litceymos.ru 1

Развивающий курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».

Курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий неучебного характера для детей. Серьёзная работа принимает форму игры. Принципиальной задачей курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Курс создаёт благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Такой формой работы мы создаём условия для нормализации самооценки у разных детей.

В тетрадях предлагаются задания разной сложности, поэтому любой ребёнок может почувствовать уверенность в своих силах.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.


Для проведения занятий разработаны тетради на печатной основе с заданиями на развитие внимания, памяти, логического мышления, на совершенствование воображения.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.


Познавательный аспект.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, общеучебных умений и навыков, общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.


Развивающий аспект.

Развитие речи, мышления, пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации, двигательной сферы.

Воспитывающий аспект.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.


Основные принципы распределения материала: системность; принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; принцип «от простого к сложному»: задания постепенно усложняются; увеличение объёма материала; наращивание темпа выполнения заданий; смена разных видов деятельности.


Программа курса (33 часа)

1 класс, 1 час в неделю.

№ Тема

Основное содержание




Решаемая

проблема

Понятия

Предметные

результаты

1.Выявление уровня внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводное занятие).

Как развить познавательные способности.


Память, внимание, воображение.

Научиться применять свои знания.

2.Развитие концентрации внимания.

Как стать вниматель-ным.

Внимание, наблюда- тельность, фигура.

Научиться сосредотачи-ваться, вести поиск нужного пути.

3.Тренировка внимания, развитие мышления.

Как сравнивать различные предметы.

Мышление, сравнение, мозговая гимнастика, задача.

Научиться сравнивать.

4.Тренировка слуховой памяти, развитие мышления.

Как сохранять в памяти различные термины и определения

Память, слух, тренировка памяти.

Научиться запоминать «на слух».

5.Тренировка зритель-ной памяти, развитие мышления.

Как сохранять в памяти различные термины и определения

Память, зрение, штриховка.

Научится запоминать зрительно.

6.Развитие аналити-ческих способностей.

Как находить закономер-ности.

Анализ, закономерность.

Научиться анализиро-вать.

7.Совершенствование воображения.

Как сформировать воображение.

Фантазия, воображение.

Научится использовать фантазию.

8.Развитие логическо-го мышления.


Как решать логические задачи.

Логика, сравнение, закономерность, вывод.

Научиться решать логические задачи.

9.Развитие крнцентрации внимания.

Как концентрировать своё внимание.

Внимание, лабиринт,

Научиться концентрировать внимание.

10.Тренировка внимания.



Как тренировать своё внимание.

Устойчивость внимания.

Научиться тренировать внимание.

11.Развитие слуховой памяти, мышления.

Как стимулировать мыслительные процессы, развивать слуховую память.

Смысловая закономер-ность, цепочки слов.

Научиться стимулиро-вать мыслительные процессы, применять приёмы, облегчающие запоминание.

12.Тренировка зритель-ной памяти, развитие мышления.

Как стимулировать мыслительные процессы, развивать зрительную память.

Память, зрение, штриховка.

Научиться стимулиро-вать мыслительные процессы, применять приёмы, облегчающие запоминание.

13.Развитие аналити-ческих способностей.

Как находить закономер-ности.

Анализ, закономерность.

Научиться анализиро-вать.

14.Совершенствование воображения.

Как сформировать воображение.

Фантазия, воображение.


Научиться использовать фантазию.

15.Развитие логическо-го мышления.

Как решать логические задачи.

Логика, сравнение, закономерность, вывод.

Научиться решать логические задачи.

16.Развитие концентрации внимания.

Как концентрировать своё внимание.

Внимание, лабиринт.

Научиться концентрировать внимание.

17.Тренировка внимания, развитие мышления.

Как сравнивать различные предметы.

Мышление, сравнение, мозговая гимнастика, задача.

Научиться сравнивать.

18.Тренировка слуховой памяти, развитие мышления.

Как стимулировать мыслительные процессы, развивать слуховую память.

Смысловая закономер-ность, цепочки слов.

Научиться стимулиро-вать мыслительные процессы, применять приёмы, облегчающие запоминание.

19.Тренировка зритель-ной памяти, развитие мышления.

Как стимулировать мыслительные процессы, развивать зрительную память.

Память, зрение, штриховка, поиск.

Научиться стимулиро-вать мыслительные процессы, применять приёмы, облегчающие запоминание.

20.Развитие аналити-ческих способностей.

Как находить закономер-ности.

Внимание, лабиринт.

Научиться анализиро-вать.


21.Совершенствование воображения.

Как сформировать воображение.

Фантазия, воображение.

Научиться использовать фантазию.

22.Развитие логическо-го мышления.

Как решать логические задачи.

Логика, сравнение, закономерность, вывод.

Научиться решать логические задачи.

23.Развитие концентрации внимания.

Как концентрировать своё внимание.

Внимание, лабиринт.

Научиться концентриро-вать внимание.

24.Тренировка внимания, развитие мышления.

Как сравнивать различные предметы.

Мышление, сравнение, мозговая гимнастика, задача.

Научиться сравнивать

25.Тренировка слуховой памяти.

Как стимулировать мыслительные процессы, развивать слуховую память.

Смысловая закономер-ность, цепочки слов.

Научиться стимулиро-вать мыслительные процессы, применять приёмы, облегчающие запоминание.

26.Тренировка зритель-ной памяти.

Как стимулировать мыслительные процессы, развивать зрительную память.

Память, зрение, штриховка, поиск.

Научиться стимулиро-вать мыслительные процессы, применять прёмы, облегчающие запоминание.

27.Развитие аналити-ческих способностей.


Как находить закономер-ности.

Внимание, лабиринт

Научиться анализиро-вать.

28.Совершенствование воображения.

Как сформировать воображение.

Фантазия, воображение.

Научиться использовать фантазию

29.Развитие логическо-го мышления.

Как решать логические задачи.

Логика, сравнение, закономерность, вывод.

Научиться решать логические задачи.

30.Развитие концентрации внимания.

Как концентрировать своё внимание.

Внимание, лабиринт.

Научиться концентриро-вать внимание.

31.Тренировка внимания, развитие мышления.

Как сравнивать различные предметы.

Мышление, сравнение, мозговая гимнастика задача.

Научиться сравнивать.

32.Развитие логическо-го мышления.

Как решать логические задачи.

Логика, сравнение, закономерность, вывод.

Научиться решать логические задачи.

33.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Как развить познавательные способности.

Память, внимание, воображение.

Научиться применять свои знания.