны эти пояса
А9. Укажите верную характеристику предложения 2.
1)    простое 2)    сложное бессоюзное
3)    сложносочинённое 4)    сложноподчинённое
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова СЛУЧАЙНЫ из предложения 4.
1)    прилагательное в форме сравнительной степени 2)    краткое прилагательное
3)    краткое причастие 4)    наречие
А11. Укажите значение слова ПЕРЕШЕЕК в предложении 2.
1)    Полоса суши, находящиеся между двумя водоёмами.
2)    Часть тела, соединяющая голову с туловищем.
3)    Полоса суши, соединяющая два материка.
4)    Дорога с широкой колеёй.
А12. Укажите вариант ответа, в котором написание выделенного слова определяется правилом:  «В прилагательных, образованных от существительных, пишется НН, если основа оканчивается на Н».
1)    речь сдержа_а 2)    разукраше_ая ёлка
3)    карма_ый фонарик 4)    веществе_ое доказательство
А13. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)    покл_нение, ст_пендия, предпол_жение
2)    пер_одический, амн_стировать, умн_жать
3)    д_агноз, происх_дить, пож_леть
4)    приг_ревшая, сп_сать, в_стибюль

А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)    бе_рассудный, во_становить, бе_донный
2)    сверх_нтересная, по_ск, меж_нститутский
3)    пр_влекательностЬ, пр_слушиваясь, пр_подавать
4)    с_трудник, н_стольный, в_круг
А15. В каком варианте ответа в обоих словах пропущена буква У?
1)    песни сдруж_т; пряч_щийся на чердаке
2)    леч_щий врач; вяж_щий привкус
3)    хлопоч_щий о детях; пиш_щий сочинение
4)    дыш_щие ароматом весны; держ_щий наготове
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. устанавл_вать
Б. переноч_вать
В. предприимч_вый
Г. завис_мый
1)    А, Б, Г 2)    А, Б, В 3)    В, Г 4)    А, В, Г
А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
До этой картины Айвазовский н(1) раз писал морские бури, но н(2)когда ещё н(3) удавалось ему создать столь грандиозное полотно н(4) по размеру, н(5) по впечатлению, которое картина производила.
1)    1, 3 2)    2, 4 3)    3 4)    2, 4, 5
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1)    (В)СКОРЕ мы вышли на поляну, (И)ТАК обрадовались долгожданному отдыху, что тут же поспешили снять рюкзаки.
2)    (ПО)ТОМУ, как говорил собеседник, было понятно, что он ТО(ЖЕ) волнуется.
3)    На дворе от надвигающейся (ОТО)ВСЮДУ растительности стало КАК(БУДТО) теснее.
4)    Иногда бродишь (В)СЛЕПУЮ по дому и тратишь (ПО)ПУСТУ время.
А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Поднялась луна ___ и тени стали чётче, длиннее.
1)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
2)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2) стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку.
1)    1 2)    2, 3 3)    3 4)    1, 3
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
У Плюшкина (1) по словам Собакевича (2) люди мрут как мухи. О хозяйственности и богатстве помещика судить только (3) по словам Собакевича (4) не стоило.
1)    1, 2 2)    1, 2, 3, 4 3)    3, 4 4)    1, 3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)    Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.
2)    Больше я ничего не слышал так как незаметно для себя уснул.
3)    Он подошёл к окну и увидел одни трубы да крыши.
4)    Хорошо бы в нашем музее когда-нибудь увидеть картины Рембрандта или Тициана.
А23. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия.
Всё кругом выглядело несказанно радостным и привлекательным: зелёная трава на улице, шумящая листва на деревьях, солнце над головой.
1)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывается на причину того, о чём говорится в первой части.
2)    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4)    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мы с восторгом (1) смотрели на великолепные берега пролива (2) мимо (3) которых (4) проплывал наш катер.
1)    1, 3 2)    2 3)    3 4)    2, 4
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3) стала оказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих.

1)    2, 3 2)    1, 3, 4 3)    1, 2, 3, 4 4)    1, 2, 4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1)    Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной лирики предыдущие эпохи.
2)    Кризисные явления в современном искусстве, которые отмечаются многими исследователями, актуализировали вопрос об изменениях в художественной культуре.
3)    В этом портрете Репин не скрывал следов тяжёлого недуга, который наложил печать на весь облик Мусоргского.
4)    Главным условием оперного сюжета П. И. Чайковский считал правдивость жизненных ситуаций, которые отражены в нём.
А27. Прочитайте текст.
Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных. Поэтому современные учёные (археологи, историки, этнографы, философы, писатели, лингвисты и др.) говорят о том, что защита и сохранение культурных особенностей народов и наций становятся ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Сохранение окружающей среды — задача не мене важная, чем сохранение культуры народов и наций.
2)    Ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения становится защита и сохранение культурной специфики народов и наций.
3)    Археологи, историки, этнографы, философы, писатели и лингвисты изучают культурные особенности народов и наций.
4)    По мнению современных учёных, утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.

(1) На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипка? (3) На ней играл Вася-поляк. (4) О чём же рассказывала мне музыка? (5) О чём-то очень большом. (6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7) Тревожно и горько мне. (8) Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9) Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12) Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14) Написал на границе, прощаясь с родиной. (15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
(17) «Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18) «За что, мальчик?» — (19) «За то, что я не сирота». (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21) В эти минуты не было для меня зла. (22) Мир был добр и одинок так же, как я. (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24) Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, — это была моя родина.

(25) …Прошло много лет. (26) И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27) Кругом пахло гарью, пылью. (28) И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33) Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)


А28. В каком предложении выражена основная мысль текста?
1)    12 2)    21 3)    24 4)    32
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 29—32?
1)    повествование 2)    описание
3)    рассуждение и описание 4)    рассуждение и повествование
А30. В каком предложении текста все слова употребляются в прямом значении?
1)    12 2)    20 3)    24 4)    28
В1. Из предложений 17—22 выпишите слово, образованное приставочным способом.
В2. Из предложения 24 выпишите все частицы.
В3. Из предложения 32 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 1—8 найдите простое безличное предложение. Напишите его номер.
В5. Среди предложений 16—30 найдите предложение с тремя обособленными согласованным определениями. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 28—34 найдите сложное предложение с тремя придаточными. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 1—13 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автор текста. Подтверждение этой мысли — _____ («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство — в предложении 32 используется такой троп, как _____ («не прорастала жалостью»). В тексте используется ______ («восторженными» слезами — предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту _____ (предложения 8, 23).
Список терминов:

1)    сравнительный оборот 2)    литота 3)    эпитет
4)    ирония 5)    метафора 6)    парцелляция
7)    вопросно-ответная форма изложения
8)    экспрессивный повтор
9)    восклицательные предложения
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.