litceymos.ru 1

Советы родителям

Обязательно ли присутствие ребенка при записи его в 1-й класс?

Да. Это необходимо как ребенку, так и взрослым: родителям, педагогам. 

 

Какова цель собеседования с будущим первоклассником и его родителями при записи в школу? 

 

Проведение собеседования  с детьми служит для определения  программы обучения, соответствующей  уровню развития, способностям и здоровью ребенка (4-хлетнее обучение в общеобразовательной школе, коррекционно-развивающее обучение, педагогические системы развивающего обучения и др.)

Основной целью  собеседования с будущим первоклассником  и его родителями при поступлении  в школу является:


  • выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;

  • рекомендации родителям в выборе системы обучения (коррекционно-развивающее обучение, традиционная система обучения, педагогические системы развивающего обучения);

  • рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, в случае необходимости - с психоневрологом, обследование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса о выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная);

Заблаговременный  прогноз трудностей и своевременная  помощь со стороны родителей, учителей, специалистов - задача, стоящая перед  коллективом школы при первом знакомстве с будущим первоклассником.

В настоящее  время имеются альтернативные формы  обучения, и перед родителями открывается  целый веер возможностей. Можно отдать ребенка в школу с 6 или с 7 лет, проходить первый год обучения в  школе или на базе дошкольного  учреждения, обучать ребенка в  частном или государственном  учебном заведении. Решить этот вопрос с помощью воспитателей, учителей и психологов родители могут, только определив степень его готовности к школе. 


 

Каковы критерии готовности ребенка к обучению в школе? 

 

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:


  • состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);

  • как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

  • цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

  • знаки +, -, =, >, <;

  • название текущего месяца, последовательность дней недели;

Он должен уметь:

  • называть числа в прямом и обратном порядке;

  • соотносить цифру и число предметов;

  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

  • пользоваться знаками арифметических действий;

  • измерять длину предметов с помощью условной меры;

  • составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

  • делить круг, квадрат на 2 и 4 части;

  • ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:

  • строить сложные предложения разных видов;

  • составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;

  • находить слова с определенным звуком;

  • определять место звука в слове;

  • составлять предложения из 3-4 слов;

  • членить простые предложения на слова;

  • членить слова на слоги (части);

  • различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
  • самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.


В области представлений  об окружающем мире:

  • уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;

  • иметь представление о сезонных явлениях природы;

  • знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе? 

 

1. Социально-психологическая  готовность к школе:

  • учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

  • умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

2. Развитие школьно-значимых  психологических функций:

  • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);

  • координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

  • развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  • развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).


Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка? 

 

Умение правильно  произносить все звуки речи и  различать их на слух;

Умение употреблять  разные части речи точно по смыслу;

Умение использовать в речи синонимы, антонимы, существительные  с обобщающим значением;

Умение отвечать на вопросы и задавать их;

Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов;

Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному  взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);

Кругозор (представление  ребенка о мире достаточно развернуто, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности). 

 

С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?

 

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок  развит физически, психически, умственно  и личностно, а также каково состояние  здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Напомним, что  у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к  школе, у них гораздо чаще проявляются  различные трудности обучения, среди  них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.


Обязательным  условием для приема в школу детей  седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее  шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной  лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада. 

 

Как может родитель сам определить готовность ребенка к школе? 

 

В книгах Л.Ф. Тихомировой, А.В. Басова "Развитие логического  мышления детей". Ярославль, 1996, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер "Готов ли Ваш ребенок к школе". Москва, 1994 представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе. 

 

Какова продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях? 

 

Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.

Помните, что  для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего  мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы. 

 

Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе? 

 

1. Развитие мелких  мышц руки:


  • работа с конструкторами разного типа;

  • работа с ножницами, пластилином;

  • рисование в альбомах (карандишами, красками).

2. Развитие познавательных  способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).

Работать с  этим Вам помогут слудующие книги:

  • книга "Подготовка к школе". (О.И. Тушканова. Подготовка руки к письму. Волгоград, 1993 г.);

  • альбомы "От А до Я" (два выпуска);
  • Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. "Развитие логического мышления детей". Ярославль, 1996 г.;


  • Тесты "Готов ли Ваш ребенок к школе?" (Мышление, моторика);

  • Тесты "Готов ли Ваш ребенок к школе?" (Окружающий мир)

  • "Я начинаю учиться" - выпуск 1, 2, 3

  • Л.Ф. Тихомирова. "Развитие познавательных способностей детей". Ярославль, 1996 г.;

  • Серия "Книги для талантливых детей и заботливых родителей";

  • Л.В. Черелюшкина. "Развитие памяти детей". Ярославль, 1996 г.;

  • "Подготовка к школе" (развитие внимания);

  • Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. "Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться". Москва, 1994 г.



Рекомендуемая литература для обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах города.  

"Дошкольник  на улице", Москва, 1994 г.;

"Керюша и Дружок", Ю.А. Черепанов, Москва, 1992 г.;

"Здравствуй, светофор!", Москва, 1998 г.;

"Азбука маленького  пешехода (6-8 лет)", книжка-раскраска,  Москва, 1998 г.;

"Здравствуй  друг - дорожный знак!" (6-8 лет), Москва, 1996 г.;

"Правила дорожного  движени" - основа;

"Правила и  безопасность дорожного движения", ОБЖ для 1-4 классов, Москва, 1997 г.;

"Занимательная  дорожная азбука", Р.П. Бабина;

"Программно-методические  материалы по ОБЖ, 1-11 класс", В.И.  Мишин, 1998 г. 

 

Вы хотите лучше понять особенности своего ребенка?  

Попытайтесь ответить себе на следующие вопросы:

Умеет ли ребенок  играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?

Есть ли у  ребенка друзья?

Умеет ли ребенок  вступать в разговор со старшими?

Умеет ли ребенок  оценивать свои поступки?

Есть ли у  ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы? 

Первокласснику потребуются:  

1.      Портфель;


2.      Пенал;

3.      Ручки (синие, черные, зеленые, красные);

4.      Цветные карандаши;

5.      Простые карандаши

6.      Линейка;

7.      Папка для труда;

8.      Цветная бумага;

9.      Бумага для рисования;

10.     Гуашь;

11.     Кисточки;

12.     Ножницы;

13.     Клей-карандаш;

14.     Обложки для учебников и тетрадей;

15.     Спортивная форма;

16.     Мешок для сменной обуви;