litceymos.ru 1

Конспект занятия по рисованию в старшей группе.

Попова Э.И, воспитатель

Тема. «Морозный узор»

Цель.

-вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы

-развивать зрительную наблюдательность, способность заметить необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве, развивать воображение, речь детей;

- помочь детям освоить технику рисования нитками.

Материал для занятия: кисти, ниточки, белая гуашь, цветная бумага, сложенная вдвое, баночки с водой, салфетки, клеёнки.

Предварительная работа: наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время.

Ход занятия.


  1. Организационный момент. Загадки:

- С неба звезды падают

Лягут на поля

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек, тонких как стекло

Звездочки холодные,

А земле тепло. (Снежинки)

- Морозно в белом январе,

Деревья тонут в серебре

Кусты, березы и осины

Украсил блеском светлый (Иней)

- Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, верчу

Знать никого не хочу.

Вдоль леса пробегаю

Сугробы наметаю (Метель)

- Какой это мастер

На стекла нанес

И листья и травы

И заросли роз (Мороз)

- Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года? (Зимой)

- А кто зиме верный и незаменимый помощник? (Мороз)

-- Правильно. Как наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и по полям, городам и селам. Приходил он в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал: веточки-травинки беленькие , снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные…


-Хорошо, что Мороз рисует на окнах? Чем хорошо? (окно красивое, можно рассматривать узоры …)

-Чем плохо? (сквозь окно не видно улицу)

Волшебник.

Мороз-волшебник, это видно сразу:

Я свой альбом еще не открывал,

А он уже без кисточек и красок

Все окна за ночь нам разрисовал

- Как вы думаете, дети как Мороз эти узоры рисует?

(Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежки, и они приклеиваются к окошку)

- На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тоненькие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот оказывается как образуются морозные узоры, а художником, здесь без сомнения является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза?

(Елочку, снежинки, цветы, птиц и др)

- Ребята, как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать такие морозные узоры?

- На самом деле можно попробовать.

А нарисовать морозные узоры можно ниточками, предварительно покрасив их в белый цвет. Окрашенные ниточки выложить на одной стороне сложенного пополам цветного листа, прижать, аккуратно разгладить. Затем, не снимая ладони с бумаги, осторожно выдернуть одну ниточку за другой. Разворачиваем лист, а там…А ниточки оказались волшебные. На что похож мой узор? (рассматривают)

-Вы хотите сотворить волшебство? Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза:

Заклинание зимы

Лягте мягкие, метели, стоя в кругу, поднять руки над головой

На леса и на луга плавно опустить через стороны

Тропы застелите руки перед собой, плавно

Ветви опушите поочередно покачать ими вверх-вниз

На окошках Дед Мороз, имитировать рисование правой рукой

Разбросай хрустальных роз,

Легкие виденья левой рукой

Хитрые сплетенья

Зачаруй сердца людей поднять руки над головой,

Красотой своих затей: плавно опустить их через стороны

Пусть вникают взоры

В светлые узоры

Ты метелица, чуди, присесть, встать, поднять руки вверх,

Хороводы заводи

Взвейся вихрем белым покружиться вокруг себя

В поле поседелом. присесть

Работа детей.

Анализ. Расскажи, что ты нарисовал.