litceymos.ru 1

Тема самообразования:

«Бумагопластика – как средство художественной продуктивной активности детей»


В настоящее время, когда возрождается понимание преобразующей роли культурной среды в становлении личности и общества в целом, особую актуальность приобретает развитие художественного объемно-пространственного мышления, основной характеристикой которого является продуктивное переживание окружающей действительности в системе образных средств пластических видов искусства: дизайна, скульптуры, архитектуры.


Бумагопластика наиболее современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.


Бумагопластика менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция.


Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психологических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение окружающего мира, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничеству и многому другому.

В основе технологии конструирования из бумаги лежат приемы ее обработки и способы соединения. Для освоения данных навыков используются два пути: выполняя специальные упражнения или художественно-творческие задания. Знакомя детей с существующими способами обработки бумаги, обращается внимание на изменение характера поверхности листа. Приемом разрывания бумаги мы разрушаем в определенном месте структуру листа, где образуется рыхлая каемочка. Приемы разрезания ножницами, просекания резаком или иглой циркуля внутренней части листа, прокалывание листа шилом, перфорирование (пробивание или прорезывание разнообразных по форме отверстий) с использованием пробойки (трубка с заточенным торцом) или других инструментов, позволяют расширить технический замысел изготовления поделки. Сминанием листа бумаги мы можем получить рельефную или объемную форму, которая образует разнообразные по характеру складки и сгибы. Не менее интересен прием тиснения бумаги. Если под лист бумаги подложить какой-либо предмет или шаблон, а затем сверху бумагу прогладить тряпочкой, тупым концом ножниц, то произойдет тиснение, что может расширить творческие замыслы детей.



С учетом всего выше сказанного и опираясь на опыт педагогической работы, в том числе кружковой работы, используем следующую систематизацию типов изделий из бумаги:


  • изделия в технике обрывной и отрезной аппликации;

  • изделия из полосок;

  • изделия в технике тиснения;

  • изделия на основе коробок;

  • изделия на основе цилиндра;

  • изделия на основе конуса;

  • изделия на основе прямой складки;

  • изделия на основе кривой складки;

  • рельефные изделия;

  • изделия на основе геометрических тел;

  • изготовление разнообразных моделей;

  • изготовление разнообразных макетов.

Из бумаги можно изготовить много самых разных предметов и для обустройства дома, и для праздников: стаканчики для карандашей, шкатулки, настольные лампы, елочные украшения, упаковки для подарков… Самодельные вещи из бумаги, выполненные с выдумкой и качественно, - эксклюзивные произведения, единственные в своем роде. Они будут всегда желанными подарками для тех, кто умеет ценить мастерскую ручную работу, кто понимает - такие изделия действительно уникальны.

Учитель: Рожина Е.А.