litceymos.ru 1

Шуманская И.В.

Класс Млекопитающие (Звери)


1.1 Тема: Местообитание, особенности внешнего строения. Скелет и мускулатура млекопитающих.

Цель урока:


  1. Раскрыть особенности внешнего строения, показать черты сходства в их внешнем строении с пресмыкающимися.

  2. Выяснить особенности скелета и мышц млекопитающих.

  3. Учить сравнивать, сопоставлять с раннее изученными классами.


Оборудование: таблица «Строение млекопитающих», скелет кошки, электронное пособие «Открытая биология».

Ход урока:

  1. Орг. момент

  2. Объяснение нового материала.

Млекопитающие – это наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Их размеры колеблются от нескольких сантиметров (землеройки-бурозубки) до 35 м (синий кит). Это высшие теплокровные, покрытые шерстью позвоночные животные. Они рожают живых детенышей, вскармливают их молоком. Обладают крупным головным мозгом с хорошо развитым полушарием переднего мозга, органами обоняния, зрения и слуха.

Известно около 4 тыс. современных видов зверей и освоивших все среды жизни:

  • Леса

  • Пустынно-степные пространства

  • Почву

  • Водные просторы и т.д.


Внешнее строение рис.192,стр.245

Тело животных этого класса состоит из головы, шеи, туловища, передних и задних конечностей (как правило, пятипалых) и хвоста. Хвост и конечности у некоторых отрядов редуцированы или отсутствуют. У других зверей конечности превратились в крылья (летучие мыши), ласты (тюлени, киты). На голове у млекопитающих расположены ротовая полость и органы зрения, слуха, обоняния и вкуса. Большинство млекопитающих 4 нагие животные, их туловище приподнято над землей. Ноги располагаются под туловищем, что способствует совершенствованию передвижения по суше.


На голове различают лицевой и черепной отделы. Спереди располагается ротовое отверстие, окруженное мягкими губами. ( стр. 244-245, учебник В.М. Константинов) или раздел Млекопитающие в электронном учебнике «Открытая биология)

Снаружи млекопитающие покрыты сложно устроенной кожей (рис. №193, стр.245). На коже имеется шерстяной покров, окраска которого определяется пигментами и может быть одноцветной или разноцветной. Шерстяной покров играет важную роль в терморегуляции и состоит из волос разного типа: направляющих, пуховых, остевых, чувствительных (вибрисс). У некоторых групп шерстяной покров сильно редуцирован или отсутствует. На некоторых участках тела вместо шерсти могут быть другие роговые образования: чешуйки, присоски, когти и ногти, мозоли, рога и копыта.

В коже также имеются многочисленные железы. Потовые железы имеют важное значение для терморегуляции и обмена веществ. Сальные железы смазывают кожу и шерсть, придавая им эластичность и защищая от влаги. Пахучие железы служат для обозначения территории, привлечения партнёра, обороны. Во многих случаях запах, исходящий от вещества железы, является главным опознавательным признаком для вида.

Скелет и мускулатура рис №194 стр.247

Лабораторная работа №10 (оформить в тетрадь)

Скелет подразделяется на череп, позвоночник, пояса конечностей и кости самих конечностей. Череп устроен проще по сравнению с черепом пресмыкающихся и состоит из мозговой коробки, защищающей головной мозг, и лицевой части, включающей сросшуюся с черепом верхнюю челюсть и нижнюю челюсть, сочленяющуюся с чешуйчатой костью.

В лунках (альвеолах) на челюстях находятся зубы: резцы, клыки, предкоренные и коренные. Разные типы зубов выполняют различную функцию (так, клыки разрывают добычу, а коренные зубы измельчают и перетирают пищу). В течение жизни все зубы, кроме коренных, сменяются один или несколько раз. Первым шейным позвонком (атлантом) череп крепится к позвоночнику.


Позвоночник состоит из шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов. Позвонки (кроме крестового отдела) соединяются, оставаясь свободными, что обеспечивает гибкость тела. Рёбра образуют вместе с грудиной грудную клетку, защищающую сердце и лёгкие. Пояс передних конечностей состоит из парных лопаток и ключиц; вороньи кости пресмыкающихся превратились у млекопитающих в отростки лопаток. К лопаткам присоединяются плечевые кости, а к ним – кости предплечья (локтевые и лучевые). Заканчиваются передние конечности кистью. Пояс задних конечностей (таз) состоит из сросшихся между собой и с крестцовыми позвонками седалищных, лобковых и подвздошных костей. Скелет каждой из задних конечностей состоит из бедра, костей голени (большой и малой берцовых) и стопы.

Мускулатура развита хорошо. Большое количество различных по назначению мышц обеспечивает сложные движения млекопитающих.

В чем сходство и различия в строении скелетов млекопитающих и пресмыкающихся?

Сделайте выводы, используя рис. 143 на стр.191 и рис.194, на стр. 247.

III Закрепление:


  1. Какие особенности млекопитающих способствовали их более современному передвижению по суше.

  2. Какие волосы различают на теле млекопитающих, в чем их значение.

  3. В чем сходство и отличие скелетов пресмыкающихся и млекопитающих.

  4. Какие мышцы более развиты.



IV. Д/З *51, 52 до стр. 249, пересказ.

Рефераты: первозвери, отряды насекомоядные, рукокрылые, грызуны (дискетный вариант)


Обобщающее тестирование «МЛЕКОПИТАЮЩИЕ»


1.Млекопитающие обитают:


 


Начало формы






на земле;





в воздухе;





в воде;





в почве.

2.Зрение играет наиболее важную роль:


 



Начало формы





у дневных млекопитающих, обитающих на открытых пространствах;




у дневных лесных обитателей;





у ночных хищников;





у водных млекопитающих.


3.Роговыми образованиями, связанными с покровами млекопитающих, являются:


 



Начало формы





когти и ногти;





рога и копыта;



волосы и чешуя;

крылья и летательные перепонки.







4.Зубы не дифференцированы:


 



Начало формы





у грызунов;





у приматов;





у насекомоядных;





у хоботных.

5. Выберите верные утверждения о кровеносной системе млекопитающих.

 



Начало формы





У млекопитающих трёхкамерное сердце.





У млекопитающих два круга кровообращения.





У млекопитающих открытая система кровообращения.





У млекопитающих отсутствует аорта.

6. Как вы думаете, какой образ жизни ведёт изображённое на фотографии животное?



1


 


Начало формы





Водный.





Наземный.





Подземный.





Воздушный.



7.Плацента – это:


 



Начало формы





орган, в котором развивается зародыш;




участок стенки матки, в который врастают ворсинки оболочки зародыша;





орган пищеварения зародыша;





орган дыхания зародыша.

8.Сложный желудок жвачных включает:


 



Начало формы





2 отдела;





3 отдела;



4 отдела;





5 отделов.

9.У жвачных животных пища возвращается в ротовую полость из:


 



Начало формы





сетки;





книжки;





сычуга;





рубца.


10. 1

Окраска изображённого на фотографии окапи:


 



Начало формы





привлекает внимание самцов;





защищает от хищников;





делает незаметным для добычи;





отпугивает насекомых.

11. Какие системы органов относятся к системам контроля?


 



Начало формы





Нервная.





Дыхательная.





Кровеносная.





Эндокринная.

12.Самым многочисленным по количеству видов отрядом млекопитающих является отряд:


 



Начало формы





рукокрылых;



парнокопытных;





грызунов;





приматов.

13. Плацентарные млекопитающие в Австралию:


 



Начало формы





проникли самостоятельно через острова;





были завезены человеком и акклиматизированы там;





произошли от местных сумчатых млекопитающих;





их там нет до сих пор.



14. 1

Изображённое на фотографии животное отряда приматов относится к подотряду обезьян, так как:


 



Начало формы





имеет длинные пальцы;





сидит на дереве;





имеет небольшие глаза;




похоже обликом на человекообразных обезьян и человека.




КЛЮЧ

1.все ответы верны

2. 2

3. 1,2,3.

4. 3

5. 2

6 3

7 2

8 4

9 1

10 2

11 1,2.

12 3

13 2

14 4.Конец формы


Тема: Система органов полости тела млекопитающих


Цель: раскрыть особенности органов полости тела млекопитающих как более высокоорганизованных позвоночных по сравнению с ранее изученными классами.


Оборудование: влажный препарат «Внутренние органы млекопитающего», таблицы «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Внутренние строение собаки», схемы кровообращения позвоночных, учебник В.М. Константинов, головной мозг птицы и млекопитающих, скелет кошки и крысы.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Проверка Д/З

На прошлом уроке вы изучили внешнее строение млекопитающих, а также скелет и мускулатуру. Давайте проверим, что вы усвоили. Закрыли все!

а) работа с дидактическими карточками

б) опрос по скелету (скелет кошки, крысы)

-Какое значение имеет скелет в жизни млекопитающих?

-Из каких отделов состоит скелет млекопитающих?

-Есть ли отличия в скелете по сравнению с раннее изученными животными?

в) остальные : словарная работа

  • млекопитающие

  • подшерсток

  • вибрисы

  • мимика

  • крестец

  • мозжечок

  • Какие виды желез различают у млекопитающих?

Проверили- поменялись тетрадями, ответ за доской.


  1. Новый материал.

А сегодня на уроке мы должны раскрыть особенности органов полости тела млекопитающих, как высокоорганизованных позвоночных.

Запишите тему урока: Системы органов полости тела млекопитающих.


-Давайте вспомним какие системы органов в полости тела у животных?

1. Пищеварительная система

В ротовой полости млекопитающих помещаются язык и зубы. Языком звери определяют вкус пищи; его поверхность покрыта многочисленными сосочками, в которых заканчиваются вкусовые нервы. Язык перемешивает пищу во рту, смачивается слюной, выделяемой слюнными железами.

Так корова в сутки выделяет около 56 л. слюны, которая имеет огромное значение для смачивания грубой пищи.

Секрет щечных желез летучих мышей- наносимый на летательные перепонки, сохраняет их эластичность. Слюна вампиров, питающихся кровью, обладает антикогумирующим свойством, т.е. предохраняет кровь от свертывания. Слюна некоторых землероек ядовита, вызывает смерть мыши через одну минуту. Все это говорит о филогенетической связи с рептилиями.

Под действием слюны начинается переваривание пищи(в сутки до 50 литров)

Зубы млекопитающих имеют корни, каждый зуб состоит из особого вещества дентина и покрыт прочной эмалью. Зубы имеют разное строение в связи с определенным назначением. Спереди находятся резцы за которыми видны клыки. В глубине рта находятся коренные зубы, у щенков вначале прорезаются молочные зубы, затем сменяются постоянными.

Далее пищевой комок поступает в глотку, пищевод и желудок. У большинства мл-х желудок однокамерный, в стенках которого находятся железы, выделяющие пищеварительный сок. (рис.197). У жвачных животных (корова, овцы, лоси) желудок многокамерный(рис.197), текст стр. 250..

Из желудка--------в кишечник, где подвергается действию секретов пищевых желез, а так же соков печени и поджелудочной железы. Не переваренные остатки поступают в толстую кишку и через прямую и анальное отверстие наружу.


2. Полость тела мл-х поделена на брюшную и грудную части плоской куполообразной мышцей- диафрагмой

Конец формы

Конец формы


Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы


.


3.Дыхательная система.

- Давайте выясним как и чем же дышат мл-е?

Млекопитающие дышат атмосферным воздухом. Органы дыхания-легкие. Они отличаются большой разветвленностью бронхов, которые оканчиваются многочисленными легочными пузырьками оплетенными сетью капилляров.

Вдох и выдох осуществляется вследствие сокращения и расслабления межреберных мышц и диафрагмы, вызывая уменьшение или увеличение объема грудной клетки. В гортани хорошо развиты голосовые связки(мл. издают различные звуки).


  1. Кровеносная система.

Как и у птиц сердце состоит из 4 камер: двух предсердий и 2 желудочков. Кровь течет по двум кругам кровообращения (рис. 198). Большой – от левого желудочка по всему телу до правого предсердия. Малый от правого желудочка через легкие до левого предсердия. Сердце обеспечивает быстрое снабжение тканей кислородом и питательными веществами.


5. Органы выделения – парные почки, находящиеся в брюшной полости. Мочеточниками они соединяются с мочевым пузырём; в нём накапливается моча. У зверей мочеполовое и анальное отверстия разделены; клоака имеется только у однопроходных.


6.Обмен веществ. Благодаря совершенной системе кровообращения и шерстяному покрову млекопитающие способны поддерживать постоянную температуру тела: 36–38 °C.

Обмен проходит энергично..

7. Нервная система регулирует как внутренние процессы (сердцебиение, перистальтические сокращения желудка и т. п.), так и высшую психическую деятельность. Большие полушария головного мозга покрыты корой, именно в ней происходят основные процессы высшей нервной деятельности. У наиболее высокоорганизованных млекопитающих кора образует извилины и борозды, резко увеличивающие её площадь. Много извилин имеет и мозжечок, обеспечивающий координацию сложных движений.



  1. Закрепление:

1.Среди млекапитающих имеются животные, которых можно назвать лилипутами(лемминги, крошечная беззубка) Как можно объяснить, что они прожорливы?

2.В отличие от других позвоночных животных у млекопитающих имеется диафрагма. какую роль она играет в организме.

3. У хищных млекопитающих кишечник длиннее тела в 2,5 раза (ласка), 6,5 (собаки), у грызунов в 5 раз, у лошади в 12, у овцы в 29 раз. Как объяснить такие различия?



  1. Д/З £ 52 пересказ по вопросам.



Тема: Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.


Цель: выяснить особенности размножения и развития млекопитающих, показать признаки более высокой организации по сравнению с пресмыкающимися.


Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие». Модель строения головного мозга.


Ход урока:


  1. Орг. момент.




  1. Проверка Д/З

- работа с дидактическими карточками

- работа с тестом

- по вопросам в конце параграфа.


  1. Изучение нового материала.

(ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК «ОТКРЫТАЯ БИОЛОГИЯ» раздел млекопитающие.

Млекопитающие раздельнополы; самцы и самки обычно различаются по величине, окраске и поведению. Несмотря на то, что практически все млекопитающие живородящи, строение их органов размножения отличается некоторыми особенностями. рис. 200. стр. 254

Яичники самки невелики, а развивающиеся в них яйцеклетки имеют очень маленькие размеры и почти лишены желтка. Когда яйцеклетка созревает, она поступает в яйцевод, где и происходит оплодотворение. Оба яйцевода открываются в матку – мускулистый мешок, стенки которого могут очень сильно растягиваться. Яйцеклетка прикрепляется к стенке матки и начинает делиться. Всё дальнейшее развитие плода происходит в этом органе.


Вокруг маленького зародыша образуются оболочки, которые одной своей стороной срастаются со стенкой матки. Эти оболочки образуют плаценту; в ней кровеносные сосуды матери через пуповину тесно связаны с кровеносными сосудами плода. Через стенки сосудов из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород. Углекислый газ и другие вредные для зародыша вещества поступают в обратном направлении и удаляются уже самим организмом матери.

У зародыша млекопитающего на ранних стадиях развития имеются хорда, жаберные щели и другие признаки низших хордовых. По мере роста он растягивает стенки матки. Продолжительность такого внутриутробного развития у представителей разных видов различна. Это зависит, главным образом, от размеров животного: беременность у хомячков, к примеру, длится 11–15 суток, у собаки – 2 месяца, а у слона – 20–22 месяца. Размеры влияют и на количество детёнышей: у крупных животных их 1–2, а у мелких может быть один или даже два десятка.

Когда заканчивается срок беременности, наступают роды. Мышцы матки сокращаются и выталкивают плод через половое отверстие наружу. Детёныш делает вдох – и его лёгкие расправляются, после этого он может дышать сам. Пуповина может разорваться или мать сама перегрызает её.

Самка выкармливает детёнышей молоком; отсюда и происходит название класса. Молоко образуется в млечных железах, которые могут быть расположены на груди или на брюхе животного. Протоки этих желёз открываются маленькими отверстиями на конце сосков. Их число тоже может быть различным, в зависимости от плодовитости данного вида. Молоко начинает вырабатываться к моменту родов. Оно питательно и содержит все необходимые для молодого организма вещества – жиры, белки, углеводы, различные витамины и минеральные соли, а также воду.

Первое время детёныши кормятся только одним молоком. Со временем они переходят на пищу, которая станет для них обычной.

Детёныши у большинства млекопитающих рождаются слепыми и даже иногда голыми. Самка ещё до родов строит гнездо, где могло бы находиться родившееся потомство. Она согревает детёнышей своим телом, вылизывает их и кормит. У других млекопитающих (например, некоторых копытных) детёныши рождаются полностью сформировавшимися и уже через несколько часов могут следовать за матерью. В этом случае она только кормит и охраняет их. Вообще, потомством, в основном, занимается мать, но у некоторых видов это делает отец. Инстинкт нередко даже заставляет родителей рисковать своей жизнью, чтобы спасти жизнь детёныша.


Молодняк любит играть, бороться, преследовать друг друга, прыгать и бегать. Всё это служит хорошей тренировкой и способствует выработке приёмов защиты и нападения, которые могут быть индивидуальными. Такие игры характерны только для млекопитающих.

Годовой жизненный цикл.

-Поставьте по учебнику на стр.255-257 план ответа на вопрос:

Какие периоды включает годовой жизненный цикл? Сделайте вывод по уроку.


  1. Закрепление:

вопрос №1,3 стр. 257 учебника.

V . Д/З П.53. пересказ. Подготовить сообщения «Утконос», «Кенгуру», «Коала».


Тема: Происхождение и многообразие млекопитающих.

Цель: показать биологические особенности первозверей и сумчатых, установить родство млекопитающих с пресмыкающими, выяснить происхождение млекопитающих.


Оборудование: рефераты учащихся, электронный учебник «Открытая биология», Практикум по биологии 1-2 части.


Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Проверка Д/З

-дидактические карточки

-вопросы после параграфа 53

III. Изучение нового материала.

Млекопитающие произошли от живших в конце палеозоя зверообразных пресмыкающихся – терапсид. Первые млекопитающие обнаружены в триасе 170 миллионов лет назад. В юрском периоде уже существовали 5 отрядов яйцекладущих млекопитающих, впоследствии вымерших. Чуть позже появились первые сумчатые; среди ископаемых мелового периода были обнаружены первые плацентарные (насекомоядные).

В палеоцене сумчатые начали вымирать, а плацентарные млекопитающие, наоборот, развивались, достигнув в эоцене расцвета. В это время существовало около 30 отрядов зверей, часть из них впоследствии вымерла. Полагают, что общее количество вымерших отрядов составляет 20, а вымерших видов – 8000.


Из существовавших ранее, но вымерших к настоящему времени зверей можно отметить крупных копытных (гиппарион, индрикотерий, большерогий олень), хоботных (меритерий, мастодонт), хищных (пещерный медведь, саблезубый тигр). Некоторые из них (например, мамонты) вымерли в эпоху, когда уже существовал пещерный человек.

Назовём основные отличия млекопитающих от пресмыкающихся:


  • строение черепа, поясов конечностей;

  • более совершенное строение зубов;

  • наличие шестяного покрова и многочисленных желёз на коже;

  • четырёхкамерное сердце с полным разделением артериального и венозного кровотока;

  • лёгкие с хорошо развитой ячеистой структурой;

  • наличие лимфатической системы;

  • постоянная температура тела;

  • выкармливание детёнышей молоком;

  • развитый головной мозг и органы чувств;

  • высокий уровень психической деятельности.



1

Рисунок

Вымершие млекопитающие. Слева – гигантский безрогий носорог индрикотерий, справа – дейнотерий.



Класс Млекопитающие

подкласс Первозвери Живородящие

(Однопроходные) ( Настоящие)

-утконос

-ехидна низшие высшие

(сумчатые) (плацентарные)

-кенгуру

- коала


Сообщения учащихся «КНИГА РЕФЕРАТОВ».


IV. Д/З 54 пересказ. Сообщения «Отряд Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные».




  1. таблицы «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Внутренние строение собаки», таблицы «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Внутренние строение собаки», таблицы «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Внутренние строение собаки»таблицы «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Внутренние строение собаки»таблицы «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Внутренние строение собаки»таблицы «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Внутренние строение собаки»таблицы «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Внутренние строение собаки»