litceymos.ru 1

ПРОЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА.

ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК.

УЧИТЕЛЬ: БЕЗУГЛОВА А.В.

КЛАСС: 5.


ТЕМА «ТИПЫ СКЛОНЕНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ».

ЦЕЛИ: вспомнить, что такое склонение; продолжить знакомство с тремя типами склонения; продолжить формировать умение определять склонение имён существительных.

Методическая цель: работа в парах, использование ИКТ на уроке.

Ход урока:

1)Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем урок русского языка. Откройте ваши тетради, запишите в них число, классная работа и тему урока : «Типы склонений имён существительных». Я желаю вам сегодня быть мудрыми, чтобы внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.

2) Постановка учебной задачи.

-Какой раздел языкознания мы с вами сейчас изучаем?

-Морфологию.

-А что изучает морфология?

-Части речи и их формы.

-Какую часть речи мы сейчас изучаем?

-Существительное.

Работа с таблицей: на доске.

-Давайте, вспомним , что мы уже с вами повторили и знаем об этой части речи.(Заполняем 1-й столбик таблицы).

Знаю

Хочу знать

Узнал

Сущ.-самост.часть речи;

Что такое склонение?

Склонение- изменение сущ. по числам и падежам.

Обозначает предмет, явление, состояние;

Какие типы склонений имён существит. Есть в русском языке?

К 1 скл. Относятся сущ. Ж. и м.р. с окончанием-а,-я. Ко 2-у скл. Относятся сущ. М.р. с нулевым оконч. И сущ. С.р. с оконч. –о.-е. к 3-у скл. Относятся сущ. Ж.р. с нулевым окончанием, с мягким знаком на конце.


Отвечает на вопросы кто? Или что?;

Как определить склонение существительного?

1.ставим слово в н.ф.;2.определяем род;3.выделяем окончание;4.определяем склонение.

Бывают собственные и нарицат.;







Одушевл.-неодушевл.







Мужского, среднего и женского рода;







Единственного, множественного числа.


































А теперь, посмотрите на тему нашего урока. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? Что мы сегодня с вами повторим и узнаем?

Заполняем 2-ю колонку.

3) Для того, чтобы вспомнить, что такое склонение ,ребята делятся на пары и работают с таблицей, записывают свои выводы (на компьютере)

падеж

вопрос

Ед.ч.

Мн.ч.


И.

Кто? Что?

Друг, книга

Друзья, книги

Р.

Кого? Чего?

Друга, книги

Друзей, книг

Д.

Кому? Чему?

Другу, книге

Друзьям, книгам

В.

Кого? Что?

Друга, книгу

Друзей, книги

Т.

Кем? Чем?

Другом, книгой

Друзьями, книгами

П.

О ком? О чём?

О друге, о книге

О друзьях, о книгах



Делаем вывод, что склонение- это изменение существительного по числам и падежам. Заполняем 3-ю колонку таблицы.

4) Ученики вспоминают, что в русском языке выделяют 3 типа склонения. Снова работают в парах: делают вывод по 2- таблице.

падеж

Ж.р.

Ж.р.

Ж.р.

М.р.

М.р.

И.

стена

земля

армия

папа


дядя

Р.

стены

земли

армии

папы

дяди

Д.

стене

земле

армии

папе

дяде

В.

стену

землю

армию

папу

дядю

Т.

стеной

землёй

армией

папой

дядей

П.

О стене

О земле

Об армии

О папе

О дяде

Им надо перечислить, какие сущ. относятся к 1 скл.

-сущ. Ж.р. с окончанием –а, -я: -сущ. М.р. с окончанием –а, -я.



падеж

М.р.

С.р.

И.

Дом, планетарий

Облако, море, здание

Р.

Дома, планетария

Облака, моря, здания

Д.


Дому, планетарию

Облаку, морю, зданию

В.

Дом, планетарий

Облако, море, здание

Ко 2-у склонению относятся сущ. М.р. с оконч. –нулевым; сущ. С.р. с оконч.-о,-е. Делают вывод по 3-й таблице.


К 3-у скл. Относятся сущ. Ж.р. с нулевым окончанием, с мягким знаком на конце.


Делают вывод по 4-й таблице.

падеж

Ж.р.

Ж.р.

И.

степь

ночь

Р.

степи

ночи

Д.

степи

ночи

В.

степь

ночь

Т.

степью

ночью

П.

О степи

О ночи



Делаем выводы, заполняем 3-ю колонку таблицы .

5)Каждая пара получает свои предложения. Надо определить склонение у сущ.

1 Покос продолжался около недели.

2 На небе показались звёзды.

3 Ячмень сеют, когда цветёт калина.

Покос -2 скл.; недели-1 скл.

(на ) небе-3 скл.; звёзды-1 скл.

Ячмень- 2 скл.; калина-1 скл.

6) как определить склонение сущ.?

Выводят алгоритм:


  1. Ставим слово в н.ф.(ед.ч. , им.п.)

  2. Определяем род

  3. Выделяем окончание

  4. Определяем склонение.

Заполняем 3-ю колонку таблицы.

6) Задание на оценку.

Пишем числа от 1 до 10. Учитель читает словосочетания ,дети определяют склонение и записывают ответ в тетради.

1-прийти на почту;2-стирает запись;3-умереть от страха;4-расстелить постель;5-голос замирает;6-после обильного снега;7-включила лампочки;8-бесцветная жидкость;9-увидеть дочь;10-уехать на море.

7)Рефлексия:

-О чём мы сегодня говорили на уроке?

-Вспомнили, что такое склонение.

-Вспомнили, какие типы склонений имён существительных есть в русском языке.

-Вывели алгоритм, по которому можно определить склонение существительного.

8) Домашнее задание: параграф 96; упр. 518.