litceymos.ru 1





Публичный отчет о деятельности

отдела по образованию администрации

Репьевского муниципального района

в 2010 году


Репьевка 2011


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


1.1.Общая характеристика Репьевского муниципального района.


Репьевский муниципальный район расположен на востоке Воронежской области. Граничит с Нижнедевицким, Острогожским, Хохольским районами Воронежской, с Краснинским и Старооскольским районами Белгородской областей.

Площадь территории района составляет 934 квадратных километра. В состав муниципального района входят 42 населенных пункта, в которых проживают свыше 17 тысяч человек. В связи с естественной убылью населения разработан районный план по улучшению демографической ситуации.

Административный центр – село Репьевка, находится в 127 километрах от Воронежа. Основу экономики составляет сельское хозяйство. Определяющими сферами экономической и социальной деятельности, обеспечивающими занятость населения и основные доходы бюджета района являются сельское хозяйства, транспорт и связь, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, образование, здравоохранение.

Район полностью газифицирован. Работают 18 клубных учреждений, 15 библиотек, 2 краеведческих музея, 3 народных коллектива, музыкальная школа.


1.2.Общая характеристика системы образования и тенденций изменений.


В Репьевском районе сформирована оптимальная сеть приближенных к месту проживания образовательных учреждений. Из отдаленных населенных пунктов осуществляется регулярный подвоз детей в ближайшие школы.

Система образования представлена образовательными учреждениями разных типов и видов. Из них: дошкольные учреждения – 2 (одно из них структурное подразделение МОУ «Краснолипьевская СОШ»), основные общеобразовательные школы – 2, средние общеобразовательные школы – 8, Детско-юношеская спортивная школа, Дом пионеров и школьников.


Изменения структуры сети муниципальных образовательных учреждений за последние три года значительные, они вызваны необходимостью оптимизации сети учреждений для удовлетворения запросов граждан. Количественное уменьшение образовательных учреждений не повлекло за собой резкого уменьшения численности обучающихся, воспитанников, однако, продолжается уменьшение контингента учащихся в ОУ Репьевского муниципального района (диаграмма 1)




Диаграмма 1. Изменения численности учащихся общеобразовательных учреждений.


1.3. Охват дошкольным образованием.


По данным статистики численность детского населения от 1 до 6 лет, зарегистрированных на территории района, составляет на начало календарного года 842 человека. К сожалению, прослеживается уменьшение детского населения в связи с падением рождаемости на протяжении последних трех лет. На конец 2010 года дошкольным образованием было охвачено 135 детей. В МДОУ «Репьевский детский сад» число детей составило 131, что на 15 детей больше, чем на тот же период 2009 года (диаграмма 2). В связи с этим в настоящий момент наблюдается очередь в детский сад.




Диаграмма 2. Изменение численности воспитанников

МДОУ «Репьевский детский сад»

Сопоставление численности дошкольников и детей, посещающих ДОУ свидетельствует о том, что определенная доля детей проходит подготовку вне государственной системы дошкольного образования, что обуславливает неравенство стартовых возможностей для обучения в начальной школе. С целью решения данной проблемы организована предшкольная подготовки в образовательных учреждениях.


1.4. Охват общим образованием по ступеням.

Все дети, подлежащие обучению в соответствии с возрастными и медицинскими показателями, находятся на обучении. Количество детей, охваченных начальным общим, основным общим и полным образованием за последние три года снижается, что видно из диаграмм 4 и 5.





Диаграмма 3. Численность учащихся в образовательных учреждениях.





Диаграмма 4. Численность обучающихся в образовательных учреждениях на первой, второй и третей ступени образования.

Основная масса средних школ находиться в категории от 60 до 130 обучающихся.

Количество выпускников основной школы, продолживших обучение в десятых классах средних общеобразовательных школах на протяжении последних трех лет, снизилось с 82 % до 63 % (диаграмма 5). Подобная тенденция объясняется стремлением молодежи к самоопределению и возросшим спросом на работников со средним специальным образованием.



Диаграмма 5. Количество выпускников основной школы, продолживших обучение в

десятых классах средних общеобразовательных школах.


В 2010 году доля выпускников, поступивших в ВВУЗы и ССУЗы составила 68% и 22% соответственно (диаграмма 6).



Диаграмма 6. Доля выпускников одиннадцатых классов, продолживших обучение в ВУЗах и ССУЗах.

Количество выпускников средних школ, поступивших в различные профтехучилища в 2010 году несколько снизился по сравнению с двумя предыдущими годами (диаграмма 7).



Диаграмма 7. Доля выпускников одиннадцатых классов, продолживших обучение в профтехучилищах.

Муниципальная система образования обеспечивает получение образования в разных формах: экстернат, на дому (на основании медицинских показаний), менее развита форма индивидуального обучения.


В последние годы тенденция к внедрению предпрофильной подготовки и профильного обучения стала намного заметнее.

На конец 2010 года в Репьевском муниципальном районе 100% школ реализовывали предпрофильную подготовку и профильное обучение.

II.ВЫРАВНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.


2.1. Охват дополнительным образованием.


Развитие сети учреждений дополнительного образования детей и сохранения бюджетного финансирования этой системы является ключевым условием для разностороннего развития учащихся и важным звеном в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Всего в учреждениях дополнительного образования занималось 51 % учащихся: 275 ребёнка - в МОУ ДОД «Репьёвская детско-юношеская спортивная школа», 413 – в МОУ ДОД «Репьёвский Дом пионеров и школьников». Развивается дополнительное образование на базе общеобразовательных учреждений. Это - работа кружков, секций, клубов учебно-предметной, спортивной, краеведческой, трудовой, технической, музыкальной, фольклорной, духовно-нравственной, правовой направленности. Процент охвата школьников кружковой деятельностью – от 40 % до 80 %. Однако, возможности дополнительного образования детей в полной мере не реализуются.

За последний год несколько возросла доля учащихся, получающих дополнительное образование (репетиторские курсы, подготовительные курсы, дистанционные курсы и прочее) за пределами Репьевского района. Данная категория учащихся преимущественно выпускники общеобразовательных учреждений (диаграмма 10).


2.2. Оказание коррекционно-развивающей помощи.

Важнейшим направлением деятельности департамента образования является создание условий для обучения детей с проблемами здоровья. Во всех образовательных учреждениях ведется целенаправленная работа по внедрению в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий и программ, поддерживается тесный контакт работников здравоохранения с работниками образования. Совместное проведение мероприятий направленно на охрану здоровья детей и педагогов. Проводятся регулярные профессиональные осмотры, семинары и совещания по вопросам гигиены, профилактики заболеваний, питания, травматизма, отдыха детей. Серьезное внимание уделяется контролю охвата учащихся горячим питанием и соблюдением санитарно-гигиенических норм. Охват горячим питанием в районе составил 100% учащихся всех возрастных групп, поэтому наблюдается снижение роста заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей. На территории района действует губернаторская программа «Молоко», которой охвачено также 100% учащихся. Все дети ежедневно получают на завтрак молоко.


На протяжении последнего года практически во все школы района была закуплена разновозрастная мебель, софиты и различный спорт инвентарь, увеличено количество преподавания часов физкультуры до (3 часов), возросло количество спортивных кружков и секций. Все эти мероприятия направлены на улучшение рабочих мест учащихся и укрепления их здоровья.

За последние три года уменьшилось и количество детей с различными нарушениями речи, обучающихся в образовательных учреждениях Репьевского района (диаграмма 12,13) в следствии комплексной работы учителя-логопеда и педагога психолога, направленной на преодоление дефектов речи и улучшения психических процессов школьников, отстающих в обучении.

16 детей-инвалидов обучалось в 2010г в образовательных учреждениях района по программам общего образования.

Востребованными видами социально-педагогической помощи учащимся кроме оказания профессиональной логопедической помощи являются создание групп продленного дня. Квалифицированная психологическая помощь предоставлена 45 % учащихся.

Таким образом, муниципальная система образования обеспечивает гарантии прав граждан муниципального района на получение дошкольного, общего образования с учетом способностей, склонностей и состояния здоровья.


2.2. Развитие альтернативных форм образования.

Для реализации прав граждан на доступное и бесплатное образование в ОУ района используются формы обучения, альтернативные очной. Сформирована нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию экстерната, семейного и индивидуального обучения. Однако в последнее время спрос на данные виды обучения несколько снизился, что можно объяснить созданием условий в рамках традиционной классно-урочной системы для полного удовлетворения потребностей ребенка в выборе образовательной траектории с учетом его возможностей. Образовательный процесс стал более адоптивным, строящимся на индивидуальных интеллектуально-психологических особенностях детей, а это делает необходимым создание условий для развития практики обучения по выбору, через разработку индивидуальных учебных планов, что невозможно без дополнительного образования и повышения квалификации кадров, своевременного методического сопровождения.



2.3. Социализация учащихся.


В течение 2010г несколько увеличилось количество школьников, стоящих на учете в ПДН.



Диаграмма8. Учащиеся ОУ Репьевского района, состоящие на учете в ПДН


Все образовательные учреждения принимают активное участие в подготовке и проведении акций и мероприятий, формирующих установку на здоровый образ жизни и отрабатывающих навык позитивного выбора. Ежегодно данные программы охватывают свыше 75% школьников. Реализуются межведомственные акции «Подросток», «На страже детства», «Семья», «Всеобуч».

Еженедельно проводятся рейды в местах массового отдыха молодежи. В школах в течение года функционирует целостная система позитивной профилактики учащихся: «Спорт вместо наркотиков», «Семья крепка традициями», «Гражданин Воронежского края – Гражданин России».

В 2010 работали 9 пришкольных лагерей, в которых отдохнули 268 учащихся, что на 371 ребенка меньше, чем в прошлом году. Данная тенденция, к сожалению, характерна для сельской местности, и связана с уменьшением количества учащихся начального звена. Профильные лагеря, работая в две смены, смогли принять 161 ребенка, на базе оборонно-спортивного лагеря отдохнули 37 школьников. Приоритет отдавался детям из многодетных семей, семей социального риска, малообеспеченных семей.

На летнюю оздоровительную компанию было выделено из средств областного бюджета 537 тысяч 202 рубля, из средств местного бюджета 42 тысяч 132 рубля.


2.3. Участие детей в олимпиадах и конкурсах.

На протяжении 2010 года в районе были организованы и проведены множество разнообразных конкурсов, таких, как Районный конкурс «Моя малая Родина», конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», конкурс детской прессы «Чтобы услышали…», «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», «Край Воронежский православный» и др.


Помимо этого ученики школ района принимали активное участие в ряде областных конкурсов:

Конкурс «Летопись добрых дел по сохранению природы»

- 2 место Аралов Иван (МОУ «Краснолипьевская школа») в номинации «Сохранение водных экосистем»;

-2 место в номинации «Сохранение наземных экосистем» занял коллектив учащихся МОУ «Бутырская школа».


  • Учащиеся Репьевской школы заняли 3 место в областной природоохранной акции «Цвети, Земля!»;

  • Учащиеся МОУ «Репьевская школа» и МОУ «Колбинская школа» приняли участие в областном конкурсе «Колесо безопасности»,получив благодарность за активное участие (безопасность на дороге);

  • Учащиеся МОУ «Краснолипьевская школа» (Аралова Майя Николаевна – 10 класс) и МОУ «Истобенская школа» (Молоканова Елена Александровна – 10 класс) были удостоены стипендий правительства Воронежской области одаренным детям, обучающимся в учреждениях дополнительного образования.

  • Учащиеся Истобенской, Колбинской, Краснолипьевской и Россошанской школ приняли участие в областном конкурсе юных исследователей окружающей среды.

Массовым является участие школьников в предметных олимпиадах. В 2010 году в олимпиаде приняло участие 274 учащихся 9 – 11 классов. Вот уже в третий раз в районе проводятся олимпиада по основам православной культуры, традиционным стало проведение в районе олимпиады по основам избирательного законодательства. В 2010 году в районе был проведён зональный этап олимпиады, в котором команда Репьевской школы заняла 3 место.


III. РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ.


Качество подготовки учащихся по общеобразовательным предметам оценивается по результатам итоговых контрольных работ, проводимых в течение учебного года или по его окончанию по результатам государственной итоговой аттестации выпускников (диаграмма 9).



Диаграмма 9. Качество знаний учащихся общеобразовательных учреждений Репьевского района


Одной из задач развития образования в Репьевском муниципальном районе является создание системы оценки и контроля качества образования. В настоящее время функцию независимой оценки качества образования, которая обеспечивает объективную информацию о системе образования, наряду с участием учеников и педагогов в различных олимпиадах, творческих проектах, использованием ИКТ и т.д., выполняет единый государственный экзамен и итоговая аттестация, выпускников девятых классов, проходящая в условиях независимого оценивания.

Единый государственный экзамен:


  • 158 выпускников XI классов прошли государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ;

  • среднерайонный балл по русскому языку – 55, по математике – 48 баллов;

  • помимо обязательных предметов, 28% выпускников сдавали физику, 23 % - биологию, 22% - обществознание;

  • число участников ЕГЭ, выбравших 3 и более предметов, по сравнению с предыдущим годом снизилась на 3 %.

  • участников ЕГЭ, набравших 100 баллов, в районе нет.

  • по результатам обучения и государственной (итоговой) аттестации «За особые успехи в учении» 13 выпускников 2010 года Репьёвского района награждены золотыми медалями, 8 – серебряными медалями.

  • в государственной (итоговой) аттестации в условиях независимого оценивания в 2010 году приняли участие 95% (151 человек) учащихся девятых классов.
  • экзамен в условиях независимого оценивания по русскому языку и алгебре сдавали 151 учащийся из всех общеобразовательных школ, по биологии - 18 человек, по физике - 13 человек, по химии – 11 человек, по обществознанию – 41 человек. Причём в условиях независимого оценивания 43% выпускников 9 классов сдавали три экзамена, 5% четыре.


Обзор результатов показывает, что подавляющая доля выпускников справляется с большинством базовых заданий по общеобразовательным предметам.

Анализ итогов ЕГЭ 2010 года в Репьевском муниципальном районе и их сравнение с результатами, полученными в целом по области, позволяет проследить тенденции, характерные для системы образования, выявить ее наиболее значительные проблемы, связанные с качеством образования. Доля неуспевающих выпускников в последние три года значительно снизилась, учащихся, окончивших среднюю полную школу со справками в Репьевском районе нет.


IV. РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.


4.1. Кадровый потенциал.


Функционирование и развитие муниципальной системы образования, ее успехи напрямую зависят от ресурсного обеспечения, эффективного его использования. Важнейшей составляющей ресурсов являются кадры. По состоянию на 1 сентября 2010 года в МОУ всех видов и типов работали 148 педагогических работника, из них мужчин 19, т.е. 13%. Педагоги с высшем образованием составляют 83% (10).




Диаграмма 10. Динамика доли преподавателей с высшим образованием.


Средний возраст учителя в ООУ Репьевского муниципального района составляет 43 года, а доля учителей - пенсионеров 8%. В последние три года значительно сократилось число молодых специалистов, пришедших работать в образовательные учреждения Репьевского района (диаграмма 22).



Диаграмма 11. Кадровый состав общеобразовательных школ (по стажу).


С учащимися – воспитанниками учреждений дополнительного образования занимаются 18 педагогов дополнительного образования.

На начало 2010 учебного года вакансий в МОУ нет. Существующие вакансии закрываются за счет перераспределения учебной нагрузки внутри коллективов, частично за счет внешнего совместительства.


За счет того, что в общеобразовательных учреждениях работают в основном педагоги с большим стажем педагогической деятельности, уровень их профессиональной подготовки достаточно высокий, что подтверждается в ходе аттестации. Квалификационный состав педагогических работников образовательных учреждений района характеризуется следующими показателями: имеют высшую квалификационную категорию 19 (13%) учителей, первую 95 (64%) и 11 (7%) учителей - вторую квалификационную категорию. В результате все педагогические работники имеют квалификационные категории в МОУ «Репьевская школа» , МОУ «Росошанская школа» и в МОУ «Новосолдатская школа». Самый низкий процент аттестованных педагогов в МОУ «Россошкинская ООШ» -67 %.


Динамику изменения профессиональной квалификации кадров можно проследить по диаграмме 12.




Диаграмма 12. Педагоги общеобразовательных школ, имеющие высшую и первую квалификационные категории.


Росту профессионализма педагогических кадров во многом способствует система повышения квалификации, осуществляемая через ВОИПКиПРО и другие учреждения. Курсовую подготовку за три года прошли 203 педагога (диаграмма 13).



Диаграмма 13. Охват курсовой подготовкой педагогических кадров.


4.2. Материально – техническая база.

Не менее важным фактором, определяющим функционированием муниципальной системы образования, является состояние материально-технической базы образовательных учреждений. Диапазон дат постройки учреждений колеблется от 1903 до 1986 года, большая часть зданий построена в 1970-1980 годах. В районе нет школьных зданий в аварийном состоянии. Большинство школьных зданий имеют все виды благоустройства, что выше областного показателя. Все образовательные учреждения имеют пожарную сигнализацию, «тревожные кнопки» устоновлены в МОУ «Бутырская СОШ» и МОУ «Репьевская СОШ», а также в МДОУ «Репьевский детский сад».


Благодаря проектам, реализующимся в области образования, укрепляется материально-техническая база школ. За весь период 2010 года было приобретено:


  • школьной мебели во все школы района на общую сумму 1205,051 тыс. руб.;

  • компьютерной техники во все средние общеобразовательные школы на сумму 226,380 тыс. руб.;

  • информационных досок в МОУ «Бутырская школа», МОУ «Колбинская школа», МОУ «Платавская школа» на сумму 39,054 тыс. руб.;

  • оргтехники в 8 школ района (за исключением МОУ «Россошкинская школа» и МОУ «Усть-Муравлянская школа») на сумму 157,650 тыс. руб.;

  • книги на сумму 154,577 тыс. руб. (в МОУ «Краснолипьевская школа», МОУ «Репьевская школа»);

  • вытяжной шкаф в кабинет химии в МОУ «Истобенская школа», МОУ «Новосолдатская школа», МОУ «Платавская школа», МОУ «Россошанская школа», МОУ «Россошкинская школа» и МОУ «Усть-Муравлянская школа» на общую сумму 110,766 тыс. руб.;

  • настенный экран в МОУ «Краснолипьевская школа» стоимостью 2,4 тыс. руб.;

  • настенных досок на сумму 153,755 тыс. руб. в МОУ «Новосолдатская школа», МОУ «Россошанская школа», МОУ «Репьевская школа»;

  • набор слесарно-монтажный в МОУ «Краснолипьевская школа» на сумму 14,820 тыс. руб.;

  • верстак в МОУ «Платавская школа» на сумму 25,432 тыс. руб;

  • Жалюзи оконные в МОУ «Репьевская школа» стоимостью 25,110 руб.



4.3. Информационное обеспечение учебного процесса.


За последние годы все более заметным становиться процесс компьютеризации школ, показатель численности персональных компьютеров на 100 учащихся в 2010 году составил 11,1.

Однако стоит отметить, что увеличение компьютерной техники ещё не свидетельствует о степени и характере ее использования. В основном компьютеры применяются на уроках информатики и во внеурочной деятельности, значительно реже на предметных уроках с использованием мультимедийных проекторов. Степень применения компьютерных технологий на уроках и по другим предметам остается невысокой из-за отсутствия в некоторых школах компьютерных программ по каждому направлению работы учителей. Школы района снабжены 163 компьютерами, 30 принтерами, 25 МФУ, 38 мультимедийными проекторами, 3 графопроекторами. В школах района установлено 6 интерактивных устройств, открывающих новые возможности для обучения детей. В практику работы учителей постепенно внедряются электронные обучающие системы, общее количество которых 1060, лицензионное программное обеспечение. Созданы и работают медиатеки.


  1. 100%) школ имеют доступ в интернет, скорость передачи данных 128 Кбит/секунду.

Осуществление образовательного процесса невозможно без учебной, справочной, художественной и другой специальной литературы. Обеспеченность учебниками в МОУ составляет 97%, количество учебников на одного ученика в общем библтотечном фонде составляет 8,5 экземпляра. В 2010г в две школы были закуплены книги на сумму 154,577 тыс. руб. (в МОУ «Краснолипьевская школа», МОУ «Репьевская школа»);

Школьные библиотеки испытывают трудности с пополнением фонда художественной литературы, справочников, словарей, дополнительной литературы.


4.4. Финансовые ресурсы.


Развитие системы образования без устойчивого и гарантированного финансирования невозможно. Общие расходы на образование в 2010 году составили 75958,2 тыс.руб.

Значительно дороже «стоит» содержание школ с малым количеством учащихся. Так содержание одного ученика в крупной сельской школе (612 школьников) обходиться в 176,7р, а одного ученика в основной школе в 73,3 р.


4.5. Социальное положение педагогов.


В 2010 году несколько выросла средняя заработная плата в образовании (диаграмма 14).




Диаграмма 14. Средняя заработная плата учителей по

Репьевскому муниципальному району


Администрацией муниципального района предпринимается ряд мер по развитию социально партнёрства и улучшения положения учительства:

  • Работники образовательных учреждений, зарегистрированные в установленном порядке в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на жилищные субсидии;

  • Проводиться большая работа по созданию благоприятных условий для оздоровления и саноторно - курортного лечения педагогических работников;

  • 148 работников образования воспользовались правом на получение льгот по оплате коммунальных услуг;


  • В районе проводятся регулярные профессиональные осмотры педагогов за счет средств районного бюджета;

  • В рамках областной программы оказывается материальная помощь молодым специалистам.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Состояние системы образования Репьевского муниципального района рассматривалось по следующим направлениям:

  • Динамическое сравнение основных характеристик процесса;

  • Оценка полученных результатов;

  • Оценка имеющихся ресурсов.

Полные данные позволяют сделать заключение о стабилизации ситуации и определяют пути ее развития.


Основные проблемы муниципальной системы образования.


  • Демографическая ситуация – отрицательный естественный прирост населения, тенденция повышения среднего возраста жителей района, увеличение доли лиц пенсионного возраста.

  • Несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.

  • Низкая статусная позиция учителя.

  • Перегрузка детей в ходе обучения и некоторое отставание школьников в освоении практически значимых научных знаний и навыков.

  • Старение педагогических кадров, феминизация труда преподавателей.

  • Отсутствие механизмов оформления и нормативного закрепления ожидания граждан (гражданского заказа) от системы образования.


Дальнейшие развитие системы образования района должно быть связано с реализацией следующих направлений:


  • Ориенация на эффективное использование вариативных развивающих образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности детей;

  • Усиление оздоровительной и коррекционной функции дошкольных образовательных учреждений;
  • Оптимизация усиления распределения совокупных ресурсов образовательных и общеобразовательных учреждений и муниципальной системы образования в целом (создание ресурсных площадок, тематических сетей в рамках реализации конкретных проектов, программ);


  • Повышение квалификации кадров, современное методическое сопровождение;

  • Поддержка и распространение образцов инновационной деятельности;

  • Активное использование материально – технической базы школ для организации дополнительного образования в селах;

  • Организация базы для создания сетевой формы предпрофильного обучения;

  • Привлечение в школу мужчин и молодых специалистов;

  • Повышение эффективности использования материальных ресурсов.