litceymos.ru 1 2

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии для общеобразовательных учреждений авторов Плешаков А.А., Сонин Н.И. издательства М.; «Дрофа», 2008 год .(«Природоведение 5 класс» ). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации.

Рабочая программа на основе нормативных документов:

- Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования) по биологии, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089;

- Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- учебный план МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета на 2013 /2014 учебный год;

-- письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11.

Преподавание ведется по учебнику «Природоведение» Плешакова А.А., Сонина Н.И, М. «Дрофа», 2011 г. Учебник рекомендован региональным перечнем.

Обеспеченность учебниками составляет 100%.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.


Курс спланирован на два часа в неделю.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности учащихся, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений в программе включены практические работы.


Содержание разделов и тем курса


Изучение природы (1час)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.


Вселенная (16 часов)

Представления о Вселенной древних народов. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Птолемею, Аристотелю. Взгляды на строение Вселено в раннем средневековье. Эпоха ВГО и ее влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику. Роль Дж.Бруно и Г.Галилео в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия.

Практические работы:

1. «Наблюдение суточного движения Солнца, звезд»

2.Нахождение созвездий.

Земля (19часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли.

Внутреннее строение Земли: мантия, ядро, земная кора. Строение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире.


Суша планеты, материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера Состав воздуха. Облака. Типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера и ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники, айсберги. Подземные воды.

Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности положения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни.


Практические работы:


  1. Наблюдение явлений превращения веществ

  2. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха

Жизнь на Земле (17часов)

Развитие жизни на Земле, жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков.

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанны и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия.

Практические работы:


1.Знакомство с устройством увеличительных приборов (микроскоп, лупа). Строение клеток кожицы лука. (Лабораторная работа дифференцированно)

2.Изучение одноклеточных организмов (проводится при наличии живых простейших). (Лабораторная работа дифференцированно).

3.Приспособления животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами доступными средствами.

4.Определение наиболее распространенных животных и растений с использование разных источников информации.

Человек на Земле (15часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитек, австралопитек. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

История географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание, его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы.

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Практические работы:

1.Знакомство с оборудованием для научных исследований. Методы изучения природы (проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы)

2..Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

3.Определение ядовитых растений, грибов и животных своей местности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



урока

Наименование раздела, темы

Количество

часов


из них

теоретическое обучение

практические ,

лабораторные работы

1.

 2-18

18-37

37-54

54-68

Тема 1. Изучение природы.

Тема 2. Вселенная.

Тема 3. Земля.

Тема 4. Жизнь на Земле.

Тема 5. Человек на Земле.

 1час.

 16 часов.

  19 часов.

  17 часов.

  15 часов.

1

14

17

13

12


2 пр.р

2 пр.р.

2 л.р., 2 пр.р

3пр.р

 

Итого 68 часов.


Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

В результате изучения природоведения в курсе 5 класса ученики должны:

-знать/ понимать

•Знать состав и этапы развития Солнечной системы; строение небесных тел; иметь представление о Вселенной;


•Знать внутреннее строение Земли; понимать причины возникновения стихийных бедствий; правила поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера

•Понимать многообразие жизни на Земле; особенности строения растений, животных и историю происхождения человека;

•Понимать взаимосвязь природоведения с другими науками и знать способы познания науки;

•Знать историю географических открытий; воздействие человека на Землю; меры сохранения жизни на Земле.

- уметь

•Объяснять: роль природоведения в формировании современной естественнонаучной картины мира;

•Приводить примеры физических явлений, явленийпревращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

• Указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

• Находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

• Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

• Сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;

• Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

•измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

•определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического поведения в природной среде;

•составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

•оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Сформировать ключевые образовательные компетенции:

1. Ценностно-смысловые компетенции - обучающиеся должны:


  • формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;

  • уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

2. Учебно-познавательные компетенции:

- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания: описывать результаты, формулировать выводы;

- выступать устно и письменно с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

3. Социокультурные компетенции:

  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника;

4. Коммуникативные компетенции:

  • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

5. Информационные компетенции:

- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, Интернет;


  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, принтера, модема, копира;

  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

6.Природоведческие и здоровъесберегающие компетенции:

- иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др);

  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

  • позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

-знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.


Оценка знаний учащихся

Отметка

Критерии оценки

«5»

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:

  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;

  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:

  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

«4»

  • раскрыто основное содержание материала;

  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • ответ самостоятельный;

  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

«3»

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • определения понятий недостаточно четкие;

  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

«2»
  • Основное содержание учебного материала не раскрыто;


  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии


Критерии оценки устного ответа:

Отметка

Критерии оценки

«5»

- Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

- Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Ответ полностью самостоятельный.

«4»

- Конкретный ответ на поставленный вопрос.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.

«3»

- Ответ неконкретный, излишне пространный.

- Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.
- Допущены две существенные ошибки.

«2»

- Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.

Оценка практических умений учащихся


  1. Оценка умений проводить опыты

Отметка


Критерии оценки

«5»

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:

  • научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«4»

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки:

  • в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

  • в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы не полные.

«3»

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:

  • научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«2»

  • не определена самостоятельно цель;

  • не подготовлено нужное оборудование;

  • допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Оценка умений проводить наблюдения

Отметка

Критерии оценки

«5»


  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  • логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

«4»

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

  • допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

«3»

- допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
выделены лишь некоторые;

- допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

«2»

- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.


При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся.


Контроль знаний

Виды контроля


I

II

III

IV

год

Тестовых работ

3


2

4

3

12

Лабораторных работ








2




2

Практических работ


2

2

3

2

9



















Экскурсий








1

1

2

Других видов работ










1

1



следующая страница >>