litceymos.ru 1

Рекомендации для педагогов по работе с «отверженными» детьми


Положение ребенка в группе, его статус зависит от целого ряда причин. Это личностные качества человека, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами; интеллекту­альные качества; отношение к людям; внешние данные; воле­вые качества; время нахождения в данной группе и многое другое.

Осо­бенно сложным является положение детей со статусом «отверженные», которых класс не принимает и отвергает. Главная задача для педагога - постараться создать все условия для поднятия статуса в данном коллективе. Учитель может обеспечить это, создавая такие ситуации, которые позволяют ученикам увидеть своего одно­классника в более выгодном свете. Всем своим поведением учитель должен демон­стрировать перед классом ценность каждого ученика, свое вни­мание к нему, положительное отношение. Насмешки, ирония, прерывание ответа недопустимы.

Перечислим некоторые методы воздействия, помогающие из­менить статус непопулярного ребенка в группе:


  • Предъявлять к ним конкретные, ясно сформулированные
    требования.

  • Не злоупотреблять наказаниями.

  • Подчеркивать «сильные стороны» ученика, использовать
    его положительные черты, умения и навыки.

  • Демонстрация педагогом своего доброжелательного отноше­ния к ребенку.

  • Организация ситуаций, где ребенок может проявить себя с хорошей стороны.

  • Очень важно бывает сблизить ребенка с низким статусом с
    лидерами или с кем-либо из «предпочитаемых» детей. В этом
    случае его положение заметно улучшится. Для этого им мож­но поручить общее дело.

  • Но главное - это путем кропотливой воспитательной работы
    помочь отверженному ребенку преодолеть те отрицательные

    черты, которые явились причиной изоляции: постараться преодолеть аффективность - драчливость, вспыльчивость, обидчивость; помочь в преодолении застенчивости, выра­ботать уверенность в себе и т.д.

Следует помнить, что воздействие на взаимоотношения между детьми должно быть прежде всего косвенным. Осознанным, целенаправленным, но не навязчивым, не в лоб, так как прямые призывы с кем-то дру­жить, а с кем-то не дружить редко достигают цели.

Наиболее комфортное положение, с точки зрения межлично­стных отношений, у лидеров группы. Они вызывают наиболь­шие симпатии у детей, пользуются определенным авторитетом, к их мнению прислушиваются. Поэтому педагогу рекомендует­ся по возможности использовать это в своей работе, привлекая лидеров к решению групповых задач.