litceymos.ru 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РАЗДОЛЬНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.Н.РОЛДУГИНА»


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________ С. Ли

14.09.2011г.


ПРОГРАММА

обеспечения безопасности в школе

на 2011 – 2015 годы.


  1. Введение


Выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации в ноябре 2010 года, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «По большому счету, все, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего. Для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас. Чтобы они были лучше, чем мы, чтобы смогли сделать то, что, может быть, не успеем сделать мы. Чтобы из их успехов сложилось успешное будущее нашей великой России». Послание выражает устремления большинства граждан страны.

Семья и дети являются главными ценностями россиян. Жизнь и здоровье ребенка - важнейший приоритет для каждого человека. Одним из условий их сохранения является обеспечение безопасности, создание условий, в которых минимизированы риски травм, заболеваний, гибели детей.

Актуальной проблемой для школы остается проблема повышения противопожарной безопасности, где причиной пожаров и взрывов могут являться плохое техническое состояние школы.

Бывают в школе и факты проявления насилия, издевательства, вымогательства, нападения на учеников. Преступность в детской и молодежной среде, распространение вредных привычек (употребление алкоголя, табака, наркотиков) являются угрозами безопасности детей.

В молодежной среде растет уровень преступности, связанный с табакокурением, распитием спиртных напитков или появлением в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Особую угрозу безопасности детей, находящихся в школе, представляет терроризм (в том числе с точки зрения масштабов возможных жертв, создания атмосферы всеобщего страха, массового стресса). Широкое распространение получили ложные сообщения о минировании различных объектов, в том числе учреждений образования. Практика показывает, что образовательные учреждения могут стать объектами террористических атак, как это произошло, например, в 2004 году в г. Беслан при захвате террористами здания школы с находящимися в ней учащимися.


Учитывая множественность факторов риска для здоровья и жизни учащихся, необходим комплексный подход к обеспечению их безопасности в школе.

Для обеспечения безопасности школы, где дети проводят значительную, если не большую часть своего времени, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо оказать содействие общеобразовательным учреждениям:


  • в установлении периметрального ограждения и освещения территории школы;

  • в обеспечении охраны школы, вневедомственной охраной при органах внутренних дел, с установлением пропускной системы;

  • в установлении инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);

  • в оборудовании входных дверей из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

  • в выполнении ремонтных работ систем жизнедеятельности школы, согласно нормам СанПиН.




  1. Программно - ориентированный метод решения проблемы безопасности школы


Данная программа является логическим дополнением Программы развития школы, так как под безопасностью школы мы понимаем не только техническую составляющую условий функционирования, но и психологический климат, сохранение здоровья всех субъектов педагогического процесса. Безопасность школы включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе «О техническом регулировании» и, в первую очередь: пожарную, электрическую, конструкционную.


    1. Оценка ситуации противопожарной безопасности


Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности в школе являются:

  • несоответствие электрических сетей требованиям Правил устройства электроустановок;
  • неисправность систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре;


  • наличие на окнах зданий не открывающихся металлических решеток;

  • отделка путей эвакуации сгораемыми материалами;

  • слабые знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в области обеспечения всех видов безопасности.




    1. Оценка ситуации антитеррористической безопасности



В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в школе остается актуальной. Её решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучения безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.


    1. Материально-техническая база школы


Настоящее положение с материально-техническим оснащением школы характеризуется определенной степенью изношенности основных фондов.

Технологическое оборудование в школьной столовой требует обновления. Требует модернизации парк станков в мастерских, учебно-наглядные пособия, мебель, приборы и оборудование в кабинетах.

Для улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в школе, уменьшения факторов риска для здоровья детей необходимы ежегодные дополнительные финансовые средства.

Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методических основ обеспечения безопасности, с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов.


III. Основные цели и задачи Программы

Целью Программы является создание условий для реализации качественного функционирования системы образования в режиме обеспечения комфортного психолого-педагогического сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.



Задачи Программы:


  • реализация требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности школы, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей;

  • проведение мероприятий, направленных на пропаганду и формирование элементарных навыков здорового образа жизни;

  • организация мероприятий, направленных на выявление социально-психологических проблем среди субъектов педагогического процесса и формирование психологически комфортного климата при функционировании системы образования.


IV. Сроки и этапы реализации Программы. Ожидаемые конечные результаты


4.1. Сроки реализации Программы: 2011 г. – 2015 г.


I этап – 2011/2012 г.

  • создание Совета программы для организации и проведения всего комплекса работ по реализации программы, координации деятельности ее участников и контроля за выполнением намеченных мероприятий;

  • создание системы мониторинга состояния безопасности школы;

  • разработка планов по повышению квалификации работников школы, организация их обучения.


II этап – 2012–2015 г.

  • реализация плана мероприятий программы;

  • ежегодный анализ выполненных мероприятий и корректировка плана;

  • рекомендации на будущее.


4.2. Ожидаемые конечные результаты Программы


Материально-техническое обеспечение программы предполагает материально-техническое обеспечение образовательной системы школы на современном уровне, обеспечивающее безопасность образовательного процесса.

Правовое направление программы предусматривает разработку правовых положений, определяющих новую номенклатуру дел школы в области обеспечения безопасности на основе соответствующих законодательно-нормативных актов.


Научно-методическое сопровождение программы предполагает создание системы комплексного мониторинга состояния безопасности школы.


V. Структура Программы

5.1. Технически-организационный блок Программы включает следующие направления:


  • Материально-техническое обеспечение безопасности школы, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности.

  • Создание информационной базы, позволяющей отследить занятость учащихся и педагогов, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.




    1. Педагогический блок Программы включает следующие направления:

  • Реализация мероприятий по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.

  • Внедрение в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий обучения.




    1. Психологический блок Программы включает следующие направления:

  • Создание системы психологического мониторинга системы образования и школы.

  • Проведение курсов повышения квалификации педагогических кадров по проблемам психологического сопровождения учебного процесса.



VI. Механизм реализации программы

Приоритетностью реализации Программы в 2011-2015г. является подготовка соответствующих условий для её реализации.

На Совет Программы в 2011-2015 г. возлагаются следующие задачи:

  • разработка планов по повышению квалификации работников школы, организация их обучения;

  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и обучения в учебном году;

  • ведение текущего мониторинга состояния безопасности школы;
  • подготовка предложений по переработке и участие в разработке проектов отраслевых нормативных правовых документов, направленных на улучшение условий и охраны труда работников, обучающихся и воспитанников школы;


  • изучение, обобщение и распространение передового опыта работы в области безопасности школ;

  • создание информационной базы данных нормативных правовых документов по охране труда, учебно-программных и методических материалов по обучению вопросам охраны труда, питание, экологической, пожарной и электробезопасности, формированию навыков ЗОЖ, выполнения организационных мероприятий;

  • создание рабочих групп из представителей-исполнителей и разработка плана-графика организационно-технических мероприятий по реализации каждого направления Программы;

  • подготовка требований (технических заданий) для выполнения намеченных мероприятий, проведение необходимой для этого аналитической работы;

  • проведение экспертизы и согласования проектов строительства, реконструкции и ремонта объектов школы, паспортов безопасности;

  • подготовка статистических, финансовых и аналитических отчетов о реализации Программы.


Программа предусматривает в ходе её реализации внесение дополнений и изменений в план мероприятий и в финансирование.


VII. Мероприятия по реализации Программы

Мероприятия программы определены на основе предварительного анализа состояния безопасности в школе.

Система мероприятий по реализации Программы



Мероприятия

Сроки исполнения

Исполнители

1

2

3

5

I


Организационное обеспечение проекта







1

Создание Совета Программы

2011/2012

Администрация школы

2

Внесение изменений в Положение о социально - психологической службе. Включение вопросов мониторинга психологического климата образовательного процесса.

2011/2012


Психолог школы, Медработник

3

Организация медико-психолого-педагогической экспертизы всех рабочих программ

2011-2015

Заместители директора

4

Проведение заседания Совета при директоре школы о состоянии безопасности школы

Отдельный план

Директор школы


II

Правовое обеспечение проекта







1

Разработка и согласование локальных актов и методического обеспечения по охране труда и обеспечению безопасности учебного процесса в школе

2011/2012

Директор школы

III

Научно-методическое сопровождение.








1.

Мониторинг условий образовательной среды

2011-2015

Директор школы

2.

Психолого-педагогический мониторинг

2011-2015

Социально-психолог. служба

3.

Педагогический совет по проблемам здоровьесбережения

2012/2013

3 четверть

Совет безопасности

4.

Разработать методику комплексной оценки использования здоровьесберегающих технологий на уроках учителей школы.

2011-2013

Заместители директора

5.

Создание банка данных эффективных здоровьесберегающих технологий обучения

2012–2015

ШМО

6.

Создание системы воспитательной работы по ЗОЖ классными руководителями через следующие формы:

- факультативные (дополнительные) уроки физической культуры;

- самостоятельные занятия (домашние задания), такие, как

гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика;

- общешкольные спортивные мероприятия;

- дни здоровья и спорта;

- разработка тематики валеологических бесед для учащихся;

- разработка тематики лектория для родителей по проблемам

сохранения здоровья детей.



2011-2015

Зам. директора по ВР, Классные руководители

7.

Создание банка данных эффективных здоровьесберегающих воспитательных технологий.

2011-2015

Зам.директора по ВР

IV

Кадровое обеспечение, повышение квалификации и подготовка кадров







1.

Организация системы обучения и повышения квалификации кадров по всем видам безопасности

2011-2015

Организатор ОБЖ, Медработник,

Ответств. по ОТ

2

Организация тестового контроля проверки знаний сотрудников школы по пожарной безопасности и ОТ

1 раз в год

Зам. директора по АХР

3

Разработать план мероприятий по психолого-медико-социальной профилактике и восстановлению здоровья

2012/2013

1 четверть

Совет Программы

4

Участие в семинарах, курсах по здоровьесберегающим технологиям

2011-2015

Зам.директора, ШМО

V

Материально-техническое обеспечение проекта







1

Оснащение учебных кабинетов современной школьной мебелью.

2011-2014 г.

Директор школы,

Зам. директора по АХР

2

Обеспечение медицинских кабинетов школы необходимым оборудованием

2011-2014 г.

Директор школы,

Медработник

3

Приобретение спортивного инвентаря и оборудования для спортзалов в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

2011-2014 г.

Директор школы,

учителя физкультуры

4

Приведение освещенности в классах в соответствии с САНПиН (светильники, подсветки к классным доскам).

2011-2014 г.

Директор школы,

Зам.директора по АХР

5

Приведение туалетов в школе в соответствии с САНПиН (горячая вода, кабинки, перегородки, держатели бумаг и т.д.), замена раковин

2012-2015




6

Оснащение современным противопожарным оборудованием и техническими средствами:

- установка кнопки тревожной сигнализации

- установка систем видеонаблюдения



2013/2014

2014/2015

Директор школы,


Зам. директора по АХР


7

Обработка деревянных конструкций огнезащитным составом




Зам.директора по АХР

8

Замена горючей отделки путей эвакуации на негорючую

2011-2014

Зам. директора по АХР

9

Замена, установка, ремонт первичных средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты (СИЗ), автоматической пожарной сигнализации

2011-2013

Директор школы,

Зам. директора по АХР

10

Замеры сопротивления изоляции

Ежегодно

Зам.директора по АХР

11

Технологическое переоборудование и реконструкция пищеблока образовательного учреждения

2012

2015

Директор школы,

Зам. директора по АХР

12

Проведение аттестации рабочих мест




Директор школы

13

Ревизия и ремонт систем канализации, отопления и водоснабжения

Ежегодно

Зам. директора по АХР

14

Совершенствование систем наружного и внутреннего освещения территории образовательного учреждения


2011/2012

Директор школы,

Зам. директора по АХР

15

Установка и модернизация наружного ограждения

2013-2015

Директор школы,

Зам.директора по АХР

16

Вырубка старых засохших насаждений на территории школы

2012-2015

Зам. директора по АХР



VIII. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы.

Реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение следующих положительных эффектов:

  • усиление внимания к вопросам безопасности;

  • достаточное финансирование бюджетных средств;

  • повышение безопасности трудового и учебного процессов;

  • снижение уровня травматизма при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • обеспечение школы современными первичными средствами пожаротушения, АПС и системами оповещения людей о пожаре.


Риски Программы

Риски

Возможные варианты устранения

Недостаточность финансовых средств на реализацию программы.

Создание Совета по реализации программы.

Разработка совместно с Управляющим советом программы мероприятий по привлечению финансовых средств на реализацию программы.


Отсутствие мотивации педагогов к применению здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время.

Внесение соответствующего пункта в положение о стимулирующих надбавках в оплате труда педагогов.

Возникновение непредвиденных ситуаций, связанных с нарушением безопасности школы.

Проведение необходимой аналитической работы для предотвращения чрезвычайных ситуаций.



Мониторинг хода и реализации Программы

Показатели и индикаторы

Методы сбора информации

Сбор информации

Форма и место представления информации

Ответственный

Учащиеся

1

Состояние здоровья учащихся:

  • психическое

  • соматическое

  • социальное

Изучение документации (мед. осмотры), наблюдение,

анкетирование

1 раз в год

Формирование базы данных.

Отчет на педсовете, управляющем совете.

Медицинский работник,

п/психолог

2

Сформированность ценностей здорового образа жизни


Анкетирование

1 раз в год

Формирование базы данных.

Отчет на педсовете, Управляющем совете.

П/психолог

Педагоги

1

Уровень квалификации кадров по всем видам безопасности

Анализ документации Тестирование

2 раза в год

Совещание при директоре, отчёт

Администрация

2

Уровень владения здоровьесберегающими технологиями обучения

Посещение уроков, наблюдения

В течение года

Педсовет. Формирование базы данных технологий

Зам. директора по УВР.

3

Уровень здоровья педагогов, уменьшение количества больничных листов

Анализ документации

2 раза в год

Совещание при директоре.

Директор школы




Безопасность трудового и учебного процесса

1

Материально техническое обеспечение безопасных условий в школе

Анализ документации, оборудования

Ежемесячно


Совет при директоре, Управляющий совет Отчеты структурных подразделений школы

Директор школы, Зам.директора по АХР.




Показатели качественного изменения условий в школе

1

Материально-техническое обеспечение;

функционирование всех жизнеобеспечивающих систем; обеспеченность школы техническими, информационными средствами.


Анализ состояния МТБ, документации



2 раза в год


ОШ

Годовой отчет

Анализ

Управляющий совет



Зам. директора по АХР

2

Правовое обеспечение;

- качество нормативно-правовых документов

Анализ

2 раза в год

Педсовет, Управляющий совет,

Локальные акты

Директор школы

3

Соблюдение сотрудниками и учащимися школы норм безопасности

Анализ документации

Ежеквартально

Совещание при директоре.

Отчёты

Директор школы

Зам. директора по АХР, УВР.

Кл. руководители

4

Удовлетворенность учащихся, родителей, учителей здоровьесберегающим климатом в школе


Анкетирование, наблюдение

1 раз в год

Социологический опрос, Педсовет,

Совещание при зам. директора по ВР, Управляющий совет, Совет старшеклассник.

Зам. директора по ВР,

соц. педагог.



Приложение № 1

Результаты реализации программы на период 2011-2012 г.


Настоящая программа реализовалась в школе на протяжении 2011-2012 учебного года.

За это время в школе:

  • Усилено внимание к вопросам безопасности учебно-воспитательного процесса;

  • Школа НЕ соответствуют требованиям пожарной безопасности (нет АПС);

  • Педагоги школы активно используют здоровьесберегающие технологии в УВП;

  • Создан Совет программы, возглавляемый директором школы.

  • Соблюдаются санитарно-гигиенические требования.

  • Школа имеет необходимые средства пожаротушения.

  • Проведено шесть учебных плановых эвакуаций из здания школы во время учебного дня. Нормы времени соблюдены. Все подразделения работают чётко, эффективно.

  • Проводится плановая диспансеризация и вакцинация работников школы и учащихся.

  • Оборудован процедурный кабинет и дооборудован медицинский кабинет.

  • Проведено два Дня здоровья (1 раз в полугодие).

  • Осуществляется психолого-педагогический мониторинг учащихся.

  • Школа является муниципальной экспериментальной площадкой по обучению учащихся физической культурой.

  • Минимизируется травматизм учащихся и работников школы.

В школе соблюдается санитарно-эпидемиологические правила, направленные на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, выдерживаются гигиенические требования к:


  • зданию школы;

  • оборудованию помещений школы;

  • воздушно-тепловому режиму школы;

  • естественному и искусственному освещению;

  • водоснабжению и канализации;

  • режиму образовательного процесса;

  • организации медицинского обслуживания обучающихся;

  • санитарному состоянию и содержанию школы;

  • организации питания обучающихся.


Результаты мониторинга уровня материально-технического обеспечения безопасности условий в школе




Система

2011-2012

1

Водоснабжения

сбоев нет

2

Канализация

сбоев нет

3

Отопления

сбоев нет

4

Энергоснабжения

сбоев нет


Результаты мониторинга чрезвычайных ситуаций




Наименование

2011-2012

1

Пожары

нет

2


Затопления, обрушения

нет

3

Отключение тепло-, электро-, водоснабжения по вине школы

нет

4

Угрозы взрывов

нет


Результаты мониторинга доступности медицинской помощи




Наименование

2011-2012

1

Организация работы медицинского кабинета

100%

2

Организация работы процедурного кабинета

100%

3

Укомплектованность кабинета аптечками или средствами первой помощи

100%


Результаты мониторинга количества вынесенных предписаний




Наименование

2011 - 2012

Исполнение

1

Предписания, связанные с нарушением норм и требований СанПиН


Не достаточное соблюдение санитарных норм в туалетах школы

Нет финансирования

2

Нет ограждения школы

Нет финансирования

3

Предписания, связанные с нарушением норм и требований пожарной безопасности

Не обновлена АПС


ИСПОЛНЕНО


Результаты данных об ущербе для жизни и здоровья детей, связанных с условиями пребывания в школе




Наименование

2011-2012

1

Травматизм, несущий последствия опасные для жизни

нет

2

Пищевые отравления в школьных столовых

нет

Вывод: Система безопасности школы функционирует без перебоев, находится в постоянном развитии, подвергается контролю со стороны органов государственного и общественного управления.