litceymos.ru 1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ УУД

Программа состоит из четырех разделов: 1 раздел – «Личностные универсальные учебные действия», 2 раздел – «Регулятивные универсальные учебные действия», 3 раздел – «Познавательные универсальные учебные действия», 4 раздел – «Коммуникативные универсальные учебные действия».

Раздел 1.

Личностные универсальные учебные действия

Цель раздела программы  формирование и развитие личностных универсальных учебных действий.

Задачи раздела программы:

- развитие ценностно-смысловой ориентации школьников на основе развития мотивации и целеполагания учения;

- развитие Я  концепции и самооценки;

- развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений.

Личностные универсальные учебные действия включают жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Ключевое направление первого раздела программы  формирование психолого-педагогических условий для самоопределения школьника. Самоопределение понимается как определение человеком своего места в школьном коллективе, обществе, жизни, что предполагает выбор базовых ценностных ориентиров, определение своего способа решения жизненных проблем. В процессе самоопределения каждый человек решает две основные задачи: обретение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два типа действий, значимых в условиях личностно ориентированном обучении.


Первый тип – действие смыслообразования, то есть установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется. Школьник при этом подходе ставит перед собой вопрос о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и формулирует свой ответ на этот вопрос.

Второй тип – действие нравственно-этической ориентации на основе социальных и личностных ценностей. Этот тип действий предполагает нравственно-этическое оценивание предметного содержания, учебной ситуации, моральный выбор.

Раздел 2.

Регулятивные универсальные учебные действия

Цель раздела программы  формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих организацию учебной деятельности.

Задачи раздела программы:

- развитие умения организовывать свою учебную познавательную деятельность в образовательном учреждении и за его пределами, включая:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено школьником, и того, что еще неизвестно;

- умение выбирать адекватные средства для организации своего поведения;

- умение запоминать правило (инструкцию) и придерживаться его (ее) при решении конкретной задачи, ситуации выбора;

- умение контролировать и выполнять действия по заданному образцу, в соответствии с правилом, нормой;

- умение планировать, то есть составлять план и определять последовательность промежуточных целей и действий с учетом конечного результата;

- умение прогнозировать результаты своей деятельности;

- умение корректировать свои действия, вносить изменения в план и способ действия;

- умение реалистично оценивать свои образовательные достижения.

Регулятивные универсальные учебные действия включают:


- целеполагание как определение цели, задач;

- планирование как определение последовательности промежуточных целей и действий;

- прогнозирование как предвосхищение результата;

- контроль как соотнесение способа действия и его результатов;

- коррекцию исходного плана, способа действия;

- оценку достигнутого и определение того, что предстоит сделать, выполнить, осознание качества и уровня усвоения учебного материала;

- волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, способность к преодолению препятствия.

Раздел 3.

Познавательные универсальные учебные действия

Цель раздела программы  формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих организацию учебной деятельности.

Задачи раздела программы:

- развитие общеучебных универсальных учебных действий, включая:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- осознание учебной задачи;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение структурировать знание;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область);

- умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действий;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


- извлечение информации из источников разных типов и видов;

- определение основной и второстепенной информации;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- умение адекватно (подробно, сжато, выборочно) передать содержание текста;

- развитие логических универсальных учебных действий, включая:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе восполнение недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- распознание объектов;

- упорядочение объектов по выделенному основанию;

- отнесение к группе на основе заданного признака;

- выделение элементов и «единиц» из целого;

- выделение существенных признаков;

- генерализация и выведение общности для ряда или класса единичных объектов на основе выделения существенной связи;

- установление причинно-следственной связи, выведение следствий;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- развитие умения постановки и решения проблемы творческого и поискового характера (формулирование проблемы, самостоятельное определение эффективных способов решения проблемы).

Познавательные исследовательские универсальные учебные действия включают:

- универсальные общеучебные действия и познавательные исследовательские действия (выделение познавательной цели, выбор способа решения задач; поиск, анализ, структурирование информации - работа с текстом, смысловое чтение; исследование, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, работа с научными понятиями, формирование элементов комбинаторного мышления);

- универсальные логические действия (анализ, синтез, классификация, выбор оснований и критериев сравнения, установление аналогии, обобщение, вывод).


Раздел 4.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Цель раздела программы  формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих организацию учебной деятельности.

Задачи раздела программы:

- развитие коммуникативных универсальных учебных действий, включая:

- развитие у школьников социальной компетентности, готовности сознательно учитывать позицию других людей (партнеров по общению и деятельности, одноклассников);

- развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное сотрудничество, взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- развитие умения планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия; поставка вопросов, сотрудничество в сборе информации, разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация, оценка действий партнеров);

- развитие умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- развитие умения владения формами речи.

Коммуникативные универсальных учебных действий включают:

- действия, обеспечивающие эффективную работу, кооперацию, совместную деятельность в группе, спортивной команде, классном коллективе (организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, задач, функций участников общего дела, способов взаимодействия, постановка вопросов, разрешение конфликтов);

- действия, направленные на межличностное общение в коллективе (ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач – аргументация, и др.) ;

- действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.