litceymos.ru 1

Овсянникова Ольга Петровна
учитель русского языка и литературы первой категории.
МОУ Кукаринская СОШ Карасукского района Новосибирской области.

Деревня Кукарка Карасукского района Новосибирской области

Синтаксический анализ словосочетания при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Большинство заданий по синтаксису на ГИА и ЕГЭ вызывают затруднения у учащихся. Их можно отнести к заданиям повышенной сложности. Зачастую учащиеся допускают ошибки, связанные с синтаксическим анализом словосочетаний, поэтому при подготовке очень важно подобрать соответствующие упражнения. Обязательно нужно повторить связи слов в словосочетании и трудные случаи управления, обращая внимание на типичные ошибки:

1. Исправьте ошибки в управлении: рецензия о книге (рецензия на книгу), уплатить проезд (заплатить за проезд), обижен на его слова (обижен его словами), составлен согласно приказа (составлен согласно приказу), скучать за тобой (скучать по тебе), одеть куртку (надеть куртку), заведующий клуба (заведующий клубом), приехал с Кукарки (приехал из Кукарки) и т.п.

Не всегда учащиеся 9 класса могут с лёгкостью изменить способ связи слов в словосочетании. Для преодоления подобных трудностей эффективны задания данного типа.

2. Измените способ связи слов в словосочетании:

- согласование в управление: бетонное покрытие (покрытие из бетона), сельские дети (дети из села), стеклянная ваза (ваза из стекла);

- согласование в примыкание: откровенное признание (откровенно признаться), быстрый бег (быстро бегать), весёлое пение (весело петь);

- управление в согласование: собрать гербарий (собранный гербарий), зарядка с утра (утренняя зарядка), зарево перед рассветом (предрассветное зарево), сад у школы (пришкольный сад);

- управление в примыкание: помочь другу (помочь по-дружески), рассказать соседу (рассказать по-соседски).

Задание ЕГЭ В3 также подразумевает наличие знаний о типах связи слов в словосочетании. Можно дать следующие практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определённого типа:


а) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово, отвечающее на вопрос какой?/ чей?

б) поиск словосочетания с управлением – это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;

в) чтобы найти словосочетание с согласованием, необходимо отыскать неизменяемое слово, а затем установить слово, от которого оно зависит.

Кроме традиционных заданий, можно порекомендовать учащимся

следующие упражнения.
3. Дополните до словосочетаний; определите способы связи: а) отличать … - различать …; б) одеть … - надеть …; в) обрадован … - обрадоваться … .

4. Образуйте с каждым словом по три словосочетания с разными видами связи: а) кто-нибудь, б) довольный, в) образование, г) побелка. Например, счастливый друг – согл., счастливый на час – упр., очень счастливый – прим.

5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1) вяжу шарф, смотрит на море, этот дом;

2) думает о чём-то, остаётся в осадке, на наш концерт;

3) скомкав бумагу, неопознанный объект, сделанный вовремя;

4) рассказывает новость, изображения пирамид, хвалить ученика.

6. Выпишите из предложения три словосочетания с разными видами подчинительной связи. Мы узнали много нового о наших предках. Согласование – о наших предках, управление – узнали о предках, примыкание – узнали много. Объяснить, почему не являются словосочетаниями: мы узнали, о предках, много наших.

Надеемся, что данные практические советы помогут учащимся при подготовке к экзаменам.