litceymos.ru 1

Занятие № 3.


Тема: Проблема подбора семьи и ребенка . Перед началом устройства ребенка в семью.


План.

1. Приветствие и разминка.

2. Значение мотивации в образовании счастливой приемной семьи.

3. Мозговой штурм «Что нужно знать перед первой встречей с ребенком?».

4. Упражнения «Чувства».

5. Мозговой штурм «Что изменится в вашей жизни с приходом ребенка?».

6. Упражнение «Новая машинка».

7. Подведение итогов и обратная связь.


Цели занятия:


  • подготовить родителей к встрече со специалистами, отвечающими за устройство ребёнка в семью;

  • предоставить информацию о том, что важно узнавать о ребёнке, прежде чем принять решение об устройстве его в семью;

  • описать чувства, возникающие при передаче ребёнка в семью у всех участников этого процесса;

  • способствовать оценке ресурсов своей семьи, областей риска и готовности к изменениям в связи с появлением ребёнка;

  • сформировать навык отражения чувств.



1. Приветствие и разминка.


Цели

  • включить слушателей в работу

  • напомнить имена участников

Форма проведения

  • Разминка

Материалы

  • Не требуются



Содержание

Начинается упражнение с того, что ведущий называет свое имя. Сидящий справа от него, называет сначала имя ведущего, затем свое имя. Его сосед справа повторяет имя ведущего, имя соседа слева, затем называет свое имя. И так далее по кругу: список повторяемых имен увеличивается с каждым новым участником. Заканчивается игра, когда ведущий, который начинал круг, назовет имена всех и предлагает провести эту же игру, но только теперь каждый участник к своему имени должен добавить прилагательное, которое подходит или как-то характеризует участника, и начинается с той же буквы, что и имя. Например: «Олег отважный», «Надежда находчивая». Повторять имена других также нужно вместе с прилагательным. Разрешается подсказывать и помогать друг другу.


Чтобы участники чувствовали себя комфортнее, предупредите, что это не проверка памяти, разрешите помогать друг другу. Чем менее напряженно проходит игра, тем лучше для сплочения группы.




2. Значение мотивации в образовании счастливой приемной семьи.


Цель


  • способствовать осознанию того, что главным двигателем мотивации является взаимопонимание и любовь к ребенку;

Форма проведения

  • мини лекция

Материалы

  • не требуются



Мотивация (от lat. "movere") – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Перейдем к тем мотивам, которые движут людьми, когда они хотят усыновить ребенка. Стимулы для такого поступка должны быть достаточно сильными и весомыми, ведь очень нелегко взять на воспитание чужого ребенка и любить его, как родного. Успешность или не успешность существования приемной семьи во многом зависит от мотива, которым руководствовались семьи, создавая ее. Условно все мотивы, движущие людьми, можно условно разделить на конструктивные и деструктивные. Рассмотрим, в чем же заключается данная мотивация.


Конструктивные аспекты мотивации.

Безусловно, детям нужна семья, которая бы их любила. Приемная семья лучше детского дома только тогда, когда ребенок желанный, и усыновление происходит в результате позитивной мотивации приемных родителей.

Самым распространенным конструктивным мотивом выступает мотив в продолжении рода. Здесь важным моментом является желание обоих супругов усыновить ребенка. Именно оба супруга должны прийти к этому процессу, ведь если усыновить ребенка хочет только один из супругов, это, несомненно, приведет к разногласиям в будущем, если что-то пойдет не так, один супруг может упрекать другого в принятом им решении. А если оба родителя готовы и хотят воспитывать ребенка, пусть даже и чужого, если они готовы подарить ребенку тепло и любовь семейного очага, воспитывать его с заботой, воспринимать как отдельную личность, то приемная семья станет для ребенка родной.


Мотив "хочу реализовать себя в качестве родителя" подготовить ребенка к жизни, естественное желание каждого родителя, и хорошо реализуется, если при воспитании ребенка учитываются его личностные особенности, и признается его индивидуальность. Бывает, однако, что за заявлением "хочу реализоваться как родитель" стоит невротическое желание воплотить при воспитании какую-нибудь сверхценную идею, или реализовать через ребенка свою потребность в достижении и социальном признании. Такой родитель имеет жесткий образ того, каким должен быть "его" ребенок и будет стремиться подгонять ребенка под эти представления. Страдать при этом будут обе стороны – и родитель, чьи ожидания скорее всего не оправдаются, и ребенок, который не чувствует себя принятым.

Если же родители готовы любить своего приемного ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, если они не будут озираться на прошлое (например, на своего родного погибшего ребенка) или же на других детей (например, на детей свои родных и знакомых), если не будут сравнивать приемного ребенка с другими детьми, а воспринимать его как отдельного человечка, тогда усыновление будет позитивным. Если же нет – спешить не стоит.

Если человек одинок, но у него высокая самооценка и он хочет, чтобы в его жизни появился ребенок, он чувствует, что может дать ему любовь и поддержку, что у него есть силы воспитать и сделать счастливым маленького человечка, то это выступает позитивной мотивацией усыновления. Здесь не должно быть мыслей позаботиться о себе в старости, страха остаться одиноким и никому не нужным стариком, здесь человек хочет позаботиться о ребенке, лишенным любви, подарить ему семью.

Также усыновление является единственно возможным выходом для тех, кто не может иметь собственного ребенка, а свою дальнейшую жизнь без детей не видит. Если беременность невозможна по медицинским показаниям, а женщина действительно хочет стать матерью, то усыновление – это единственно возможный путь. Женщина хочет реализовать свой материнский потенциал, и поэтому ей будет неважно, что ребенка родила не она, ведь как говорится "Не та мать, что родила, та мать, что воспитала". Очень вероятно, что она будет любить ребенка больше, чем его биологическая мать, будет дарить ему радость, тепло, заботу, которой его лишили, и оба будут счастливы.


Следующий мотив – это желание иметь большую и дружную семью. Если у приемных родителей есть силы, желание и возможности воспитывать более двух детей, то, безусловно, эта мотивация носит позитивный характер. Обычно, кандидаты в приемные родители рассуждают так: "Мы – хорошая семья. Состоялись как родители: у нас растут хорошие дети. Материальный достаток позволяет нам сделать хорошее дело – поднять на ноги ребенка, который родителей не имеет. И вообще, мы любим детей. Почему бы нам не стать приемной семьей?". Мудрость, опыт воспитания собственных детей, личностная зрелость, взвешенность при принятии такого решения, позволяющий избежать неоправданно высоких ожиданий от приемных детей, в большинстве случаев приводит к хорошим результатам. Появляется приемная семья, способная заменить ребенку его биологическую. Она будет таковой, как для родителей, которые реализуют свои желания и возможности, так и для детей, которые реализуют свои потребности в большой и любящей семье. Но желание иметь большую семью может носить как позитивный, так и негативный характер. Если это желание вызвано какими-то прагматическими целями (например, использование детей в качестве рабочей силы или для получения льгот), то это деструктивный мотив усыновления, по которому создавать семью не стоит.

Желание скомпенсировать собственный неудачный детский опыт более благополучным детством приемного ребенка также является мотивом, который можно отнести к конструктивной мотивации. Здесь приемными родителями выступают люди, детство которых не было счастливым. Это могут быть дети, родители которых пили, употребляли наркотики или просто не занимались детьми, также это могут быть и дети, проведшие детство в детском доме.

Иногда мотив "обретение смысла жизни" принимает позитивный характер, когда семья объективно готова к следующему этапу жизненного цикла, но он не может наступить по причине отсутствия детей. В этой ситуации, если у родителей присутствует способность любить ребенка, и личности приемных родителей патологически не деформированы, создание приемной семьи на самом деле поможет устранить проблему во взаимоотношениях.



Неоднозначным является мотив "оставить нажитые материальные ценности". Он может возникать как из позитивных побуждений (таких, например, как благородство, желание осчастливить другого человека), так и негативных мотивов (таких, например, как неверие, что можно любить просто так и благодарность надо покупать).

В качестве конструктивного мотива также может выступать желание усыновить ребенка семьей, которая недавно потеряла собственного ребенка, выше отнесенный нами к деструктивным. Усыновление возможно, если семья прожила свое горе, вышла из него и начала жить в новой реальности без ребенка. Здесь очень важным является понимание того, что приемный ребенок, это совсем другой ребенок, со своими собственными характеристиками и потребностями. Именно в этом понимании заключается условие успешного воспитания приемного ребенка. Родители также должны четко осознать, что ребенок не обезболивающее утраты. Не они, а он в данной ситуации нуждается в их поддержке и любви.

Таким образом, наиболее благоприятный прогноз хорошего функционирования приемной семьи в случаях, когда родители берут ребенка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни. В других случаях, надо всякий раз свой мотив сверять со своей способностью любить ребенка и готовностью сделать все, чтобы ребенок рос в благополучных условиях, не чувствуя себя при этом жертвой обстоятельств.


Деструктивные мотивы носят негативный характер.

Среди них условно можно выделить следующие:


· желание спасти распадающийся брак;

· жалость к бедному сироте;

· попытка заменить приемным родного, недавно умершего, ребенка;

· из страха одиночества;

· из-за боязни испортить фигуру беременностью и родами;

· желание самоутвердится за счет ребенка, совершить "подвиг", услышать овации в адрес, или просто доказать кому-то или себе, что "могу";


· нарушенные эмоциональные отношения с собственным ребенком;

· мотив "обретение смысла жизни";

· бездетные супруги могут испытывать некое чувство неполноценности, ущербности;

· стремление получить материальные выгоды;

· желание найти компаньона ребенку-инвалиду;

· желание "отработать грех за сделанные в молодости аборты".


Бывали случаи, когда путем усыновления люди пытались решить собственные проблемы, самоутвердиться или спастись от скуки. Кто-то прибегал к усыновлению, в надежде стать "не хуже других", обеспечить себя под старость или даже поправить свое жилищное положение. Но ребенок – это индивидуальность, он никак не может быть средством в решении проблем ни психологических, ни материальных. Решать свои проблемы за его счет аморально. Принятие ребенка в семью может быть только взаимовыгодным и обязательно должно быть продиктовано желанием помочь лишенному родительской заботы ребенку.

Таким образом, все эти мотивы носят негативный или деструктивный характер. На их основе хорошую семью построить не удастся. Принятие чужого ребенка в семью – это очень важный и ответственный шаг, который не должен основываться лишь на конструктивных приведенных выше мотивах.


Таким образом, наиболее благоприятный прогноз хорошего функционирования приемной семьи в случаях, когда родители берут ребенка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни. В других случаях, надо всякий раз свой мотив сверять со своей способностью любить ребенка и готовностью сделать все, чтобы ребенок рос в благополучных условиях, не чувствуя себя при этом жертвой обстоятельств.


3. Мозговой штурм «Что нужно знать перед первой встречей с ребенком?».


Цель


  • подготовить родителей ко встрече со специалистами, отвечающими за устройство ребёнка в семью;

Форма проведения


  • Мозговой штурм

Материалы

  • чистый лист бумаги для флипчарта, маркеры;

  • памятка приёмного родителя «Не забудьте спросить перед первой встречей с ребёнком» для каждого участника.


Содержание:

Мозговой штурм можно проводить в общей группе, записывая все возникающие предложения на листе ватмана. Задача участников - определить, что обязательно должны узнать будущие приёмные родители о ребёнке перед первой встречей с ним. На этапе анализа идей, ведущий помогает упорядочить вопросы и объединяет их в три основные категории:

  • вопросы социально-правового характера: информация о статусе ребенка и его родственниках, вопросы гражданства, регистрации, плана устройства ребенка в семью и т.д.;

  • вопросы о здоровье ребёнка: актуальное состояние здоровья, наличие хро­нических заболеваний, аллергий, особенности физического развития ре­бёнка и пр.;

  • вопросы психолого-педагогического характера: характер ребёнка, особен­ности его поведения и эмоциональных реакций, увлечения, наличие труд­ностей с учёбой и т.д.


После обобщения идей, ведущий раздаёт участникам памятку «Не забудьте спросить перед первой встречей с ребёнком». Памятка состоит из наиболее важных вопросов, которые необходимо задать специалисту перед первой встречей с ребёнком. При необходимости, ведущий дополняет резуль­таты мозгового штурма вопросами из списка, если что-то важное ещё не про­звучало. Завершая обсуждение, нужно ещё раз подчеркнуть, что перед первой встречей с ребёнком семья должна получить необходимые сведения о нём у специалистов. Специалисты, в свою очередь, обязаны предоставить все сведе­ния о ребёнке (при условии, что у семьи имеются необходимые документы).

Рекомендации:

часто будущие приёмные родители очень волнуются перед встречей с ребёнком и абывают спросить о том, что является важным для принятия решения об устройстве, или о тех особенностях ребёнка, знание которых поможет при установлении контакта с ним. Поэтому можно рекомендовать будущим слушателям брать памятку со списком вопросов на встречу со специалистами учреждения, где находится ребенок.



4. Упражнения «Чувства».


Цель


  • проанализировать чувства всех участников процесса передачи ребёнка в приёмную семью.

Форма проведения

  • работа в небольших группах, групповая дискуссия.

Материалы

  • чистые листы бумаги для флипчарта, маркеры по количеству групп.



Содержание

Ведущий делит участников на четыре группы. Командам даётся задание обсудить и записать чувства, которые, по их мнению, испытывают участники процесса устройства ребёнка в приёмную семью. Каждая команда получает одну из категорий: дети, замещающие родители, кровные родители, специалисты, работающие с детьми (психологи, воспитатели, специалисты по социальной работе, инспектора отделов опеки). Время на работу в команде – 10-15 минут.


Разделение участников на группы можно провести с помощью одной из разминок.

Разминка «Времена года». Для этой разминки понадобятся небольшие карточки, на каждой из которых написано название времени года. Должно быть примерно одинаковое количество карточек на каждое время года, а общее количество карточек равно количеству участников. Ведущий случайным образом раздаёт участникам карточки, и просит не показывать свою карточку другим. Затем, участники одновременно изображают каждый своё время года, используя только невербальные средства (разговаривать во время выполнения упражнения нельзя). Задача состоит в том, чтобы объединиться в 4 группы по временам года. Разминка «Звуки». Группа придумывает четыре разных звука, которые издают животные. Например, «гав-гав», «мяу-мяу», «хрю-хрю», «ме-е-е».

После завершения работы каждая команда представляет остальным результаты своего обсуждения. Затем все участники обсуждают, что общего и различного в чувствах каждой группы, как знание и понимание чувств каждого может в процессе устройства ребёнка в семью.


Как правило, в чувствах разных участников процесса будет много обще­го. Важно подчеркнуть это, а также поставить акцент на том, что понимание чувств другого человека помогает в процессе устройства ребёнка в семью.


5. Мозговой штурм «Что изменится в вашей жизни с приходом ребенка».


Цель:


  • способствовать осознанию того, какие изменения произойдут в жизни с по­явлением приёмного ребёнка;

  • способствовать оценке ресурсов своей семьи и готовности к изменениям.


Форма проведения

  • Мозговой штурм в малых группах, общая дискуссия



Материалы

  • Чистые листы бумаги для флипчарта, маркеры по количеству малых групп


Содержание

Участники занятия делятся на две команды. Разделить участников можно, предложив им рассчитаться на «яблоки» и «апельсины». Яблоки образуют одну команду, апельсины - другую. Каждая команда получает задание собрать как можно больше идей о том, что измениться в жизни их семьи после появления приёмного ребёнка. К каждой команде присоединяется ведущий, ко­торый помогает организовать мозговой штурм. Время на работы в командах 10-15 минут.

После этого каждая команда представляет всем результаты своей работы. Ведущие организуют обсуждение, которое должно помочь участникам пред­ставить ситуацию более детально. Например, можно предложить задуматься над тем, как изменится обычный распорядок дня: время подъёма, режим пита­ния, работа, занятия в вечернее время. Как изменится семейный бюджет, виды досуга, проведение отпуска. Возможно, кому-то из членов семьи придётся по­тесниться, т.к. ребёнку будет необходимо собственное пространство. Помимо этого, может измениться характер отношений в семье, круг общения.

Когда составлен большой список изменений, ведущий предлагается каждо­му задуматься, а готов ли он и его семья к таким значительным изменениям в жизни? Есть ли что-то, от чего будет сложно отказаться, даже ради появления ребёнка в семье? Можно дать участникам время подумать, а затем предложить поделиться своими размышлениями и переживаниями.


Подводя итоги упражнения, ведущий подчёркивает, что цель этого упражне­ния - способствовать оценке ресурсов своей семьи и готовности к изменениям.


Рекомендации:

Обычно данное упражнение вызывает у слушателей эмоциональный отклик. Важно стимулировать участников к осознанию и готовности к значительным изменениям в жизни. При этом, нужно оставаться корректным, т.к. есть опасность, что такое обсуждение может восприниматься как «запугивание». Необходимо помнить, что изменения могут быть как негативные, так и позитивные.


6. Упражнение «Новая машинка».




Цель:


  • сформировать представление о том, для чего важно обращать внимание на чувства ребёнка;

  • потренировать навык отражения чувств.

Форма проведения

  • Мини-ролевая игра

Материалы

  • Не требуются



Содержание

Ведущий предлагает участникам следующую ситуацию: «Представьте себе, что Ваш четырёхлетний ребёнок (Миша) прибегает в слезах и говорит, что со­седский мальчик Вася сломал его новую машинку, которую Вы подарили Мише на день рождения». Ведущий берёт на себя роль Миши, и от имени ребёнка об­ращается по очереди к каждому участнику тренинга, предлагая отреагировать на обращение ребёнка от имени родителя..




Рекомендации

Исполняя роль ребёнка, постарайтесь ярко и понятно изобразить его эмоции и переживания по поводу сломанной машинки (чувства обиды, гнева, утраты).

Обсуждение

Задача обсуждения - сформировать у родителей представление о том, как важно обращать внимание на чувства и переживания ребёнка, что такое навык отражения чувств и как пользоваться этим навыком. Примерный план обсуждения может включать следующие тезисы и вопросы ведущего к слушателям:


Чаще всего в подобных ситуациях, мы реагируем на саму ситуацию и пытаемся найти способ её исправить, либо пытаемся успокоить ребёнка разными способами (предложить ему новую машинку, просить не плакать и расстраиваться, и пр.) Но намного эффективнее будет, если мы обратим внимание на чувства и эмоции, которые в настоящий момент испытывает ребёнок. Давайте подумаем, какие чувства сейчас испытывает Миша?

Пусть участники подумают и назовут основные переживания. Среди них обязательно должны прозвучать эмоции гнева (злости), обиды, переживания по поводу утраты машинки.

В ситуациях, когда ребёнок испытывает сильные чувства, наиболее эффективной реакцией взрослого будет отразить его переживания. Это можно сделать, просто назвав ребёнку его чувства. Это необходимо делать в утвердительной и безоценочной форме, продемонстрировав Ваше понимание и сочувствие; можно также связать чувства с событием. Например: «Ты огорчен и тебе жалко машинку», «Ты разозлился на то, что Вася сломал твою машинку», «Ты расстроен», «Тебе обидно», «Ты сердишься на Васю», «Вася сломал твою машинку, и ты расстроился». Также, Вы можете присоединиться к чувствам ребенка и показать, что Вы ему сочувствуете, например: «Да , я тебя понимаю, мне тоже жалко машинку». Продемонстрировать свое сочувствие ребенку Вы можете и невербальными способами: обняв ребенка, взяв его за руку и др.

Это может показаться очень простым, но именно такие реакции являются наиболее эффективными. Ведь, используя навык отражения чувств и присоединения к ним , Вы:


  • показываете ребенку, что Вам небезразличны его переживания;

  • помогаете ребенку понять его чувства;

  • помогаете ребенку пережить ситуацию, снизить остроту переживаний.

Этот простой навык , можно использовать в самых разных ситуациях: когда ребёнок расстроен, огорчён, рассержен, обижен, испуган, разочарован, испытывает отчаяние, тревогу, раздражение, стыд, вину и т.д. Навык будет полезен и в ситуациях, когда ребёнок испытывает положительные эмоции: радость, гордость, интерес, удивление, счастье и т.д. Кроме того, этот же навык поможет и при общении со взрослыми.


Если среди реакций участников тренинга были «правильные» ответы, обязательно отметьте их и похвалите слушателей. Вы можете поделиться своими ответными реакциями на их фразы. Также, в ходе обсуждения также можно разобрать наиболее типичные ошибки родителей (в том числе из прозвучавших вариантов ответов), например:


  • «Успокойся», «Подумаешь, ерунда какая!» - такие фразы демонстрируют ре­бёнку, что Вам безразличны его чувства;

  • «Не плачь, ты же мужчина», «Нельзя так расстраиваться из-за какой-то ма­шинки» - подобные реакции несут в себе запрет на проявление чувств;

  • «Я куплю тебе новую машинку», «Пойдём, разберемся с Васькой» - такие от­веты являются реакцией на ситуацию, а не чувства ребёнка.



Навык отражения чувств является одним из базовых навыков эффективного общения как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому, если по
зволяет время, можно включить в это или в любое другое занятие дополнительные упражнения на тренировку данного навыка. Примеры
упражнений приведены ниже.


Вариант 1. Предложите родителям короткие описания ситуаций, в которых ребёнок или взрослый демонстрирует какие-либо эмоции. Например:

  • Ваша 5-летняя дочь выбегает из своей комнаты, с плачем бросается к Вам, протягивая куклу с оторванной рукой: «Моя кукла сломалась!»

  • Ваш 10-летний сын возвращается из школы, швыряет портфель: «Я больше не пойду на математику! Терпеть не могу нашу математичку!»

  • 12 – летний ребенок прибегает домой из школы : «Мама, у меня пятерка в четверти по географии, ты представляешь?!»

  • И т. п.

Попросите участников ответить на следующие вопросы: какие чувства испытывает ребенок? Какие могут быть реакции взрослого? Это упражнение можно выполнять индивидуально, в парах или небольших группах, с последующим обсуждением в общем кругу.

Вариант 2. Раздайте каждому участнику 1 - 2 коротких описания ситуаций, подобных тем, которые приведены выше. Обратившись к своему соседу по кругу, участник тренинга зачитывает слова ребёнка, изображая стоящие за ними переживания. Задача соседа - ответить ребёнку, постаравшись отразить его чувства.


В обсуждении можно отметить удачные ответы, спросить, что было трудным; также полезным может быть узнать у «ребёнка», как изменились его переживания после ответа «взрослого».


7. Подведение итогов и обратная связь.


Проводится по аналогии с предыдущим занятием.

Встреча с успешным замещающим родителем

На одно из первых занятий школы можно пригласить родителя, который прошел обучение в школе приёмных родителей и взял ребёнка в семью. Приглашенный родитель коротко рассказывает свою историю: как и почему он решил воспитывать приёмного ребёнка, чем была полезна школа приёмных родителей, какие трудности возникали, а также об успехах и радостях, о том, кто поддерживает их семью. Такая встреча способствует снижению тревоги участников, помогает увидеть «реального», а не «идеального» родителя, позволяет слушателям «примерить» на себя роль приёмного родителя. В ходе встречи обязательно надо выделить время на то, чтобы участники занятия задали приёмному родители вопросы, которые их волнуют. Это даёт возможность будущим замещающим родителям узнать о некоторых аспектах из уст не профессионала, а человека, который находится в такой ситуации, как и они.

На встречу желательно приглашать родителя, который готов делится своим опытом, открыт для диалога, может анализировать свои ошибки и успехи. Обычно встреча занимает не менее 45 минут.


Памятка приёмного родителя




Не забудьте спросить перед первой встречей с ребёнком.



  • У какого специалиста Вы всегда можете получить консультацию?

  • Есть ли у ребёнка постоянный социальный работник?

  • С кем из специалистов Вы будете контактировать в будущем?

  • Какое полное имя ребёнка, есть ли у него какое-нибудь особое имя?

  • Какой точный возраст ребёнка?

  • Каково этническое происхождение ребёнка?

  • По каким причинам ребёнок нуждается в устройстве в приёмную семью?


  • Каков план устройства ребёнка?

  • Когда примут решение по его устройству?

  • Подвергался ли ребёнок жестокому обращению (если да, то, что с ним слу­чилось)?

  • Каково мнение ребёнка о его устройстве в приёмную семью, как ребёнок реагирует на происходящее?

  • Каков социально-правовой статус ребёнка?

  • Какова ситуация в биологической семье ребёнка?

  • Находился ли ребёнок в других государственных учреждениях (детский дом, дом малютки), как долго?

  • Есть ли у ребёнка братья и сестры? Другие родственники?

  • Есть ли у ребёнка трудности со здоровьем? Если да, то какие?

  • Какова успеваемость ребёнка в школе?

  • Чем интересуется ребёнок?

  • Есть ли какие-либо проблемы в его поведении?

  • Какова финансовая договорённость по его устройству?

  • Есть ли у ребёнка регистрация, где? В каком состоянии находится жильё?

  • Какие документы для устройства ребёнка в Вашу семью нужно подготовить уже сейчас?