litceymos.ru 1

  1. РАЗМИНКА


Данные упражнения:

ВВЕРХ И ВНИЗ, ВВЕРХ И ВНИЗ (движения головой вверх и вниз).

ЭТО, МАМА, НЕ КАПРИЗ!



ВПРАВО-ВЛЕВО, ВПРАВО-ВЛЕВО (повороты головы направо и налево):

ПОСМОТРИ, КАК КОРОЛЕВА.



ПОКИВАТЬ ПО СТОРОНАМ (наклоны головы к плечам)

НУЖНО НАМ, ТАК НУЖНО НАМ.



ГОЛОВОЮ ПОКРУТИТЬ (вращения головой)

НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ.




И НЕЗНАЙКАМИ ПОБЫТЬ (пожимание плечами):

ПЛЕЧИ ВВЕРХ И ОПУСТИТЬ.



И ПЛЕЧАМИ ПОВРАЩАТЬ (вращение плечами вперёд и назад) —

НУЖНО ПЛЕЧИКИ РАЗМЯТЬ.




ВПЕРЁД-НАЗАД, ВПЕРЁД-НАЗАД (плечи вперёд и плечи назад) -

И ВСЕ ДЕЛА ПОЙДУТ НА ЛАД.





  1. САМОМАССАЖ


Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Общие правила:

  • перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;

  • движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объёме;

  • стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;

  • удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;

  • ритм стиха задаёт ритм массажных движений;

  • темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.



РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней)

И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки),



И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),




ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).



УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).



ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин кпереди),




ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки),



А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают на щёки).




ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).



ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).



КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперёд),



РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ (большие и указательные пальцы разминают обе губы).




УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),


А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам).




ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ, ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)



И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу).



ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ (язык -под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе).



ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ (язык — под нижней губой и поколачивание по нижней губе).



ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),



А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).





  1. ЗАВЕРШЕНИЕ

МЫ НОСКАМИ ПОСТУЧИМ (пятки стоят на полу, а носки поочерёдно стучат по полу на каждый слог),

МЫ ПОСТАВИМ ПЯТКИ (теперь носки стоят на полу, а пятки ставятся на ударные слоги),

ВОТ МЫ ХОДИМ, КАК МЕДВЕДЬ (переваливание на внешних сторонах стоп с ноги на ногу),

СКАЧЕМ, КАК ЗАЙЧАТКИ (подскоки на носках на двух ногах).

ВОТ КОЗЛЁНОК НА ЛУГУ (ноги врозь/скрестно),

ВОТ МАШИНА ЕДЕТ (руки «рулят»),

А ЗА НИМИ МЧИТСЯ ГУСЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ (упражнение «Велосипедик»).