litceymos.ru 1

Муниципальное образовательное учреждение средняя


муниципальное образование

общеобразовательная школа №11 г. Лабинска Лабинского района

наименование образовательного учреждения





Утверждено

решением педсовета протокол № от 2011 г.

подпись Ф.И.О.



Рабочая программа


По предмету (курсу и т.д.) изобразительное искусство




Количество часов по предмету 34


Класс 2


Уровень базовый

базовый, профильный, углубленный


Учитель Барсукова Т. С.


Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, 2010, «Просвещение»


Пояснительная записка.

Данная программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству с учетом корректировки авторской программы УМК "Изобразительное искусство и художественный труд" для средних общеобразовательных учебных заведений под руководством народного художника России, действительного члена РАО, директора Центра НХО Б.М. Неменского авторским коллективом: В.Г. Горяев, Н.А. Горяева, Г.Е. Гуров, А.А. Кобозев, М.Т. Ломоносова, Л.А. Неменская, А.С. Питерских..

Цели курса:


  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобрази­тельному искусству; обогащение нравственного опыта, пред­ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприя­тию искусства и окружающего мира; умений и навыков со­трудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искус­ствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; фор­мирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятель­ности, разными художественными материалами; совершен­ствование эстетического вкуса.

'Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художествен­ной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художест­венными материалами.


В процессе изучения изобразительного искусства обучаю­щийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценност­ное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере - способность к ху­дожественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;


в трудовой сфере - навыки использования различных ху­дожественных материалов для работы в разных техниках (жи­вопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искус­ство, художественное конструирование); стремление использо­вать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Мета предметные результаты освоения изобразительно­го искусства в начальной школе проявляются в:

умении видеть и воспринимать проявления художест­венной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архи­тектура, дизайн, скульптура и др.);

желании общаться с искусством, участвовать в обсужде­нии содержания и выразительных средств произведений ис­кусства;

активном использовании языка изобразительного искус­ства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружа­ющего мира, родного языка и др.);

обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержа­нием;

'умении организовывать самостоятельную художествен­но-творческую деятельность, выбирать средства для реализа­ции художественного замысла;

способности оценивать результаты художественно-твор­ческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного ис­кусства в начальной школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях ис­кусства; умение различать основные виды и жанры пластичес­ких искусств, характеризовать их специфику; сформирован-ность представлений о ведущих музеях России и художествен­ных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере - умение различать и пе­редавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, чело­веку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, вы­раженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоцио­нально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;


в коммуникативной сфере - способность высказывать суж­дения о художественных особенностях произведений, изобра­жающих природу и человека в различных эмоциональных со­стояниях; умение обсуждать коллективные результаты художе­ственно-творческой деятельности;

в трудовой сфере - умение использовать различные ма­териалы и средства художественной выразительности для пе­редачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации извест­ных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса


-осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

-приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

-развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

-развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

-осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

-приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;

-учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;


-овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

-обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

-обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

-обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

-приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

-приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

раздела

Содержание (разделы, темы)

Кол - во часов

Формирование УУД

авторская

рабочая

1.


Чем и как работают художники

8

8

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства.


Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснить их разницу.

Наблюдать природу и при-родные явления, различать их характер и эмоциональное состояние.

Изображать растения, живот-ных, человека, природу, ска-зочные и фантастические существа, предметы.

Понимать общее и особенное в произведении изобразитель-ного искусства и в художест-венной фотографии.

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в прост-ранстве (скульптура, худо-жественное конструирование).

Различать основные состав-ные, тёплые и холодные цвета.

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений.

2.


Реальность и фантазия

7

7

3.


О чем говорит искусство

11

11

3.1

Выражение характера изображаемых

животных




1

3.2

Выражение характера человека

в изображении




4

3.3

Изображение природы в разных состояниях.





2

3.4

Выражение характера человека

через украшение.




4

4.


Как говорит искусство

8

8

Итого

34

34




Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадает с авторской программой по предмету.


Список учебно – методической литературы:


  1. Примерные программы начального общего образования, часть 2.

Москва «Просвещение» 2010г.

  1. Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" для средних общеобразовательных учебных. Руководитель народный художник России, действительный член РАО, директор Центра НХО Б.М. Неменский ; авторский коллектив: В.Г. Горяев, Н.А. Горяева, Г.Е. Гуров, А.А. Кобозев, М.Т. Ломоносова, Л.А. Неменская, А.С. Питерских.

  2. Книги о животных Е.Чарушина, В.Лебедева, Т.Мавриной, М.Митурича.

  3. Стихи С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса.

  4. Иллюстрации В.Ван Гог, Н.Рерих, И.Левитан, А.Куинджи и др.

  5. Мастерская учителя И.Г. Сухов

  6. Живопись в начальной школе Л.Е. Стрельцов

  7. Рисуем вместе Б.Л. Ревина



Обсуждено

на заседании МО

протокол № __ от _____ 2011 г.

Руководитель МО

_______________ __ ____

подпись Ф.И.О.


Согласовано

заместитель

директора

_____________ __ ____

подпись Ф.И.О.

2011г.





Программа * "Изобразительное искусство и художественный труд"




Пояснительная записка


Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" данного курса является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая эта форма деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему не по принципу перечисления видов, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.


Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.


Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, от урока к уроку, по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой форме как "Братья-мастера" изображения, украшения, постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают сначала структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем помогать и в более сложном осознании искусства.

При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность данной программы, основные цели и задачи каждого года и четверти, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

2-й класс (34–68 ч)

Ты и искусство

Тема "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.


Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

Тема 1. Чем и как работают художники (8–16 ч)


Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.

Три основные краски, строящие многоцветие мира.

Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.

Материалы: гуашь (три краски), крупные кисти, большие листы белой бумаги.

Зрительный ряд: живые цветы, слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие три основные краски и их смешение (составные цвета); практический показ смешения гуашевых красок.

Пять красок – все богатство цвета и тона. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день. Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы любой бумаги. Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных состояниях: гроза, буря и т.д. в произведениях художников (Н.Рерих, И.Левитан, А.Куинджи и др.); практический показ смешения цветов.

Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью. Материалы: пастель или мелки, акварель, бумага белая, суровая (оберточная). Зрительный ряд: наблюдение природы, слайды осеннего леса и произведения художников на эту тему. Литературный ряд: А.Пушкин стихотворения, С.Есенин стихотворения. Музыкальный ряд: П.Чайковский "Осень" (из цикла "Времена года").


Выразительные возможности аппликации. Представление о ритме пятен Коврик на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1–3 панно), по памяти и впечатлению. Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей, бумага или холст. Зрительный ряд: живые листья, слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями. Литературный ряд: Ф.Тютчев "Листья". Музыкальный ряд: Ф.Шопен ноктюрны, П.Чайковский "Сентябрь" (из цикла "Времена года").

Выразительные возможности графических материалов. Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и по памяти). Материалы: тушь (черная гуашь, чернила), перо, палочка, тонкая кисть или уголь. Зрительный ряд: наблюдения природы или слайды деревьев зимнего леса. Литературный ряд: М.Пришвин "Рассказы о природе". Музыкальный ряд: П.Чайковский "Декабрь" (из цикла "Времена года").

Выразительность материалов для работы в объеме. Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти. Материалы: пластилин, стеки, дощечка. Зрительный ряд: наблюдение выразительных объемов в природе: корни, камни, слайды животных и скульптурные произведения, слайды и мелкая пластика из разных материалов в оригинале; репродукции работ скульптора В.Ватагина. Литературный ряд: В.Бианки "Рассказы о животных".

Выразительные возможности бумаги. Освоение работы со сгибанием, разрезанием, склеиванием бумаги. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, "лесенка", "гармошка"). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению; при наличии дополнительного урока можно дать задание по оригами. Материалы: бумага, ножницы, клей.Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры, макеты прошлых лет, выполненные учащимися, показ приемов работы с бумагой.


Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти). Понимание красоты художественных материалов и их отличий: гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и бумага, "неожиданные" материалы. Изображение ночного праздничного города с помощью "неожиданных" материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т.д. на фоне темной бумаги.

Тема 2. Реальность и фантазия (7–14 ч)

Изображение и реальность. Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. "Мастер Изображения" учит видеть мир вокруг нас. Изображения животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Материалы: гуашь (одна или две краски), цветная бумага, кисть. Зрительный ряд: произведения искусства, фотографии с изображением животных.


Изображение и фантазия. Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д. Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги, желательно цветной, тонированной. Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических животных в русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве. Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений.

Украшение и реальность. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. "Мастер Украшения" учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти). Материалы: уголь, мел, кисть тонкая, тушь или гуашь (один цвет), бумага. Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденные глазами художника.

Украшение и фантазия. Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка). Материалы: любой графический материал (один-два цвета). Зрительный ряд: слайды кружев, бижутерии, бисерного шитья, вышивок и др. Музыкальный ряд: ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.


Постройка и реальность. "Мастер Постройки" учится у природы. Красота и смысл природных конструкций – соты пчел, головки мака и формы подводного мира – медузы, водоросли. Индивидуально-коллективная работа. Конструирование из бумаги "Подводного мира". Материалы: бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: слайды самых различных построек (дома, вещи), природных конструкций и форм.

Постройка и фантазия. "Мастер Постройки" показывает возможности фантазии человека в создании предметов. Создание макетов фантастических зданий, конструкций: фантастический город. Индивидуальная, групповая работа по воображению. Материалы: бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: слайды построек, способных пробуждать детскую фантазию, работ и проектов архитекторов (Л.Корбюзье, А.Гауди), ученические работы прошлых лет.

"Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки" всегда работают вместе (обобщение темы). Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) в украшении елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Коллективное панно. Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, тонкие кисти. Зрительный ряд: детские работы за четверть, слайды и оригинальные произведения.

Тема 3. О чем говорит искусство (11–22 ч)

Это – центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие подводят к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. "Братья – Мастера", то есть искусство, выражает человеческие чувства и мысли, понимание, то есть отношение к тому, что люди изображают, к тому, кого или что украшают, постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать очередным и важнейшим открытием. Все последующие четверти и годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания. Каждое задание должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.


Выражение характера изображаемых животных. Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного. Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет). Литературный ряд: Р. Киплинг сказка "Маугли". Зрительный ряд: иллюстрации В.Ватагина к "Маугли" и другим книгам. Музыкальный ряд: К.Сен-Санс "Карнавал животных".

Выражение характера человека в изображении; мужской образ. По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, "Сказка о царе Салтане" А.Пушкина дает богатые возможности связи образных решений для всех последующих тем. Изображение доброго и злого воина. Материалы: гуашь (ограниченная палитра), обои, оберточная бумага (грубая), цветная бумага. Зрительный ряд: слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина и др. Литературный ряд: "Сказка о царе Салтане" А.Пушкина, отрывки из былин. Музыкальный ряд: музыка Н.Римского-Корсакова к опере "Сказка о царе Салтане".

Выражение характера человека в изображении; женский образ. Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых. Материалы: гуашь или пастель (мелки) на цветном фоне бумаги. Зрительный ряд: слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина. Литературный ряд: "Сказка о царе Салтане" А.Пушкина.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т.д. Материалы: пластилин, стеки, дощечки. Зрительный ряд: слайды скульптурных изображений произведений С.Коненкова, А.Голубкиной, керамики М.Врубеля, средневековой европейской скульптуры.

Изображение природы в разных состояниях. Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.); индивидуально. Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги. Зрительный ряд: слайды, запечатлевшие контрастные настроения природы, или слайды картин художников, изображающих разные состояния моря. Литературный ряд: сказки А.Пушкина "О царе Салтане", "О рыбаке и рыбке". Музыкальный ряд: опера "Садко", "Шахерезада" Н.Римского-Корсакова или "Море" М.Чурлениса.


Выражение характера человека через украшение. Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она: смелый воин – защитник или он угрожает. Разными будут украшения у Царевны Лебедь и Бабы Бабарихи. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально). Материалы: гуашь, кисти (крупная и тонкая), заготовки из больших листов бумаги. Зрительный ряд: слайды старинного русского оружия, кружев, женских костюмов.

Выражение намерений через украшение

Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Аппликация.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки, склеенные листы или обои.

Зрительный ряд: слайды произведений художников (Н.Рерих), иллюстраций детских книг (И.Билибин), произведений народного искусства.

Совместно "Мастера Изображения, Украшения, Постройки" создают дома для сказочных героев (обобщение темы). Три "Брата-Мастера" совместно с детьми (группами) исполняют несколько панно, где с помощью аппликации и живописи создают мир нескольких сказочных героев – добрых и злых (например: терем Царевны Лебеди, дом для Бабы Яги, изба Богатыря и т.д.). На панно создаются дом (наклейками), фон – пейзаж как образная среда этого дома и фигура – образ хозяина дома, выражая эти образы характером постройки, одежды, формой фигуры, характером деревьев, на фоне которых стоит дом. Обобщение может быть завершено выставкой работ по итогам четверти, ее обсуждением совместно с родителями. К обсуждению должны быть подготовлены группы "экскурсоводов". Педагогом для этого могут быть использованы дополнительные часы. Выставка, подготовленная учителем, представление ее родителям (зрителям) должны стать событием для учащихся, их близких и способствовать закреплению в сознании детей важнейшего значения этой темы.

Тема 4. Как говорит искусство (8–16 ч)


Начиная с этой четверти на выразительность средств нужно обращать внимание постоянно. Ты хочешь это выразить? А как, чем?

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Изображение угасающего костра – "борьба" тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по памяти и впечатлению). "Перо Жар-птицы". Краски смешиваются прямо на листе. Черная и белая краски не применяются. Материалы: гуашь без черной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги. Зрительный ряд: слайды угасающего костра; методическое пособие по цветоведению. Музыкальный ряд: Н.Римский-Корсаков фрагменты из оперы "Снегурочка".

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета). Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению). Если есть дополнительные уроки, их можно дать на сюжеты создания "теплого царства" (Солнечного города), "холодного царства" (Снежной королевы), добиваясь колористического богатства внутри одной цветовой гаммы. Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги. Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана, методические пособия по цвето - ведению. Музыкальный ряд: Э.Григ. "Утро" (фрагмент из сюиты "Пер Гюнт"). Литературный ряд: М.Пришвин рассказы, С.Есенин стихи о весне.

Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев. Материалы: пастель или цветные мелки. Музыкальный ряд: А.Арсенский "Лесной ручей", "Прелюдия"; Э.Григ "Весной". Литературный ряд: М.Пришвин "Лесной ручей".

Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной. Материалы: гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина и большие листы бумаги. Зрительный ряд: крупные, большие весенние ветки (береза, дуб, сосна), слайды с изображением веток. Литературный ряд: японские трехстишия (танки).


Ритм пятен как средство выражения. Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная). Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: наглядные пособия. Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.

Пропорции выражают характер. Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв. Материалы: бумага белая, цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки, картонка. Зрительный ряд: птицы реальные и сказочные (слайды иллюстраций книг, игрушка).

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы). Создание коллективного панно по теме "Весна. Шум птиц". Материалы: большие листы для панно, гуашь, бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: детские работы, выполненные на тему "Весна", слайды веток, весенних мотивов.

Обобщающий урок года

Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. В игре-беседе учителю помогают три "Брата-Мастера". На уроки приглашаются (по возможности) родители и другие учителя. Зрительный ряд: детские работы, выражающие задачи каждой четверти, слайды, репродукции работ художников и народного искусства, помогающие раскрытию тем.