litceymos.ru 1


Создание эссе как фактор аналитико – деятельностной компетентности учащихся

Овсянникова Марина Юрьевна,

заместитель директора по воспитательной работе,

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 9 им. В.Т. Степанченко города Ржева.


Образование развивается на протяжении уже нескольких тысячелетий. Всякий раз, когда общество предъявляло к нему новые требования, оно с большей или меньшей задержкой, с большей или меньшей степенью адекватности отвечало на эти требования.

Пока темпы общественного развития были не высокими, задержки в развитии образования не порождали сколько-нибудь значительных напряжений в обществе. Но с середины ХХ столетия ситуация стала существенно иной. В этот период значительно возросли темпы качественных изменений во многих сферах общественной жизни, и разрыв между потребностями общества и возможностями школы их удовлетворять стал быстро нарастать. Состояние образования стало оцениваться как кризисное во многих странах. Анализируя кризисную ситуацию в отечественной школе, известные российские ученые отмечали, что о кризисе школы говорят во всех цивилизованных государствах, в том числе, в США, Англии и других странах, причем раскрытие признаков кризиса всюду более или менее сходно: снижение престижности знаний, уровня успеваемости, значительный процент функциональной неграмотности, невысокая квалификация учителей и т.д. Следствием этого стало проведение многочисленных реформ, которые, однако, в большинстве случаев не привели к желаемым результатам.

Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное, должна была обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, осознанный социокультурный выбор, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению и выбору.


Ключевыми компетентностями, необходимыми для реализации в процессе формирования личности являются: личностные и социально психологические.

Для личностных компетентностей характерна изменяемость, мобильность и развитие. К таким компетентностям относятся: самоуважение, умение делать осознанный выбор, умение выстраивать бесконфликтные коммуникации и ставить достижимые цели и прогн6орзировать результаты. Для социально – психологических компетентностей характерна предопределенность системой социальных отношений, системы образования и семьи.

В целом, компетентности можно представить себе в виде следующего списка:


  • Аналитико – деятельностная,

  • Прогностическая,

  • Коммуникативная,

  • Информационная,

  • Рефлексивная

Компетентностями, с нашей точки зрения является совокупность характеристик личности, способной на основе освоенных знаний умений и навыков выстраивать грамотное целеполагание, строить прогнозы, ставить реальные цели и задачи и реализовывать их на практике.

К личностной компетености необходимо отнести обязательную для освоения в рамках образования и развития функциональную грамотность человека, наиболее достижимую в рамках классно – урочной системы и, к сожалению, слабо развитую у нашего населения, а, соответственно и у наших учащихся.

При этом под функциональной грамотностью понимается владение выпускником школы системой операций (с условиями их применения), обеспечивающих

а) непосредственное самосохране­ние здоровья, трудоспособности,

б) житейские нужды, также способствующие самосохранению,

в) выполнение функций члена семьи и воспитателя детей,

г) выполнение функций, связанных с общественными и политическими отношениями,

д) приобретений знаний из самых разнообразных источников информации,

е) приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков, оценку своих профессиональных возможностей.


Эта грамотность на минимальном уровне обеспечивает возможность выстраивания собственного осознанного выбора в сложных, но неизбежных жизненных ситуациях.

"Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов".
Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке.

Если учащиеся через профессионально – психологическую фассилитационную компетентность педагога смогут научиться делать этот самостоятельный выбор, опираясь на развитые нравственные и ценностные установки, а не на сиюминутные интенции, то мы поможем им состояться и социализироваться в обществе, адаптируя социальное окружение под выбранные и твердые позиции выбора.

С другой стороны только наличие твердых нравственных установок и семейно – исторических корней делает человека внутренне свободным и самодостаточным. Эта сторона образования у нас очень слабо развита, так как большинство передатчиков социального опыта сами не являются внутренне свободными людьми.

Тем не менее, новая ступень модернизации образования ставит во главу угла именно систему формирования свободной и зрелой личности, а для этого школа должна научить детей:


  • Умению и желанию учиться (в т.ч. самостоятельно).

  • Социально – психологической компетентности.

  • Слушать и слышать.

  • Говорить и поступать.

  • Доказывать свою точку зрения, убеждать, спорить.

  • Ставить адекватные цели, достигать их.

  • Эффективно заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни.

  • Владеть своими чувствами, состояниями.

  • Проявлять толерантность.

  • Любить и быть любимым и др.

Хотелось бы остановиться еще на одной стороне данной проблемы. Для того, чтобы выбор стал собственным и осознанным, он должен быть обсужден и одобрен внутренним «Я» и референтным окружением.


Поэтому важной стороной образования становиться формирование у детей эффективной речевой деятельности, как устной, так и письменной, что достаточно трудно при низкой, в настоящее время, компетентности чтения и отсутствии внутренней свободы.

Образование на современном этапе, особенно гуманитарное, должно постепенно перейти от знаний, умений и навыков, как к более объемным понятиям, к представлениям, личностным к ним отношениям учащихся и сформированных на их основе стратегии деятельности, как основы выбора.

Одной из позитивных сторон современной системы итоговой аттестации является необходимость освоения детьми такой формы рефлексии как эссе.

Данная форма по своей направленности и своему содержанию, безусловно, отвечает выстроенным выше требованиям и потому научить создавать текст, порождающий текст, задача не только филолога, но и обществоведа и историка.

Сегодня актуальной является ори­ентация на сравнительно новый для российской школы жанр - эссе. Многие вузы, взявшие курс на европейский образовательный стандарт, уже сей­час требуют от абитуриентов владения именно этим жанром. С помощью эссе можно проверить ком­петенции абитуриента по части письменной речи, логики, образных средств языка, умения мыслить и убеждать. Эссе по самой своей природе - жанр творческий, в то время как сочинение-рассужде­ние все-таки больше сбивалось на репродукцию. Эссе даже проникло в школьный выпускной экза­мен (в какой-то степени так можно назвать зада­ние в части С ЕГЭ по русскому языку и обществознанию).

И как всегда, когда возникает соблазн напол­нить старым вином новые меха, мы продолжаем делать то, что привыкли (то есть учителя продолжают по-своему обучать письменной речи, предлагая школярские образцы, а ученики продолжают списывать с этих образцов, воспроизводя, а не творя), но используем при этом новую терминологию.

При этом до сих пор педагоги с трудом понимают прописную истину о том, что эссе – это рефлексия личностного отношения к проблеме и «натаскать» к писанию этой формы письменной работы не возможно, так как в основе его лежит творческая мысль, обращенная в письменную форму.


Процесс написания эссе не полностью технологичен, так как насыщен личностно – эмоциональным содержанием, но в дидактике наличествует общий алгоритм написания подобной работы. Вероятно, нетрудно объяснить уче­нику, что письменная работа должна состоять из вступления, основной части и заключения и опре­делить, какой процент знаков в тексте должна за­нимать каждая из этих частей. Пагубным, но, к сожалению, принятым в школе методом подготовки к написанию эссе стало использование готовых форм, блоков и штампов. Можно заставить вызубрить десяток-другой терминов, относящихся к теме будущей работы. Но научить думать таким образом невоз­можно. При таком подходе эссе, значимое по личностному отношению, проникновению в проблему и пониманию выходов из нее заменяется ба­нальным разглагольствованием ни о чем. На мой взгляд, обучая жанру эссе, мы – учителя, должны опираться на задачу развития, которая противоположна задаче натаскивания.

Эссе было предложено как личностная трактовка проблемы, при невозможности списывания вместо пресловутых сочинений (по образцу), которые использовались в жизни только на выпускных и вступительных экзаменах. Эссе, в отличие от школьного сочинения, занимает прочное место в «большой» культуре, самопрезентации и анализе проблем.

Есть ли иные перспективы у замечательного жанра эссе в школе? Безусловно, но движение к этим перспективам требует соответственно иного понимания эссе как жанра и иной организации учебного процесса. Повторяя одно и то же упражнение, мы развиваем одну группу мышц. Выбирая одну и ту же еду, мы формируем очень узкий спектр вкуса. Восприни­мая школу как подготовку к поступлению в вуз, мы превращаем ее в жалкий придаток специального образования. Эссе при таком подходе становится одним из приемов подготовки будущего абитури­ента. Чем же должно быть эссе?

Эссе - это литературный жанр со свободной структурой, организующую роль в которой играют ассоциативные и метапредметные связи. Эссе может быть художе­ственным и публицистическим, критическим и на­учным, а также объединять элементы всех этих жанров. В той же степени оно может включать эле­менты повествования, описания и рассуждения. Эссе предполагает свободное владение различны­ми стилями речи (разговорным, художественным, научным, публицистическим).


Возвращаясь к школьному образованию, заме­тим, что желательно, чтобы разные предметы, как гуманитарные, так и математического и естествен­нонаучного циклов, подключались к ее решению. Когда спрос на умение, которым овладевают в рам­ках одного предмета, возникают на других пред­метах, это рождает не только формальную интеграцию, но и включает частное умение в общую систему учебных ценностей, делая результат обучения более высоким и находящимся в сфере метапредметных, целостных взаимоотношений явлений.

Эссе актуализирует значение прохождения литературными тро­пами. Но если ученик будет уверен, что игры с переносными значениями слов касаются исклю­чительно литературы как школьного предмета, его владение образными средствами языка (которые все равно так или иначе используются всеми но­сителями языка) никогда не станет сознательным. Если же для человека мир полон метафор и анало­гий, если он использует (как, например, древние люди или современные ученые) их в качестве ин­струмента познания мира, то такой ученик готов к эффективной речевой деятельности (в том числе и к написанию эссе).

Важным является наличие в сознании пишущего некоторого поля культурных ориентации. Учащийся в результате освоения ключевых компетентностей должен быть инкультурирован в кросскультурное пространство мира. При этом, независимо от приоритета возрастной молодежной «субкультуры» он остается носителем культуры многих поколений, реализуя её в процессе взросления и социализации. Дело, конечно, не в том, что наличие культурных ассоциаций позволяет выстроить струк­туру эссе, а в том, что ассоциативно выстроенная структура эссе свидетельствует о широте и глуби­не существования пишущего в культуре.

Для грамотной разработки и реализации написания эссе необходимы специальные знания. Эссе не может быть только фор­мальной задачей; оно всегда содержательно и именно содержание эссе об­разует его форму. Эссе может быть признано состояв­шимся только тогда, когда в нем в той или иной степени присутствует инсайт (озарение). В художественном или публицистическом эссе результатом инсайта бывает удачно найденный образ; в критическом - глубокое понимание или оригинальная интерпре­тация объекта суждений (книги, картины, фильма и т.д.); в научном - открытие, даже если оно имеет лишь учебную ценность.


То есть в любом случае эссе решает познавательную задачу, активизирует познавательную активность, а если эссе касается общественно – политических реалий – социальную активность личности. Естественно, без определенной базы зна­ний выстроить такой текст нельзя.

Таким образом, эссе - это текст, фиксирующий эмоционально окрашенную мысль или интеллектуально окрашенную эмоцию.

И отсюда - шажок до следу­ющего требования по наличию творческого потенциала. К сожалению, это дано не каждому. Развитие данных способностей связано с наличием или отсутствием развивающих технологий обучения: проблемной, проектной, исследовательской. В настоящее время образная и эмоциональная сфе­ры обучающихся мало затронуты развитием, а зачастую по­просту подавлены в школьном образовании. Творчество как таковое не является до настоящего времени в школе, да и в обществе, в целом, признанной ценнос­тью. Мы в школе чаще всего формируем и поощряем шаблонное мыш­ление. Но для того, чтобы писать эссе, нужно ду­мать самому, более того получать удовольствие от созданной самим мысли.

Подготовка к написанию эссе может быть очень долгой или сравнительно короткой. Это зависит от того, какой результат нам нужен. Например, худо­жественное или критическое эссе может быть на­писано после 2-3-часового занятия или после по­лугодового проекта. Научное эссе всегда требует значительного времени, так как ему должно пред­шествовать исследование. Может быть эссе напи­сано и вовсе без всякой подготовки, если под­готовкой стал весь предыдущий учебный опыт. В любом случае эссе должно стать результатом не­которой последовательности действий, комбина­ции элементов, более или менее постоянных (технология или алгоритм).

Основными элементами алгоритма подготовки написания эссе служат:

1. Индуктор. На этом этапе происходит своего рода эмоциональный «зацеп», например, обращение к личному опыту каждого участника или орга­низация общего яркого переживания.


  1. Социализация. Для этого этапа характерно чередование индивидуальных и групповых форм работы. Переход от индивидуальной работы к груп­повой и становится социализацией.

  2. Конструкция/деконструкция. Накопление информации, выстраивание знаний в написании эссе идет не по прямой: вводимая инфор­мация может противоречить предыдущей, знание то выстраивается, то разрушается новыми обсто­ятельствами; все это создает проблемную ситуа­цию и подталкивает к инсайту или логическому заключению, снимающим про­тиворечия.

  3. Озарение (инсайт). Этот момент можно было бы назвать по-русски - вдохновение. Если инсайт вообще не происходит ни у кого во время занятия, значит, тема эссе неудачно подобрана.

  4. Афиширование результатов. Элемент, ко­торый во время написания эссе может повторяться многократно. Без него невозможна социализация.

  5. Рефлексия. Всегда заканчивает написание эссе. На этом этапе должно произойти осмысление всего занятия. Озарения довольно часто возникают имен­но во время рефлексии.

  6. Последействие. Процесс, который происхо­дит в сознании / подсознании участника написания эссе после ее окончания. На этом этапе додумываются и формулируются важнейшие для «пережившего» тему эссе выводы.

Подготовка к эссе может быть выстроена по принципам мастерской, и тогда мы получим не школярскую отписку, а плод серьезной работы эмоций и интеллекта. В ходе подготовки решаются и познавательные, и разви­вающие, и воспитательные задачи.

Когда мы говорим о некотором наборе элемен­тов, надо понимать, что их последовательность относительно свободна. Ясно, что озарение не мо­жет предшествовать индуктору, а рефлексия име­ет смысл в конце, но другие элементы более или менее перемещаемы.

Подводя итоги

Каждому учителю необходимо осмыслить собствен­ное видение жанра. Не вызывает сомнений только одно, нам надо обсуждать и оценивать роль данного жанра вместе с нашими учащимися, предоставляя им выбор выражения собственных мыслей и эмоций через озарение, логику, собственные отношения. И в данном процессе мы должны быть лишь фассилитаторами, а не цензорами, делая свободными не только речь и стиль учащихся, но и внутренний мир.


Конечно, эссе может выполнять самые разные функции в образовательном процессе, но ведущей мне кажется - исследовательская, в которой эссе выступает как направляющая линия, определенный интегратор сложных образовательных технологий, способствующих развитию творческого самостоя­тельного мышления; самообразованию, диалогу культур.

Предлагая в работе учителя этот жанр в качестве основного, надо отдавать себе отчет, что во многих случаях учителя будут ориентироваться на, так называемый, акаде­мический формат, который предполагает рассматривать эссе как рассуждение о сути тезиса и антитезиса, в котором выделены ключевые понятия и выстроена строгая логика ар­гументации, но даже эта упрощен­ная версия не исключает использования метафо­рического мышления, активного применения аналогий, и, самое главное, предполагает нали­чие инсайта (внутреннего озарения), то есть того открытия, без которого открытое образование не представляется возможным.