litceymos.ru 1

Раздел 3. Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

3.1. Взаимопомощь в ученическом коллективе в рамках класса, школы.

Мы продумали и организовали шефство старших ребят над младшими. Это первый шаг к взрослой жизни. Мои семиклассники очень гордятся своей ролью наставника, относятся к этому делу ответственно. Свои воспитательные функции выполняют просто и естественно, быстро находят контакт с малышами. «Шефы» провели праздник «Когда мамы дома нет», на котором дети, соревнуясь, одевали кукол, чистили картофель, накрывали на стол. «Шефы» - частые гости в группе продлённого дня. Они играют с малышами, вместе изготавливают поделки, готовятся к конкурсам, концертам. Иногда я доверяю им вести коллективные занятия или использую их в роли лаборантов. Считаю, что шефство необходимо для передачи социального опыта. Со временем в детском коллективе произошли заметные изменения: уже не только актив, но и пассивная часть учащихся включались в воспитательную работу, считая её таким же обязательным занятием, как и учёба.

Еженедельно на классных часах обсуждаются злободневные вопросы, принимаются необходимые решения. Для того чтобы решение было конкретным, понятным каждому, часто используется приём «мозгового штурма», тогда все принимают участие в обсуждении возникших проблем.

3.2. Активное участие учащихся в самоуправлении класса, школы.

Мною разработана и апробирована (два выпуска с 2003 по 2007 и с 2007 по 2011 года, с 2011 года – классный руководитель 7 класса) воспитательная система «Социализация современного выпускника». Данная воспитательная система опубликована в журнале «Все для классного руководителя», № 1, 2012 года. Содержание воспитания и его организационные формы разработаны на основе принципов воспитания,  определяющихся с одной стороны - интересами и требованиями общества и личности, с другой стороны – интересами самой личности и ее отношением к обществу и государству. Основой моей воспитательной системы является самоуправление в классном коллективе. Структура самоуправления строится на трех уровнях: ученик, ученик-класс и ученик-школа.


В школе действует Совет старшеклассников, который направляет работу центров самоуправления: трудового, экологического, патриотического, спортивно-оздоровительного. Руководители подразделений самоуправления класса входят в совет старшеклассников школы, где каждый имеет определенное поручение по своему желанию и способностям. В таблице представлено участие учеников в работе каждого центра самоуправления.

В течение учебного года проводятся различные мероприятия по следующим направлениям:


  • Трудовое - уборка класса и школы. Ремонт класса в каникулы. Участие в субботниках.

  • Экологическое - озеленение школьного двора; участие в акциях «День птиц», «День Земли»; участие в городском эколого-краеведческом фестивале «Родная земля», конкурсе «От замысла к изобретению» в секции ресурсосбережение.

  • Патриотическое - Открытые классные часы: «У войны не женское лицо…», «Письмо неизвестному солдату », «Чернобыль. Боль моя. 25 лет спустя», «Дети Беслана», «Генералы 1812 года», «Шагнувшие в вечность» (встреча с генералом армии М.А.Гареевым); помощь ветеранам и пожилым людям; организация и проведение школьных праздников, посвященным Дню Победы, годовщины битвы под Москвой.

  • Спортивно-оздоровительное - Участие в окружном конкурсе «Безопасное колесо», в соревнованиях по плаванию, пионерболу, футболу, веселые старты и спортивные соревнования, посвященные Дню города.

  Задачи самоуправления:

  • предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

  • формировать  у  учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
  • воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развития гражданской и социальной ответственности за  самого себя, свою семью, окружающих людей, общества и Отечества;


  • воспитать желание бороться за своих друзей и родственников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и справедливости;

  • формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, беречь и охранять природу.

Принципы самоуправления в классном коллективе:

1. Принцип взаимодоверия;

2. Принцип взаимопомощи;

3. Принцип сотрудничества;

4. Принцип сменяемости актива;

5. Принцип единого планирования.

Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из приоритетных направлений воспитательной системы класса и школы. Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана им оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровнях.

3.3. Участие в оказании помощи пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам.


Одним из важнейших направлений работы является участие обучающихся в социально направленной деятельности.

Ученики моего класса участвуют в театрализованных представлениях, концертах, посвящённых Дню пожилого человека, Дню Победы, битве под Москвой. На эти праздничные мероприятия приглашаются ветераны ВОВ, которых учащиеся с огромной благодарностью и уважением поздравляют .

На протяжении многих лет работает группа по адаптивной программе «Милосердие», в обязанности которой входит оказание проживающим в школьном микрорайоне инвалидам, пенсионерам, малообеспеченным семьям посильную помощь. Члены группы собирают школьно-письменные принадлежности, книги и передают учащимся из малообеспеченных семей.

Учащиеся моего класса, совместно с другими членами школьного коллектива, оказывают посильную материальную и морально-психологическую помощь детям, оставшимся без попечения родителей, детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детям, проживающим в малоимущих семьях, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время в школе есть дети, попавшие в сложную ситуацию, например, потеря одного из родителей, временная нетрудоспособность родителей и др.. Ученики моего класса участвовали в акциях «Чужих детей не бывает!», «Помоги ребенку», «Ветераны живут рядом».

3.4. Участие в проектах, направленных на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды.


Успешно организую социально значимую, творческую деятельность ученика, привлекаю своих воспитанников к активному участию в жизни нашего образовательного учреждения; решению проблем местного социума; благоустройству территории школьного двора, городского парка. Мои ученики принимают активное участие в экологических конкурсах проектов, играх, конференциях: эколого-краеведческий фестиваль «Родная Земля», конкурс научно-технического творчества молодежи «От замысла к изобретению» в секции ресурсосбережение. Я без труда вовлекаю большое количество детей в различные проекты, направленные на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды.

Ежегодно провожу предметные воспитательные мероприятия естественнонаучного характера экологической направленности: игры, конференции, мини-проекты. Планируемые воспитательные мероприятия проводятся с участием не только школьников, но и педагогов и родителей (экологические субботники, экскурсии по замечательным местам, в парк и др.).

К датам, посвященным значимым природным явлениям, объектам (День птиц, День Земли, День воды и др.), провожу познавательные мероприятия. Учащиеся класса изготавливают скворечники, синичники и развешивают их вокруг школы. Ежегодно проводится конкурс на лучший скворечник, синичник, изготовленный руками учащихся. Весной и осенью школьники высаживают цветы, деревья возле школы.


3.5. Взаимодействие школьного, ученического сообщества с местными властными структурами с целью решения проблем местного социума.

Я участвую в организации воспитательной, учебной и внеурочной работы, направленной на формирование общей культуры личности, адаптации к жизни общества, в организации учащихся через включение их в программы деятельности учреждений города. Учащиеся моего класса принимают самое активное участие в городских акциях, посвященных проблемам местного социума. Также учащиеся моего класса принимала активное участие в работе с депутатами: встречи, посещение Московской городской думы, Государственной думы. На таких встречах ребята знакомились с работой органов власти, обсуждали насущные вопросы района Южное Бутово. На деловых играх вносили свои предложения по решению ряда вопросов, связанных с организацией досуга молодежи, строительством социально значимых объектов в Южном Бутово. Самые активные ученики входили в состав Детского движения Москвы.


Ежегодно мы проводим акции, посвящённые празднику Защитников Отечества. В классе проводится конкурс стихов, песен, рисунков. На праздник мы приглашаем военнослужащих, которые проводят спортивные состязания, рассказывают о своей службе.

Школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил дорожного движения.

Третий год ученики моего класса принимают участие в окружном конкурсе «Безопасное колесо», занимая призовые места. Готовясь к этому конкурсу, дети знакомятся с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, велосипедистам, пассажирам, учатся оказывать первую медицинскую помощь в экстремальных ситуациях.

Ученики класса принимают активное участие в конкурсах, викторинах, проводимых библиотеками, музеем, пожарной частью.


  • Конкурс плакатов «За здоровый образ жизни»;

  • Конкурс рисунков «Моя мама лучшая на свете» (к международному празднику «День матери»).

  • Конкурс рисунков «Блокада Ленинграда глазами детей».

  • Конкурс рисунков, посвященный Дню космонавтики.

Ежегодно накануне Дня Победы провожу «Урок Мужества». На уроке обязательно присутствуют гости: ветераны войны, труженики тыла. Ветераны рассказывают о военных эпизодах, дети читают стихи, поют песни военных лет. Перед праздником Победы дети пишут сочинение на тему «Детство, опалённое войной». Учащиеся узнают о подвигах ветеранов на фронте и в тылу. В этот день на дверях подъездов вывешиваем листовки – поздравления, приглашаем ветеранов на классный час или сами приходим к тем ветеранам, которые не смогли прийти в школу на праздник. Ветераны тепло отзываются о работе детей, благодарят за оказанную помощь и внимание.

Такая работа помогает детям приобретать коллективистские навыки, учит жить в коллективе, быть чуткими, внимательными, усваивать общественные нормы поведения, удовлетворять потребность в общении.

Планируя свою деятельность по гражданско-правовому воспитанию, ставлю задачу способствовать развитию у детей осознания себя гражданином России, формированию основ гражданской, социальной и правовой культуры.