litceymos.ru 1


Группа

Дата

14



Технологическая карта (план) занятия №10.1

Дисциплина: Программное обеспечение

Тема занятия: Текстовые редакторы виды, назначение, возможности.

Вид занятия (тип урока): освоение нового материала


Цель занятия

учебная: познакомиться с видами и возможностями текстовых редакторов;

развивающая: прививать интерес к предмету и профессии, способствовать развитию логического мышления, внимательности, памяти, развивать умение анализировать ответы других студентов;


воспитательная: содействовать формированию саморазвивающейся личности, воспитывать аккуратность при выполнении поставленной задачи.





Межпредмет­ные связи

информатика, логика, русский язык.










  1. Наглядные пособия:

  2. Раздаточный материал:

  3. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран

  4. Учебные места (для практич. занятий):

  5. Литература:

основная:


Киселев С.В «Оператор ЭВМ» с. 18

дополнительная:

http://www.ruclass.ru/node/226

http://www.uroki.net/docinf/docinf105.htm

http://otherreferats.allbest.ru/programming/00025972_0.html


Содержание занятия

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения


  1. Организационный момент. Проверка присутствующих. Сообщение темы, целей и этапов урока.

  2. Актуализация знаний




  1. Основная часть.


Введение.

Текстовые редакторы - это программы для создания и редактирования текстовых документов. Это письма, статьи, справки, повести или романы и прочая информация, именуемая текстовый документ, текстовый файл или просто текст.

Что такое редактирование текста? Это то, что мы привыкли понимать в обиходном значении этого слова - весь комплекс операций по внутренней (смысловой) и внешней (оформительской) работе над текстом. Каждый текст можно «кроить», т.е. вырезать из него куски, «склеивать» их, вставлять в рабочий материал части из других текстов, менять их местами и пр. Можно изменять расположение текста на странице, формат строк и абзацев, вставлять в текст иллюстрации (рисунки, графики, схемы и пр.).

При описании текстовых процессоров следует выделить две группы программных продуктов этого типа. Первая группа ориентирована на создание документов разной степени сложности с мощными средствами форматирования и включения графики. Типичным представителем этой группы является WinWord. Вторая группа текстовых процессоров (их часто называют текстовыми редакторами) ориентирована для работы с чисто текстовыми файлами, среди которых могут быть тексты программ, написанные на различных языках, конфигурационные файлы, файлы настройки и др. Ярким представителем таких программных продуктов является MultiEdit версий, начиная 5.0. Этот текстовый процессор имеет мощную систему контекстной замены, встроенный язык макрокоманд на уровне Visual Basic, средства поддержки внутренней среды, средства помощи при наборе ключевых слов.



Типовая структура интерфейса

Типовая структура интерфейса включает ряд элементов:

Строка меню содержит имена групп команд, объединенных по функциональному признаку. Строка меню находится в верхней части экрана. Выбор режима из строки меню открывает соответствующее подменю, а выбор определенной опции в нем обеспечивает доступ к меню более низкого уровня. Такая система вложенных (ниспадающих) меню составляет основу интерфейса текстового процессора. Команды меню выбираются с помощью мыши, клавиш управления курсором или комбинаций нажатия определенных клавиш ("горячих клавиш").

Строка состояния (статуса) содержит имя редактируемого документа и определяет текущее положение курсора в этом документе. В строке выводится справочная информация.

Строка подсказки содержит информацию о возможных действиях пользователя в текущий момент.

Рабочее поле -- это пространство на экране дисплея для создания документа и работы с ним. Максимальный размер рабочего поля определяется стандартными параметрами монитора и составляет 25 строк по 80 знаков каждая.


Координатная линейка определяет границы документа и позиции табуляции. Различают вертикальную и горизонтальную линейки. По умолчанию координатная линейка градуирована в сантиметрах. Нулевая точка координатной линейки выровнена по первому абзацу текста.

Линейка прокрутки служит для перемещения текста документа в рабочем поле окна Линейка, обеспечивающая вертикальное перемещение текста, называется вертикальной линейкой прокрутки, а горизонтальное перемещение -- горизонтальной линейкой прокрутки.

Курсор -- короткая, как правило, мигающая линия, показывает позицию рабочего поля, в которую будет помещен вводимый символ или элемент текста. В текстовом режиме курсор горизонтальный, находящийся внизу знакоместа, на которое показывает. В графическом режиме -- вертикальный, находится левее места вставки очередного символа. Каждый текстовый процессор имеет свои возможности для обеспечения движения курсора (как и управления интерфейсом вообще). Управление интерфейсом осуществляют при помощи клавиатуры и мыши.


В режиме управления интерфейсом при помощи клавиатуры четыре клавиши управления курсором передвигают курсор на одну позицию в направлении стрелки. Клавиши и перемещают курсор в начало и конец текста соответственно. Клавиши
и
перемещают текст на одну страницу (экран) вверх или вниз.

Часто современные текстовые процессоры, используя различные комбинации функциональных и обычных клавиш, дают возможность перемещать курсор на одно слово, предложение или абзац, направлять его в начало или конец строки.

В режиме использования мыши перемещение по документу осуществляется щелчком по соответствующей стрелке на линейках прокрутки или щелчком по самой линейке прокрутки, а также перетаскиванием мышью движка по линейке прокрутки.

Индикаторы -- знаки или символы, отражающие соответствующие режимы работы Программы или компьютера Индикаторы в строке состояния -- это символы или служебные (ключевые) слова, отражающие режимы работы программы Индикаторы на клавиатуре отражают режим работы переключателей клавиатуры, их три NumLock, CapsLock, ScrollLock.

Переключатель -- элемент экранного интерфейса или команда, используемая для включения или выключения того или иного режима Индикатор может оказаться и переключателем, если по нему щелкнуть мышью.


Возможности обычного текстового редактора

· Набор текста.

· Корректирование набранного текста обычным способом, т.е. изменение букв, слов и т.д.

· Вырезание кусков текста, запоминание их в течении текущего сеанса работы, а также в виде отдельных файлов.

· Вставка кусков в нужное место текста.

· Нахождение в тексте нужных слов или предложений.

· Замена слов одно на другое частично или полностью по всему тексту.

· Форматирование текста, т.е. придание ему определенного вида по следующим параметрам: ширина текстовой колонки, абзац, поля с обеих сторон, верхнее и нижнее поле, расстояние между строками, выравнивание края строк.


· Автоматическая разбивка текста на страницы с заданным числом строк.

· Автоматическая нумерация страниц.

· Автоматический ввод подзаголовков в нижней или верхней части страницы.

· Выделение части текста жирным, наклонным или подчеркнутым шрифтом.

· Переключение программы для работы с другим алфавитом.

· Табуляция строк, т.е. создание постоянных интервалов для представления текста в виде колонок.

Распечатка текста или отдельных его кусков.

Дополнительные возможности мощных редакторов

· Возможность увидеть на экране текст в готовом виде, т.е. таким, каким он будет распечатан принтером.

· Широкий выбор шрифтов.

· Возможность вставки в текст формул, таблиц, рисунков.

· Возможность создания нескольких текстовых колонок на одной страницы.

· Автоматический поиск и исправление грамматических ошибок.

· Выбор готовых стилей и шаблонов.


Редактирование и форматирование текста

Суть форматирования

Операции форматирования включают в себя разбивку текста на строки (в рамках абзаца) и страницы, выбор расположения абзацев, отступов и отбивок между абзацами, обтекания отдельных абзацев, а также видов и начертаний шрифтов. Эти операции выполняются различными текстовыми процессорами с разной степенью автоматизации. Например, разбивку на строки и страницы WinWord выполняет автоматически (это свойство -- отличительная черта мощных текстовых процессоров). Лексикон автоматически разбивает только на строки, а разбивку на страницы выполняет лишь по специальной команде. MultiEdit и то и другое выполняет по команде. Таким образом, после введения с клавиатуры исходных установок (команд) форматирования, определяемых конкретным видом документа, текстовый процессор автоматически переформатирует документ.

Суть форматирования заключается в способности текстового процессора изменять оформление документа на странице, а именно:


· изменять границы рабочего поля, определяя поля сверху, снизу, слева, справа;

· устанавливать межстрочный интервал (разреженность строк на странице) и межбуквенный интервал в слове;

· выравнивать текст - центрировать, прижимать к левой или правой границе

· равномерно распределять слова в строке;

· использовать разные шрифты и т. п.

Форматирование текста

При редактировании документа изменяется его содержимое, а, форматируя документ, изменяется его внешний вид. В текстовых редакторах различают форматирование символов и форматирование абзацев.

При форматировании символов как правило задаются параметры шрифта: гарнитура, размер, начертание, тип подчеркивания и прочее.

Гарнитура шрифта - это термин, которым определяется общая форма символов. Например, гарнитура roman является общим названием для целого семейства классических шрифтов, и отличается засечками на концах букв и комбинаций толстых и тонких линий в начертании символа. Эта гарнитура легко читаема, поэтому разработчики шрифтов создали на ее базе множество шрифтов сходного вида, например, шрифт Times New Roman поставляемый с Windows.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В последнее время компьютерные технологии продвигаются очень интенсивно, и это способствует бурному развитию программного обеспечения. Каждые полгода выходят продукты с множеством нововведений. Так и текстовые редакторы не стоят на месте. С каждым разом все больше и больше функций заключают в себе данные программы. Но их развитие поставлено таким образом, что с каждой новой версией программа сохраняет предыдущий набор возможностей и пользователь может использовать как старые, так и новые функции, последние введены лишь для облегчения работы с программой.


  1. Закрепление изученного материала.



  1. Выставление оценок и комментарии к ним.

  2. Домашнее задание.

Киселев с.18