litceymos.ru 1

Биология 6»Б» класс

Тема «Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека»

Цель: знакомство с разнообразием бактерий и их ролью в природе и для человека.

Задачи:

Обучающие:1) Закрепить материал о строении бактерий, как особого царства живой природы; 2)сформировать основные понятия, связанные со значением бактерий в природе и жизни человека.

Развивающие:

1)Формирование заинтересованности в учении, творческой активности; 2) способствовать развитию аналитического мышления.

Воспитательные:

1) Экологическое воспитание; 2)Продолжить формирование потребности здорового образа жизни.

Вид урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

Организационно – психологический момент

Ребята, вы когда – нибудь видели бактерии? Почему вы так считаете?

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Проверка д/з

Ребята, вы когда – нибудь видели бактерии? Почему вы так считаете?


1) Индивидуальное задание: - 1 ученик работает с «Тренажером» - тестирование

2)Лабораторная работа «Строение бактерий» - 3 учащихся работают с микроскопом (рассмотреть форму бактерий)

3)Взаимоконтроль: задают вопросы друг другу (см. ниже) – метод эвристических вопросов

4)индивидуальное задание: составьте рассказ из ключевых слов : аэробы…, анаэробы…, деление…, прокариоты.

Актуализация


Выводы

Сравнение, анализ по теме:

*Представьте себе, что вы – бактерия. Опишите свои ощущения.

( Метод эмпатии ( вживания)


*Какие признаки относятся к растительной клетке, а какие – к бактериальной клетке? (варианты ответов ребята записывают в тетрадь):

1) клетки крупные, 2) клетки мелкие,3) цитоплазма подвижная, 4)имеется множество органоидов, 5) нет ядра, 6)жесткая клеточная стенка. (растения: 1,3,4,6;

бактерии: 2,5,6)

( Метод сравнения)



2.Введение нового материала

(Мотивация)

1)Продемонстрировать два листа: 1 – осенний, 2 – после перезимовки (то, что от него осталось к весне). Почему они такие разные?

2)Загадка: Мертвое гниет –

Живому пищу дает.



Выдвижение гипотезы:

Без микробов нет жизни.


3.Изучение нового материала


(примерно 15 мин)



Для развития познавательной активности по ходу объяснения нового материала задаю вопросы, на которые ученики самостоятельно находят ответы.

Рассказ с элементами беседы.

1.Разнообразие бактерий по форме(см текст учебника п 51)

2.Различие по способам питания (см текст учебника п 51)


3.Тип обмена веществ (брожение, дыхание)


Поэтапное закрепление:

Загадки.

1.Есть в прудах,

Полях и парке

Невидимки – санитарки.

2.Хоть и малышка, А сильна:

Силача

Бьет с плеча.


4.Значение бактерий в природе и жизни человека.



Работа с текстом и ЭИ 1С 6 кл.

«Многообразие бактерий по форме»


Работа с текстом и ЭИ 1С 6 кл.

«Болезнетворные бактерии растений и человека»


Запись в тетради


Ответы детей:

1.Гнилостные бактерии, их значение в природе.


2.Болезнетворные бактерии.


Работа с текстом и ЭИ 1С 6 кл.

«Изготовление продуктов питания с помощью бактерий»


1.Составление интеллект – карты (см.ниже) – поэтапное закрепление


4.Закрепление и применение знаний


Конкретизация ответов



1.Довольно часто мы забываем говорить «спасибо». Давайте напишем маленькую благодарственную записку, где от имени всего человечества и от себя лично скажем спасибо бактериям за их полезную работу!

(ситуация выбора)

5.Определение

д/з п.51; 52.


По выбору:

А)Синквейн, Б)«встреча бактерий»,

3)Сообщение по теме урока из дополнительных источников

Комментирование

Запись в дневнике

6. Подведение итогов

Комментирование ответов, выставление оценок

Рефлексия (ученик должен не только почувствовать, но и осмыслить свою деятельность)

*Я узнал… *Я понял, что… *Я могу…




Вопросы (взаимоконтроль):

1.Простые: Кто? Что?

2.Оценочные: Чем… отличается от… ?

3. Интерпретации: Почему?

4. Творческие: Что бы было, если бы…?

5.Практические: Как бы вы поступили … ? Где это можно применить?

6. Уточняющие: Если я правильно понял, то…


Интеллект – карта


Положительная роль


Значение

в природе ………… бактерий ……………..в жизни человека


Отрицательная роль


Подготовила и провела учитель биологии МОУ «СОШ №2 г.Ершова ГусеваЛ.А.

19.04.12.