litceymos.ru 1

Репетиционный экзамен по биологии

Часть А

А 1.
Дезоксирибонуклеиновая кислота - это уровень организации живой природы:-

1) клеточный 2) молекулярный З) организменный 4) популяционный

А 2. Цитология изучает:

1) строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов

2) строение органов и системы органов многоклеточных организмов

3) фенотип организмов разных царств

4) морфологию растений и особенности их развития

АЗ. На рисунке изображён комплекс Гольджи, который можно узнать по

1) кристам на внутренней мембране

2) рибосомам, расположенным на мембранах

3) наличию гран

4) системе полостей, канальцев с пузырьками на концах

А 4. Белки в клетке синтезируются

1) в клеточном центре 2) в лизосомах З) на рибосомах 4) в комплексе Гольджи

А 5. Белки, способные ускорять химические реакции, выполняют функцию:

1) гормональную 2) сигнальную З) ферментативную 4) информационную

А 6. Информационная РНК — это:

1) белок 2) жир З) фермент 4) нуклеиновая кислота

А 7. Процесс биологического окисления и дыхания осуществляется в:

1) хлоропластах 2) комплексе Гольджи З) митохондриях 4) клеточном центре

А 8. Конъюгация хромосом характерна для процесса

1) оплодотворения

2) профазы второго деления мейоза

3) митоза

4) профазы первого деления мейоза

А 9. Ткань, состоящая из способных сокращаться многоядерных клеток:

1) мышечная поперечнополосатая 2) эпителиальная

3) соединительная 4) гладкая мышечная

А 10. Растения, грибы, животные — это эукариоты, так как их клетки:


1) не имеют оформленного ядра

2) не делятся митозом

3) имеют оформленное ядро

4) имеют ядерную ДНК, замкнутую в кольцо

А 11. Бластула состоит из полости и

1) двух слоев клеток 2) соединительной ткани

З) одного слоя клеток 4) эпителиальной ткани

А 12. С помощью генеалогического метода изучают:

1) нарушения структуры и числа хромосом

2) различные изменения признаков у человека под влиянием среды

З) структуры генов

4) признаки и болезни, которые передаются по наследству

А 13. Какие клетки передают потомству мутации при половом размножении?

1) эпителиальные 2) мышечные З) гаметы 4) нейроны

А 14. С целью защиты окружающей среды от загрязнения:

1) создают ботанические сады

2) создают национальные парки

З) ограничивают добычу биологических ресурсов

4) внедряют малоотходные и безотходные технологии

А 15. Благодаря биотехнологии получают:

1) антибиотики, гормоны

2) нуклеиновые кислоты, белки

З) кормовой белок, органические кислоты

4) межвидовые гибриды, безъядерные клетки

А 16. Тип животных, у которых отсутствует полость, промежутки между органами заполнены рыхлой соединительной тканью:

1) плоские черви 2) круглые черви З) кольчатые черви 4) моллюски.

А 17.
Что нужно делать, чтобы не заразиться туберкулезом?

1) проветривать помещение и делать влажную уборку

2) поддерживать в помещении определённую температуру

З) чистить зубы 2 раза в день

4) включать в пищу больше мяса

А 18. Все растения имеют:

1) клеточное строение 2) ткани 3) стебель с листьями 4) проводящую систему

А 19. Чтобы обеспечить доступ кислорода воздуха к корням растений; почву надо:


1) удобрять солями калия

2) рыхлить до полива и во время полива

3) удобрять азотными солями

4) рыхлить после полива

А 20. Отдел головного мозга наиболее развитый у млекопитающих:

1) передний мозг 2) мозжечок 3) средний мозг 4) промежуточный мозг

А 21. Один из признаков, позволяющий рыбам расходовать меньше энергии на преодоление сопротивления воды при движении:

1) жаберные крышки 2) спинной плавник

З) боковая линия 4) черепицеобразное расположение чешуи

А 22. К древним людям относят

1) неандертальца 2) питекантропа З) синантропа 4) кроманьонца

А 23. Опорную функцию в организме человека выполняет ткань

1) эпителиальная 2) нервная З) соединительная 4) гладкая мышечная

А 24. При нарушении углеводного обмена возникает заболевание:

1) сахарный диабет 2) цинга З) бери-бери 4) рахит

А 25. При недостатке йода в пище нарушается деятельность железы:

1) поджелудочной 2) щитовидной З) слюнной 4) половой

А 26. СПИДом может привести к:

1) повышению содержания холестерина в крови

2) полному разрушению иммунной системы организма

З) повышению содержания сахара в крови

4) уменьшению эритроцитов и гемоглобина в крови

А 27. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они:

1) питаются сходной пищей

2) имеют примерно одинаковые параметры тела

З) имеют немногочисленное потомство

4) относятся к классу млекопитающих

А 28. Агроэкосистема – это:

1) смешанный лес З) зарастающее озеро 2) заливной луг 4) пшеничное поле

А 29. Приспособленность в процессе эволюции возникает в результате:

1) географической изоляции

2) взаимодействия движущих сил эволюции


З) мутационной изменчивости

4) искусственного отбора

А 30. Способность плазматической мембраны окружать твёрдую частицу пищи и перемещать ее внутрь клетки лежит в основе процесса:

1) диффузии 2) осмоса З) фагоцитоза 4) пиноцитоза

А 31. Организмы, в клетках которых содержится в десятки раз больше углеводов, чем в клетках животных:

1) бактерии-сапротрофы 2) одноклеточные З) простейшие 4) растения

А 32.Вода участвует в теплорегуляции живых организмов благодаря:

1) полярности молекул 2) высокой теплоемкости

З) низкой теплоемкости 4) небольшим размерам молекул

А 33. Анаэробный этап гликолиза протекает в:

1) митохондриях 2) легких 3) пищеварительной трубке 4) цитоплазме

А 34. Источником водорода для восстановления углекислого газа в фотосинтезе является:

1) соляная кислота 2) угольная кислота 3) вода 4) глюкоза

А 35. Расхождение хромосом происходит в:

1) анафазу-1 мейоза 2) метафазу-1 мейоза 3) метафазу-2 мейоза 4) акафазу-2 мейоза

А 36. Кроме растений, к автотрофным организмам относят:

1) грибы-сапротрофы 2) бактерии гниения

3) хемосинтезирующие бактерии 4) шляпочные грибы

А37. У особи с генотипом Аавв образуются гаметы

1) Ав, вв 2) Ав, ав 3) Аа, АА 4) Аа, вв

А 38. При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В — доминантные признаки), появится потомство с генотипами АаВв, ааВв, Аавв, аавв в соотношении

1)3:1 2)9:3:3:1 3)1:1:1:1 4)1:2:1

А 39. Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы:

1) 44 аутосомы + ХУ 2) 23 аутосомы + Х 3) 44 аутосомы + ХХ 4) 23 аутосомы + У


А 40. Значительная часть мутаций не проявляется в фенотипе потомства, так как они

1) не связаны с изменением генов 2) не связаны с изменением хромосом

3) носят доминантный характер 4) носят рецессивный характер


Часть 2

В заданиях В1 – В3 выберите три верных ответа из шести.


В 1 Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют


1)

оформленное ядро

2)

цитоплазму

3)

митохондрии

4)

плазматическую мембрану

5)

гликокаликс

6)

рибосомы



В 2 Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно-полосатой,


1)

состоит из многоядерных волокон

2)

состоит из вытянутых клеток с овальным ядром

3)

обладает большей скоростью и энергией сокращения

4)

составляет основу скелетной мускулатуры

5)

располагается в стенках внутренних органов


6)

сокращается медленно, ритмично, непроизвольно


В 3 К палеонтологическим доказательствам эволюции относят


1)

остаток третьего века у человека

2)

отпечатки растений на пластах каменного угля

3)

окаменевшие остатки папоротников

4)

рождение людей с густым волосяным покровом на теле

5)

копчик в скелете человека

6)

филогенетический ряд лошади


При выполнении заданий В4 - В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.


В 4 Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.





ПРИЗНАК




КЛАСС

А

оплодотворение внутреннее


1)

Земноводные

Б

оплодотворение у большинства видов наружное

2)

Пресмыкающиеся

В

непрямое развитие




Г

размножение и развитие происходит на суше

Д

тонкая кожа, покрытая слизью

Е

яйца с большим запасом питательных веществ



В 5 Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает.




ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯ




ОТДЕЛ ПИЩ - ­НОГО КАНАЛА

А)

обработка пищевой массы желчью

1)

желудок

Б)

первичное расщепление белков

2)

тонкая кишка

В)

всасывание питательных веществ ворсинками

3)

толстая кишка


Г)

расщепление клетчатки




Д)

завершение расщепления белков, углеводов, жиров


В 6 Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом.





ХАРАКТЕРИСТИКА МУТАЦИИ




ТИПЫ МУТАЦИЙ

А

включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК

1)

хромосомные

Б

кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке

2

генные

В

нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка

3)

геномные

Г

поворот участка хромосомы на 180о




Д

уменьшение числа хромосом в соматической клетке




Е

обмен участками негомологичных хромосом





При выполнении заданий В7 – В8 установите правильную последователь­ность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите ответ без пробелов и других символов.


В 7 Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.


А)

семейство Волчьи (Псовые)

Б)

класс Млекопитающие

В)

вид Обыкновенная лисица

Г)

отряд Хищные

Д)

тип Хордовые

Е)

род Лисица



В 8 Установите, в какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК.


А)

раскручивание спирали молекулы

Б)

воздействие ферментов на молекулу

В)

отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

Г)

присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Д)


образование двух молекул ДНК из одной



Часть 3


С1. Используя знания о соматической регуляции деятельности скелетных мышц и вегетативной - внутренних органов, объясните следующее гигиеническое правило: утреннюю зарядку следует начинать с малых нагрузок, а затем понемногу их увеличивать.

С2. Прочитайте текст «Нуклеиновые кислоты» и найдите в тексте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

1.Нуклеиновые кислоты, как и белки, являются полимерами. 2.В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов – ДНК и АТФ. 3.Мономерами нуклеиновых кислот служат аминокислоты. 4. В состав ДНК входит четыре азотистых основания: аденин, лизин, тимин, цитозин. 5. ДНК обеспечивает хранение наследственной информации и ее передачу от материнской клетки к дочерней. 6.В середине ХХ столетия было установлено, что молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей

С 3 Каковы причины появления влажного смога в крупных городах?

С 4 Какой вред приносит гриб трутовик березе?

С 5 Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-кре­стовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в со­ставленной цепи.

С 6 В чем сходство и отличие плодов растений, принадлежащих к семействам Злаковые и Слож­ноцветные?

С 7 Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется ге­ном ХB, рыжая - геном Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Оп­ределите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.


Ответы

задания


Ответ

В1

246

В2

256

В3

236

В4

211212

В5

21232

В6

232131

В7

ВЕАГБД

В8

БАВГД

С1

Организму нужно привыкнуть к постоянной нагрузке. Нагрузку нужно постепенно увеличивать, иначе можно получить серьезные травмы: растяжение, вывих, а также постепенный разогрев поможет мышцам быть более пластичными.

Это делается для того, чтобы питательные вещества и кислород уже были в мышцах для более тяжелых нагрузок (Чтобы их легче было выполнять), а ненужные им, уходили. Все это происходит из-за того, что скорость, проходящая по соматической системе значительно выше, чем у вегетативной. А это значит, что если мы начнем сразу прыгать (сомат. сист.) питательные вещества и кровь с кислородом еще не будет в мышцах (вегетатив. сист.)

С2

2,3,4

2. Мономерами нуклеиновых кислот служат нуклеотиды.

3. В состав белков входят четыре аминокислоты: аденин, гуанин, тимин, цитозин.

4. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов: ДНК и РНК.


С 3 Причинами появления влажного смога в городах являются высокое содержание в воздухе за­грязняющих веществ, пыли, дыма и влажная безветренная погода

С 4 Трутовик - паразит, высасывает органические вещества из живых тканей березы и разру­шают ее древесину.

С 5 1) перегной  комнатная муха  паук-крестовик  большая синица  ястреб

2) консумент третьего порядка - большая синица

С 6 общие признаки: 1) односемянные сухие невскрывающиеся плоды;

различия: 2) у злаковых плод зерновка, а у сложноцветных - семянка; 3) у зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит сво­бодно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки.

С 7 генотипы родителей: кошка ХBХB (гаметы: ХВ ), кот - ХbY (гаметы: Хb ,Y);

2) генотипы котят: черепаховый - ХBХb, черный - ХBY;

3) пол котят: самка - черепаховая, самец - черный.