litceymos.ru 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ

Центральным механизмом регулирующим взаимоотношения личности и ок­ружающего мира, является самооценка человека - представление человека о са­мом себе, образ самого себя, образ "Я» и собственное отношение к нему. Само­оценка может быть как осознаваемой, так и скрытой от сознания человека, но проявляется она во всем: планах личности и способах их реализации, походке, от­ношении к собственному имени, одежде, характере общения с людьми, в отноше­ниях к собственным привычкам и т.д.

Каким образом это интимнейшее психологическое образование - самооценка

- может влиять на особенности внимания личности?

Человек с низкой самооценкой внутренне (наедине с собой) постоянно чувст­вует неуверенность в собственных силах. (Внешняя сторона состояний - поведение

- может не совпадать с реальными переживаниями).Человек, который боится

ре­зультата, еще не достигнув его, боится любых действий, плохо концентрируется
на проблеме. Он в большей степени переживает, нежели рассуждает. Поэтому
внимание человека в процессе деятельности - это лакмусовая бумажка его со­
стояния.

Детям с адекватной самооценкой свойственны активность, находчивость, бодрость чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Они охотно учавствуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае выигрыша.

Детям с заниженой самооценкой свойственны пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся ком­пенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть пер­выми и принимают близко к сердцу, если это не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны слушать меня». Такой ребенок порой бывает агрессивным по от­ношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами детской группы.


А теперь несколько советов родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки.


  • Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать
    за него все проблемы, но и не перегружайте его тем , что ему непосильно. Пусть
    ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделан­
    ного.

  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он
    этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть
    соизмерима с поступком.

  • Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начина­
    ний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.

  • Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните
    достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неуда­
    чам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой
    (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

  • Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсе­
    гда. Он может изменятся. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его
    деятельности, отношение к его успехам и неудачам - все это оказывает влияние
    на отношение ребенка к себе.