litceymos.ru 1




ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ


(программа элективного курса (межпредметный) для предпрофильной подготовки)


Элективный курс

«Знакомые незнакомцы»


Автор: В.Ф. Белова МОУ СОШ № 39, г. Хабаровск.


Пояснительная записка


В настоящее время человечество живет в условиях созданной им техносферы. Потребность человека в необходимых веществах, материалах, обеспечивающих комфортность его жизни, удовлетворяет постоянно развивающая химическая промышленность.

В целях предпрофильной программа элективного курса «Знакомые незнакомцы» дает возможность ознакомить учащихся с веществами, которые они встречаются ежедневно. Учащиеся получают сведения о конкретных веществах с различных точек зрения; начиная с исторических сведений, значимости их в жизни, валеологических данных, их свойствах и особенностях. Программа спецкурса разработана для учащихся 9 классов, поэтому подобранный материал адекватен возрастным особенностям учащихся и способствует развитию интереса к химии. В разработанной программе явно видна химико-экологическая направленность. Курс отличается глубокой практической направленностью. Материал дается в связи с экологическими, медицинскими, культурологическими аспектами естественнонаучных знаний. Подбор практических занятий обусловлен прикладной направленностью, технической простотой, экологической безопасностью.

Содержание элективного курса отличается от базового минимальным числом вводимых понятий, большим количеством практических занятий. Материал подобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и одновременно на доступном для учащихся уровне. В нем формируется правильное представление о веществах, о роли химии. Даются знания, необходимые каждому культурному человеку для жизни в цивилизованном обществе.

При изучении данного спецкурса первостепенное значение приобретает внутри и межпредметная интеграция (химия, физика, биология). Занятия по данной программе помогут сформировать собственную точку зрения о выборе профиля обучения.

^ Основные цели:

- создать базу для ориентации учащихся для выбора профиля обучения в старшей школе

- поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации.


Задачи:

• показать разнообразие обычных веществ и их свойств;

• изучить обычные вещества, их большое разнообразие;

• формировать умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами;

• показать межпредметные связи;

• развить творческие качества и познавательную активность, способность самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты.

^ Методика организации элективного курса. Предполагаемая методика изучения спецкурса ориентирована на то, чтобы учащиеся получили такую практику, которая поможет им овладеть общественными умениями и навыками, а также помогут наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки для ориентации учащихся в выборе профиля обучения. Поэтому рекомендуется групповая работа, экскурсии, эксперимент, работа над проектами, ролевые игры, создание проблемных ситуаций и поиска путей их решения. Работу над проектами необходимо вести с самого начала изучения спецкурса.

^ Формы итогового контроля:

• защита проекта, презентации;

• выступление на конференции;

• составление отчета о проделанной работе;

• проведение декады естественных наук.   

^ Требования к уровню подготовки. После изучения элективного курса учащиеся должны:

• уметь определять по составу (по химическим формулам) принадлежность веществ к изученным классам соединений;

• перечислять признаки и условия протекания химических реакций получения изучаемых веществ;

• уметь работать над проектами;

• овладеть способами добывания знаний в процессе познавательной деятельности;

• уметь выполнять эксперимент и соблюдать правила ТБ;

• на конкретных примерах раскрывать роль химии в повседневной жизни.


^ Тематический план элективного курса

«Знакомые незнакомцы» для 9 класса





ТЕМА


Кол-во часов

Теорет. ч.

Практ.ч.

1.

Введение. Цели и задачи курса.



1

1

2.

Тема 1. Путешествие в мир мыла.



1

2

3.

Тема 2. Загляни в кухонный шкаф.



1

2

4.

Тема 3. Загадки зеркала.



1

1

5.

Тема 4. Стеклянный мир.



1

2

6.

Тема 5. Источники света и тепла.



1

1

7.

Тема 6. Химия и повседневная жизнь человека.


1




8.

Итоговое занятие.





1





ИТОГО:

7

10

17 часов














































































































СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Цели и задачи спецкурса (2 часа)

Правила техники безопасности Хемофобия, хемофилия. Знакомые незнакомцы (мыло, соль, сахар, сода, зеркало, стекло, спички). Гигиена средневековой Европы. Гигиенические воззрения греков и римлян. Химия вокруг нас.

^ Практическое занятие

Правила техники безопасности.

Тема 1. Путешествие в мир мыла (3 часа)

Исторические сведения. Что такое мыло? Составные части мыла. Знакомые известь и сода, различные сорта мыла. Химические свойства, рассеивание светового луча. Моющее действие мыла. Экологические сведения.

^ Практические заняти

  1. Сбор информации о различных видах мыла (домашнее практическое задание);

  2. Получение составных частей мыла (гидрооксидов кальция и натрия, поташа из подсолнечника). Варим мыло.

Примерные объекты экскурсии (1 час) Парфюмерные отделы магазинов, аптеки, мыловаренный завод.


^ Тема 2. Загляни в кухонный шкаф (3 часа)

Сахар. Исторические сведения. Состав сахара. Формула карамели, получение сахара. Необычные свойства сахара, валеологические сведения о сахаре (медицинский аспект).

Соль. От глубокой древности до наших дней. Самая главная. Соли бывают разные: полезные и опасные. Удивительная соль Глауберова.

Сода питьевая. Почему она «шипит», свойства, значение. Лимонад по-научному.

^ Практические заняти

  1. Получение сахара. Получение «карамели». Необычные свойства обычного сахара. Распознание солей.

  2. Сбор информации о веществах(домашнее практическое занятие

Примерные объекты экскурсий (1 час) Магазины, сахарный завод, кондитерская фабрика.


^ Тема 3. Загадки зеркала (2 часа)

Исторические сведения, виды зеркал, удивительные свойства зеркал «Химия плюс физика». «Старение» зеркала и его причины. Полезные советы. Кое-что о елочных игрушках.

^ Практическое заняти

Получение зеркала. Чистка зеркала.


Тема 4. Стеклянный мир (3 часа)

Стекло, какое оно? Исторические сведения. Виды стекол, преломление и отражение света, калейдоскоп, получение стекла. Художественный образ стекла. «О пользе стекла» - работа М.В. Ломоносова.

^ Практическое заняти

  1. Свойства стекла. Получение простейших изделий из стекла.

Примерные объекты экскурсий (1 час) Стекольный завод, ювелирные мастерские, сувенирные отделы в магазине.


^ Тема 5. Источники света и тепла (2 часа)

Исторические сведения об огне, освещении. Спички: состав, получение. Источники света – свечи, светильники. Что представляет собой факел. Зачем в лампе стекло?

Практическое занятие

  1. Исследование состава спичечной головки, спичечного коробка.


^ Тема 6. Химия и повседневная жизнь человека (1 час)

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». Химия в быту, химия на кухне. Химия и медицина. Способы уменьшения негативного влияния используемых веществ.

Итоговое занятие (1 час)

  1. Защита проектов, презентаций.


Примерные темы проектов:

  1. Художественный образ стекла.

  2. Стекло – современный конструкционный материал.

  3. Почему вода в океане соленая?

  4. Начало зеркалам положили боги.

  5. Удивительная соль Глауберова.

  6. Вред и польза соли и сахара.

  7. Почему мыло удаляет грязь?



ЛИТЕРАТУРА



  1. Сепкевич Г. «Куда идешь?». М.: Эй-Ди-ЛТД, 1993




  1. Белянин А. «Рыжий рыцарь». М.: Альфа-Кинга, 2000




  1. Булычев К. «Покушение на тессея». М.: Армада, 1999




  1. Верн Н. «Таинственный остров» соч. 5 т. 1992




  1. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас» М.: Высшая школа,1997




  1. Ненацкий З. Операция «Хрустальное зеркало». Библиотека приключений. М.: Молодая гвардия , 1966




  1. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия,1995




  1. Гроссе Э. «Химия для любознательных». Ленинград, 1979




  1. Уэллс Г. «Это было в каменном веке». СПб: Северо-запад, 1993




  1. Булвер – Литтон Э. «Последние дни Помпеи». М.: МП Вершкала,1993




  1. Алексипский В.Н. «Занимательные опыты по химии». М.: Просвещение, 1995




  1. Шульгин Г.Б. «Химия для всех». М.: Знания, 1987




  1. Фародей М. История свечи. М.: Наука, 1980.




  1. Свешников М.П. Тайны стекла. М.: Детия, 1970




  1. Розен Б. Химия явного и тайного огня. Изд. Высшая школа, 1961