litceymos.ru 1

Администрация ЗАТО г.Заозерска Управление образования Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» Путешествие в город Грамоты.

(Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе)

Воспитатель: Ружникова Е.А. г.Заозерск 2009 год

Тема: Путешествие в город Грамоты.

Программное содержание:

1. Закрепить знание детей о речи, устной и письменной, закрепить знание того, что речь состоит из предложений, умение их составлять, узнавать их в речи, знание того, что предложение состоит из отдельных слов, связанных между собой по смыслу и интонационно.

2. Закрепить знание того, что слова состоят из частей (слогов); умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

3. Закрепить знание того, что слоги состоят из отдельных звуков; звуки бывают гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.

4. Закрепить знание гласных букв, обозначающих твёрдость и мягкость согласных.

5. Развивать фонематический слух, внимание, сообразительность, мышление, речь.

6. Воспитывать усидчивость, выдержку, целеустремлённость.

Материал: Рисунок замка, замка; названия улиц; схема предложения; схемы слов; предметные картинки, корона для Царицы Грамоты, подарки.

План занятия:

1. Организационный момент

2. Постановка задачи (Сюрпризный момент).

3. Игра «Угадай-ка» (Цель: Закрепить знания об устной и письменной речи, о том, что речь состоит из предложений, закрепить умение узнавать предложение в речи, составлять предложение по схеме).

4. Игра «Открой ворота» (Цель: закрепить знание того, что слова состоят из слогов, слоги бывают ударные и безударные).


5. Дидактическая игра «Угадай звук» (Цель: закрепить знание того, что слоги состоят из звуков, звуки бывают гласные и согласные).

6. Физкультминутка.

7. Игра «Подумай и подбери» (Цель: закреплять умение проводить звуковой анализ слова). 8. Игра «Помоги буквам поселиться в домик» (Цель: закрепить знание написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков).

9. Игра «Угадай и дорисуй» (Цель: закреплять знание букв русского алфавита).

10. Игровое задание «Составь схему слова» (Цель: закрепить умение проводить звуковой анализ слова, составлять слово из букв).

11. Итог занятия. Награждение.

Ход занятия:

1. В: Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Приглашаю вас присесть. Сядьте красиво. • (Раздаётся стук в дверь. Воспитателю передают письмо)

2. В: - Нам пришло письмо от Царицы Грамоты.

"Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада, что вы скоро пойдёте в школу и мы с вами будем часто встречаться. Я очень люблю детей. Приглашаю вас к себе в гости в город Грамоты. На пути вас ждут испытания. Но я надеюсь, что вы будете дружными и внимательными и преодолеете все трудности."

- Ребята, вы готовы к испытаниям? Помните, что вы должны быть очень внимательными, правильно отвечать на вопросы и выполнять задания, не перебивать друг друга, быть дружными!

3. В: - Скажите, как называется то, что мы говорим или пишем? (Речь)

- Какая бывает речь? (Устная и письменная).

- Какую речь использовала царица? (Письменную)

- Где ещё используется письменная речь? (Книги, газеты, журналы и т.п.)

- А какую речь использовала я, чтобы прочитать письмо для вас? (Устную).


- Из чего состоит речь? (Из предложений).

- Чтобы отправиться в путь, нужно отгадать, какая из этих фраз является предложением: Никита умывается. Едет. Красивый.

В: - Из чего состоит предложение? (Из слов).

- Сколько слов может быть в предложении? (Два и более)

- Придумайте предложение по схеме. - Сколько слов в предложении? (3) - Есть ли предлоги? (Нет). ──── ─── ─── .

(Дети придумывают предложение, называют первое, второе, третье слово).

В: - Молодцы! Приглашаю в путь.

(Звучит музыка. Дети подходят к мольберту, на котором висит рисунок замка, на котором висит замок).

4. В: - Перед нами ворота в город Грамоты. Но они закрыты. Нужно отгадать загадку.

Не лает, не кусает, А в дом не пускает. - Что это? (замок)

- Правильно. На воротах висит замок. - Из чего состоит слово? (Из слогов)

- Определим количество слогов в слове «замок». Покажите, как можно это сделать? (Дети хлопают в ладоши или подставляют руку к подбородку, определяют количество слогов).

- Сколько слогов в этом слове? (Два)

- Произнесём первый слог (ЗА-)

- Сколько звуков в этом слоге? (Два)

- Произнесём второй слог. (МОК-)

- Сколько здесь звуков? (Три)

- Сколько всего звуков в слове «замок»? (Пять)

- Как определить ударение в слове? (Позвать быстро)

- На какой слог падает ударение? (На второй))

- Но, чтобы открыть замок, нужно это слово превратить в другое. Вам подскажут эти схемы. (Дорожки с пятью пустыми квадратиками, разделённые пополам, обозначено ударение на разных слогах). Догадались?


Правильно. Это замок. - Чем отличаются эти слова? (Ударением)

Молодцы! Замок в замок открылся. Пойдём дальше.

5. В: - Мы прибыли на улицу «Загадочная».

Отгадайте загадки, назовите первый звук в отгадке, охарактеризуйте его.

(Дети отгадывают, называют звук, гласный он или согласный, согласный твёрдый или мягкий, вывешивают картинки в два столбика, квадрат соответствующего цвета).

Загадки:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко(Лось)


Пушистой маленькой хозяйке

Морозы не страшны:

Приберегла она на ветках

Сушёные грибы (Белка).


Ножка деревянная,

Рубашка шоколадная,

На солнышке я таю,

Во рту я исчезаю. (Эскимо)


Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нём!

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)-

- Что общего в словах второго столбика? (Начинаются на гласный звук).

- Почему эти звуки называются гласными? (Образуются с помощью голоса, поются, при произношении струя воздуха не встречает никаких преград).

- Что общего в словах первого столбика? (Начинаются на согласный звук, согласные бывают твёрдые и мягкие, не поются, при произношении струя воздуха встречает преграду).

- Отгадайте загадку и определите, где находится звук «р»: в начале слова, в конце слова или в середине.


Дом зелёный тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки. (Горох)


Замечательный дружище -

Деревянная ручища.

Он у плотников в почёте:

Колет, рубит – весь в работе. (Топор)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (Роса)

6. В: - Мы немного устали, приглашаю вас отдохнуть.

Мы по городу шагаем. Шагаем, высоко поднимая колени.

Выше ноги поднимаем.

Через лужи не пойдём: Жест рукой.

Лужу мы перешагнём. Имитация перешагивания.

Дождь стучит по лужам так: Хлопки по коленям.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап. Хлопаем в ладоши.

Не промокнем я и ты – Жест на себя и от себя.

Открываются зонты. Руки вверх, обернуться вокруг себя.

Дождик тихо прекратился, Постепенное приседание.

В радугу он превратился. Встать на носочки, руки вверх.

На скамейку мы присели, Присесть.


Там конфет кулёчек съели. Имитация.

А когда друзей встречали, Руки развести в стороны.

Мы руками махали. Помахать правой рукой.

Вот как славно погуляли, Шагаем.

Друг за другом мы шагали. Выстраиваются в колонну,

Раз-два, раз-два, шагают друг за другом.

Вы садитесь на места. Подходят к стульям, садятся.

7. В: - Следующая улица называется «Звуковая».

Посмотрите внимательно на схемы слов. Ваша задача – правильно подобрать картинки, названия которых соответствуют схеме слова. (Схемы и картинки – по количеству детей, дети самостоятельно подбирают схемы к картинкам).

- Молодцы! Продолжим нашу прогулку.

8. В: - Мы пришли на улицу, которая называется «Гласная».

Здесь живут буквы. Назовите их. (А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е).

- Какие это буквы? (Гласные).

- Какие звуки они обозначают? (Гласные).

- Для них построили два домика: один – синий, другой – зелёный. Помогите буквам правильно поселиться.

(В синий – буквы, обозначающие твёрдость согласных, в зелёный – обозначающие мягкость согласных).

- Молодцы! Помогли буквам поселиться.


9. В: - Следующая улица – «Согласная».

Здесь побывал дед Буквоед. Он испортил буквам платья. Догадайтесь, какие это буквы, дорисуйте их. (Дети самостоятельно дорисовывают буквы).

- Какие это буквы? (Согласные).

- Какие звуки они обозначают? (Согласные твёрдые и мягкие).

- Молодцы, ребята! Продолжим наше путешествие.

10. В: - Мы прибываем на площадь « Центральную».

Здесь для вас царица приготовила такое задание: составить звуковую схему слова. Рассаживаемся по местам. Будьте внимательны. Не забудьте проставить ударение в слове. Те, кто быстро и правильно справится с заданием, может составить слово из букв.

11. В: - Посмотрите! Нас встречает сама царица Грамота!

Царица: - Я рада встрече с вами! Вы очень дружные и смелые ребята! Вы успешно преодолели все препятствия, помогли нашим буквам. Надеюсь, что когда вы пойдёте в школу, вы с ними подружитесь и будете часто приходить ко мне в гости. Примите от меня подарки! (Вручает подарки). До следующей встречи!

В: - Нам пора возвращаться в детский сад.

(Дети и воспитатель под музыку выходят из группы).

Подготовка:

1. Приготовить названия улиц.

2. Схема предложения.

3. Готовые схемы слов, предметные картинки.

4. Предметные картинки, дорожки, квадратики трёх цветов, счётные палочки (для постановки ударения).

5. Рисунок замка, замка.


6. 2 схемы с ударением и пустыми клетками (5).

7. Буквы для детей для выкладывания слов.

8. Гласные буквы.

9. Согласные буквы для дорисовывания.

10. Приготовить короны для царицы, подарки детям.

11. Фонограмму для прогулки, физкульминутки.