litceymos.ru 1

Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов


В соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.

Рабочая программа - документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы.

Статья 28 Закона РФ «Об образовании» относит разработку примерных программ к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти.

В настоящее время в практике работы общеобразовательных учреждений используются Базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ № 322 от 09.02.1998г. и Базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

В большинстве образовательных учреждений области реализуется содержание образования, основой которого являются примерные программы, подготовленные в соответствии с обязательным минимумом содержания общего образования и рассчитанные на количество часов, отводимых на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России №322 от 09.02.1998г.

Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 утвержден федеральный компонент государственного образовательного стандарта. На основе федерального компонента государственного образовательного стандарта созданы примерные программы, которые рассчитаны на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. Данные программы являются инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях. (Перечень программ по учебным предметам федерального учебного плана для образовательных учреждений, а также сами программы размещены на сайте Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/. и опубликованы в приложениях к журналу «Вестник образования» под ред. А. Г. Свинаренко. Подписные индексы агентства «Роспечать» - 81633 и 81881). Примерная программа является основой для создания рабочих программ и ориентиром при разработке авторских.


Авторская программа (программа, разработанная одним или группой авторов) – документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, определяющий содержание образования определенного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Рабочая программа- документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.

Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Например, «Рабочая программа курса биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии».

Рабочие программы представляются на утверждение руководителю образовательного учреждения в начале учебного года. Руководитель вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям государственного стандарта

Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

Структура рабочей программы учителя может быть следующей:


  • Титульный лист (приложение 1)

  • Пояснительная записка
  • Календарно - тематический план (приложение 2) или тематическое и поурочное планирование (приложение 3) с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий.


  • Требования к уровню подготовки обучающихся

Титульный лист должен содержать:

  • Наименование образовательного учреждения

  • Название курса для изучения, которого написана программа

  • Указание параллели, на которой изучается курс

  • Ф.И.О. учителя

  • Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения)

  • Год составления программы.

В тексте пояснительной записки следует указать:

  • на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа.

  • внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование.

  • используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой учреждения).

  • количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.

В календарно-тематическом плане должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение. План может быть представлен в виде таблицы (см. приложение 2). Допускается составление отдельно тематического и поурочного планирования (см. приложение 3).

В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

При использовании в работе авторской программы без изменения ее содержания учитель в пояснительной записке указывается на основе, какой программы осуществляется деятельность, а поурочное планирование может быть приложено в виде ксерокопии с уточнением даты проведения уроков.


Приложение1 к письму от12.01.2006 № 01-10


 

 

Утверждена приказом
руководителя образовательного учреждения
 
№ _______ от_________


 
 
 

Рабочая программа


учебного курса ________________________________в_______классе
(наименование предмета)


 
 
 

Учителя_______________________
 
_____________________________


 
 
 

200__г.


Приложение2 к письму от12.01.2006 № 01-10


 

Календарно - тематический план



п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические(тема)

Контрольные и диагностические материалы(тема)

экскурсии

Примечание

I.

Название изучаемой темы №I

***часов

***час.

***час.

 

 

1.1

Тема урока 1

 

 

 

 

 

1.2


Тема урока 2

 

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

Итого

***часов

***час.

***час.

 

 


 

Приложение3 к письму от12.01.2006 № 01-10


 

Тематическое планирование



п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические(тема)

Контрольные и диагностические материалы(тема)

Экскурсии

Примечание

I.

Название изучаемой темы №I

***часов

***час.

***час.

 

 

II.

Название изучаемой темы №II

 

 


 

 

 

III.

Название изучаемой темы №III

 

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

Итого

***часов

***час.

***час.

 

 


 

Поурочное планирование



п./п

Тема урока

Примечание

дата