litceymos.ru 1 2 3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


1. Пояснительная записка


1.1. Цели и задачи обучения литературному чтению


Цели обучения:

1.
развитие художественно-творческих познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

2. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

3. воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению книг, развитие нравственных чувств;

4. обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.


Задачи курса:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

1.2 Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа


  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (раздел «Начальное общее образование»)

  • Примерная программа начального общего образования «Литературное чтение»;

  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования.

  • Базисный учебный план.

1.3 Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 4 часов в неделю, 136 часов в год.   Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

В программу добавлен раздел на изучение регионального компонента «Тамбовские писатели - детям».

1.4 Обоснование выбора программы.

Выбор программы обусловлен тем, что она нацелена на решение приоритетной задачи начального общего образования – формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».

1.5 Информация о внесенных изменениях в программу.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. В программу внесены изменения в виде добавления раздела на изучение регионального компонента «Тамбовские писатели - детям».


Основные содержательные линии

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.


1.6. Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Литературное чтение» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования.


1.7 Информация о количестве учебных часов

Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю)


1.8 Формы организации образовательного процесса.

Основной формой организации образовательного процесса является урок. При планировании уроков возможны:

1.9 Технологии обучения: личностно-ориентированные, информационные, интерактивные технологии, исследовательские, методы проектной деятельности; тренинговые технологии.


1.10 Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Единые подходы (культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный) и принципы (развития, вариативности, концентричности), способствуют формированию у детей ключевых компетенций (прочных знаний, умений, навыков и универсальных(метапредметных) умений; развитию способностей, готовности к обучению, сотрудничеству, саморазвитию.

1.11 Виды и формы контроля

Вид контроля: текущий, тематический, фронтальный, индивидуальный (выразительное чтение, чтение по ролям, ответы на вопросы, пересказ, выборочное чтение, чтение наизусть)


1.12 Планируемый уровень подготовки обучающихся 3 класса на конец учебного года.

Учащиеся должны знать:

- имена и фамилии 4-5 авторов и классиков русской литературы;

- 2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;

- наизусть 10-12 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;

- имена и фамилии 7—8 писателей—авторов прочитанных произведений.

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;

- читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;

- читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- пересказывать содержание произведения подробно и выборочно;

- делить несложный текст на части;

- соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;

- самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;

- рисовать словесные картины к художественным произведениям;


- находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;

- различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;

- выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;

- басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль;

- ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определенную тему;

- различать художественные и научно-познавательные произведения;

- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);

- найти книгу из рекомендованного списка литературы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:


  • самостоятельно выбирать и читать книги;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

  • определять содержание книги по заглавию, аннотации;

  • находить в словаре значение неизвестного слова.


1.13. Информация об учебнике.

  1. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Учебник по чтению. Часть 1 и 2.М., «Просвещение»,2012.

  2. Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти. Творческая тетрадь по чтению. М., «Просвещение»,2012.

  3. М.В. Бойкина. Уроки чтения. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2012.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Книги – мои друзья

Книги, прочитанные летом. Книга – к мудрости ступенька. Первопечатник Иван Федоров. Мы идем в музей книги.

Деятельность учащихся: Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений.


На основе текста Б.Горбачевского описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание.

Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг, для подготовки своего сообщения.

Жизнь дана на добрые дела

Т. Коти. Добрый друг. В.И. Даль – собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа. Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело».

М. Зощенко. Не надо врать. Л. Каминский. Сочинение.

М. Зощенко. Через тридцать лет. Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей.

Н. Носов. Трудная задача. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы.

Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».

Деятельность учащихся:

Предполагать на основе названия учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность.

Рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа. Объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц.

Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу.Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


Волшебные сказки

Волшебные сказки. Урок работы с книгой. Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка. Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк».


Летучий корабль. Русская народная сказка. Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки. По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки. Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».

Деятельность учащихся:

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов состоит волшебная сказка.

Характеризовать героев сказки.Определять, какие предметы являются сказочными.

Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине.Определять тему и название выставки книг.Находить нужную книгу по каталогу.Составлять план пересказа, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Люби всё живое

Энциклопедии и справочники. К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. «Вредный кот».В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка». Тим Собакин. Песни бегемотов.

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Н. Носов. Карасик. М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе. Составление плана рассказа. Контрольная работа по разделу «Люби все живое».


Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.

Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героев художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения.

Определять правду и вымысел в произведениях. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. Обсуждать в паре, в группе поступки героев. Определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Распределять роли. Инсценировать произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Картины русской природы

Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу.

Н. Некрасов. Славная осень.

М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья».

А. Фет. «Осень». И. Бунин. «Первый снег».

В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста.

Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.

К. Бальмонт. Снежинка.

К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…».

Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы.


Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины.

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи.

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам.

Представлять выбранную книгу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Великие русские писатели

Выставка книг. Произведения русских писателей.

В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин. Зимнее утро. Сравнение стихотворения А.С Пушкина. Зимнее утро и произведения живописи И. Грабаря. Зимнее утро.

А.С. Пушкин. Зимний вечер.

Сравнение стихотворения А.С. Пушкина. Зимний вечер с произведениями живописи Ю. Клевера. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой.

А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета…Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж, В. Сурикова. Взятие снежного ….

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

И.А. Крылов. Слон и Моська.

И. А. Крылов. Чиж и голубь.

Л.Н. Толстой. Лев и собачка.

Л.Н. Толстой. Лебеди.

Л.Н. Толстой. Акула.

Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов.

И.А. Крылов. Квартет.

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки.Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки.


Соотносить иллюстрации и художественный текст. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля.

Озаглавливать иллюстрации. Составлять план сказки.

Рассказывать об особенностях басни И. Крылова. Объяснять смысл басен И. Крылова.

Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Инсценировать басни; распределять роли. Пересказывать кратко научно-познавательную статью. Объяснять смысл названия рассказа.

Литературная сказка

В.И. Даль. Девочка Снегурочка.

В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки.

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

Дж. Родари. Волшебный барабан.

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов.

Тим Собакин. Лунная сказка.

Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе

С. Михалков. Упрямый козлёнок. С. Михалков. Упрямый козлёнок.

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ.

Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка.

Характеризовать героев произведения.

Определять нравственный смысл текста.

Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл произведения. Составлять план сказки.

Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других.

Сочинять возможный конец сказки.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Картины родной природы

Т. Коти. В родном краю.

Б. Заходер. Что такое стихи?


И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна.

С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна.

С. Есенин. С добрым утром.

Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу.

М. Пришвин. Золотой луг.

Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум».

Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова Сосновый бор на берегу реки.

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.

Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.

Обобщающий урок. Праздник читательских удовольствий.

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

Называть особенности поэтического творчества.

Выявлять особенности текста-описания.

Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.

Сравнивать произведения литературы и живописи.

Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.

Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении.

Тамбовские писатели - детям


Родной край как источник творчества писателей и поэтов Тамбовщины (1ч)

Обзорная лекция «Край наш Тамбовский»

Художественные произведения писателей и поэтов Тамбовского края(15ч)

Знакомство с биографией и творчеством поэтов и писателей (С.С. Милосердов, П.Ф. Шаповалов, И.В. Шамов, М.А. Белахова)

Художественные произведения поэтов и писателей:

С.С. Милосердов.

"Колосья", «Все родники в России певчие", "Июль","Солома"

П.Ф.Шаповалов

"Необыкновенные свидания" "Уточка", "Обманчивые ягоды", "Свет весны", "Раненая мать"

И.В.Шамов

'Тополёк", "Первый луч", "Заря космической весны", "Русский лес", "Зелёной кружевной каёмкой"

М.А.Белахова

"Драгоценный груз", "Пожар в самолёте", "Ничего особенного", "Дела попутные", "С одной фарой".

Творчество талантливых земляков (1ч)

Обучающиеся должны знать:


  • писателей и поэтов родного края;

  • названия их произведений;

Обучающиеся должны уметь:

  • выразительно и осознанно читать текст произведения, определять тему и главную мысль, делить на части, составлять план, давать характеристику главным героям;

  • читать стихи наизусть;

  • приводить примеры художественных произведений различной тематики

  • участвовать в диалоге, обсуждая прочитанное произведение



3. Учебно-тематический план


№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Книги – мои друзья.

4 ч

2.

Жизнь дана на добрые дела.

15 ч

3.

Волшебные сказки.

13 ч

4.


Люби всё живое.

20 ч

5.

Картины русской природы.

10 ч

6.

Великие русские писатели.

26 ч

7.

Литературная сказка.

16 ч

8.

Картины родной природы.

15 ч

9

Тамбовские писатели - детям

17 ч




Итого

136 ч






















  1. Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса


Учащиеся должны иметь общее представление:
  • об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;


  • о функциональных особенностях фольклорных жанров;

  • об общих корнях и путях развития литературы разных народов;

  • о следах обряда и мифологических мотивах в фольклоре и литературе;

  • об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке.

Учащиеся должны знать:


  • наизусть 10-12 стихотворений разных авторов по выбору ученика;

  • имена 4-5классиков русской и зарубежной литературы, 4-5 современных писателей (поэтов) и названия их произведений, прочитанных в классе;

  • 2 периодических литературно-художественных и публицистических издания.

Учащиеся должны уметь:

  • читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

  • различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора;

  • находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

  • находить фольклорные мотивы и приёмы устного народного творчества в авторских произведениях;

  • эмоционально воспринимать характеры героев произведений;

  • сравнивать характеры героев разных произведений;

  • сравнивать своё и авторское отношение к герою;

  • рассказывать о любимом литературном герое.



следующая страница >>