litceymos.ru 1


Справка тематической проверки по развитию речи


Тема: «Состояние воспитательно – образовательной работы по развитию речи»


В период с 14 .11.2011 по 18 .11.2011г. была проведена тематическая проверка по развитию речи с целью определение уровня эффективности воспитательно- образовательной работы, выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по речевому развитию воспитанников.


В результате проверки выявлено, что во всех возрастных группах имеется в наличии необходимая документация: планы воспитательно-образовательной работы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей, разработаны перспективные планы и календарные. В этих планах отражены занятия, индивидуальная работа, дидактические и словесные игры, работа по звуковой культуре речи, ознакомление с художественной литературой, работа учителя - логопеда. Но при планировании бывает, воспитатели выпускают значительную часть программных задач, особенно по разделу «Формирование грамматического строя речи», это приводит к низкой эффективности обучения детей по данному разделу. Анализ планирования показал, что воспитатели планируют однообразные методы и приемы работы с детьми, эти методы повторяются из занятия в занятие. Редко используются формы монологической речи, такие как:

-                               Составление рассказа по его началу,

-                               составление рассказа по концу

-                               коллективное составление рассказов

-                               придумывание сказок, фантастических рассказов

Не достаточно планируются игры на развитие дыхания во всех возрастных группах, причина кроется в недостаточной компетенции педагогов групп по данному вопросу.

Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Педагоги ориентируются в содержании программных задач по развитию речи на возрастные и индивидуальные особенности, используют разнообразные формы работы в течение дня: занятие (в соответствии с расписанием занятий), словесные, дидактические игры, индивидуальную работу, театрализованную деятельность. Формы организации занятий отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала, дидактическими целями; продуманы методы и приемы сообщения новых знаний и закрепления пройденного материала, педагоги владеют разнообразными методами и приемами обучения детей. Воспитатели предоставляют детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, самостоятельные игры помогают детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты.


По результатам анкетирования выявлено, что педагоги знают методику проведения занятий, методы и приемы развития речи. Педагоги умеют работать с готовыми конспектами, учитывая особенности развития речи данной группы с учетом индивидуальных особенностей.

Из перечисленных в анкете средств развития речи воспитатели выделяют самое главное – это общение взрослых и детей, культурная языковая среда, речь воспитателя, затем ознакомление с художественной литературой, обучение родной речи и языку на занятии и различные виды искусства.

В ходе проверки выявлено, что педагоги все еще планируют НОД по традиционной форме, хотя все открытые занятия были проведены в интегрированной форме. Все педагоги во время занятий устанавливают доверительную речевую атмосферу, для создания интереса к занятиям используют опыт детей, создают проблемные ситуации. Обращают внимание на качество ответов детей, исправляют грамматические неточности. Все это создает благоприятную среду для качественного развития речи. Однако, Погорельцевой А.А. нужно конкретнее продумывать приемы по активизации речи детей и приемы драматизации, обратить внимание на индивидуальную работу во время занятия и на оценку детских работ. Бирюковой Т.Ю. увереннее включать в работу все анализаторы при обследовании игрушки. Гололобовой Т.П. на занятии включать задачи по звуковой культуре речи, обратить внимание на ответы детей (они должны состоять не из одного слова, а из развернутых фраз или коротких предложений), обратить внимание на эмоциональную динамичность собственной речи. С учетом реальных возможностей детей гр. №8 Ядыкиной В.А. можно было усложнить задачи на занятии. Краус Л.Н. обратить внимание на ответы детей (дети должны отвечать полными предложениями), занятия должны включать работу по звуковой культуре речи, физминутки должны проходить в соответствии с темой занятия.

Во всех группах имеются центры речевой активности, книжные и театральные уголки. Они соответствуют возрастным особенностям детей. Однако в группе № 7 речевой уголок расположен не очень в удачном месте.


В книжных уголках имеется в наличии художественная литература, которая соответствует возрасту детей. В группе № 12 есть «книжкина больница». В каждой группе оформлены театральные уголки (кроме 11 группы), игры и пособия, содержание театров соответствуют возрасту детей. В старших и подготовительных группах недостаточно бросового материала для самостоятельного изготовления атрибутов к играм - драматизациям. Не во всех группах есть ширмы. В группах № 8, 9, 10 есть настольные ширмы, а группах №4, 6 напольные. В группах № 2, 5, 11, 12 нет фланелеграфа.


Имеющийся в группах дидактический материал и пособия по развитию речи соответствует педагогическим, эстетическим и санитарно- гигиеническим требованиям.

В группах № 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11 можно отметь эстетику оформления зоны по развитию речи, разнообразие представленного наглядного и дидактического материала.

Однако в группах отсутствует систематическое оформление тематических выставок (кроме 3, 4, 8), в группе № 2 недостаточно иллюстрационного материала. Не везде оформлены картотеки загадок, потешек, чистоговорок. В 10 группе есть системный каталог дидактических пособий.

В речевых центрах групп недостаточно материала на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи, имеющиеся игры однотипны, не прослеживается их усложнение (средняя, старшая, подготовительная).

Работа с родителями (законными представителями) осуществляется в соответствии с годовым планом работы: родительские собрания, проводятся консультации, даются индивидуальные советы по теме, эстетически оформленная наглядная информация: стенды, папки.


Рекомендации:


  1. при планировании воспитателям использовать программные задачи по разделу «Формирование грамматического строя речи»

  2. на занятиях использовать разнообразные методы и приемы работы с детьми.
  3. использовать интегрированные и игровые формы обучения, в которых используются игровые и занимательные методы, эвристические, побудительные вопросы, модели, схемы, опора на наглядность.

  4. Учесть индивидуальные пожелания воспитателям Погорельцевой А.А., Бирюковой Т.Ю., Гололобовой Т.П., Ядыкиной В.А., Краус Л.Н.

  5. Группам № 1, 3, 7, сделать ширмы.

Группам № 2, 5,11,12- ширмы и фланелеграф

  1. При работе с родителями разнообразить формы подачи предлагаемого материала.