litceymos.ru 1



Программа

МОУ «Овечкинская СОШ

Завьяловского района»


«Воспитание социально - компетентностной личности»


2010 -2015 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Отличительная черта современного мира – стремительные перемены. Изменение миссии человека в обществе диктует новые требования к образованию и воспитанию. Проведенный анализ позволяет выявить противоречия между требованиями развивающегося общества к личности и слабой адаптацией выпускника в социуме; между выбором выпускником дальнейшего жизненного пути и реальной возможностью дальнейшей профессиональной карьеры и обучения в вузе и другие.

По нашему представлению, одним из важнейших факторов, способствующих решению данных противоречий, является компетентостный подход, при котором речь идет о достижении интегрированного результата – компетенций.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате воспитания. Именно компетентностный подход позволяет внести личностный смысл в воспитательный процесс. Стало очевидным, что образовательное учреждение должно формировать новую систему как универсальных знаний, умений и навыков, а также и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся и воспитанников, то есть ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования и воспитания.

Понятие компетентности охватывает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения, систему ценностных ориентаций, привычки. Следует отметить, что компетентности формируются как в процессе обучения в школе, так и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и т.д.

Мы понимаем под компетентностью способность личности успешно действовать на основе полученных знаний и опыта.


Суть воспитательного процесса в условиях компетентностного подхода – создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетентности.

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов. Передача знаний происходит не только и не столько на уроках и классных часах, сколько всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни и выбранных организационных форм можно говорить об основном подходе к школе как к институту социализации.

Необходимо развести две социально-психологические задачи школы как института социализации:


  • Усвоение учащимися нормативного поведения;

  • Построение собственной позиции и своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.

Именно эти две взаимосвязанные позиции отражают процесс вхождения ученика в общество.


ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ


В настоящее время резко усложняется функционирование подросткового социума. Все проблемы общества проявляются и в школе. Неуверенность, неумение показать себя, реализовать свои потребности и способности характерны для большинства учащихся сельских школ. Это связано и с тем, что в селе нет учреждений дополнительного образования, вся тяжесть создания условий для самореализации и самовыражения ученика ложиться на плечи школы. Однако не всегда в школе имеются возможности для удовлетворения всех интересов и запросов учащихся и их родителей.

В МОУ «Овечкинская СОШ» работает профессиональный коллектив педагогов, создана хорошая материально-техническая база и имеются возможности для саморазвития большинства учеников школы. Проблемой является отсутствие учителя трудового обучения соответствующей квалификации, поэтому не работает мастерская, хотя по результатам опроса учащихся многие мальчики хотели бы получит навык работы на станках, который мог бы им пригодится в дальнейшее жизни.


В селе большие проблемы с рабочими местами, с оплатой труда. В настоящее время большинство выпускников школы, после учебы в вузах и ссузах, в село не возвращаются, т.к. не имеют возможности трудоустроиться. Возникающие проблемы у выпускников школы с адаптацией в условиях города, с достойным трудоустройством требуют решения. И не всегда выпускник школы может принять его самостоятельно.


КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ


Среди ключевых компетенций выпускника школы выделяется социальная направленность, которая является одной из приоритетных в образовательной политике государства.

В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники и одноклассники, средства массовой информации и др. Но главную и решающую роль в социализации личности и в дальнейшем ее формировании играет семья.

В школу дети приходят уже с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, шаблонами поведения и ответственности, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Одновременно, входя в разные социальные роли, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включенности ребенка в группы, а также его положения в них используется понятие социального статуса и социальной роли.

Социальный статус определяется как позиция индивида в группе.

Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.

Статус детей обычно подчинен взрослым: родителям, учителям, классному руководителю. Поэтому жизненно необходимым является создание для учеников условий проживания реалий окружающей действительности в школьном возрасте, необходимо предоставить им право выбора.


Идея программы:

Создание воспитательной среды, обеспечивающей формирование социальных компетенций учащихся.


Цель программы:

Воспитание компетентностной личности, способной к самореализации и активной адаптации в социуме.


Задачи программы:


  1. Разработать и реализовать механизм успешной социализации личности школьника.

  2. Систематизировать и апробировать показатели социально компетентной личности.

  3. Выработать методические рекомендации по созданию модели компетентностной личности.

Сроки реализации 2010 – 2015 г.


КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ.


  1. Овладение грамотностью:

    • функциональной,

    • коммуникативной,

    • информационной;

  2. Овладение способностью:

  • принимать эффективные решения в разных ситуациях,

  • понимать собственные чувства и мысли,

  • руководствоваться в действиях позитивными мыслями и утверждениями,

  • верить в свои способности и возможности,

  • четко формулировать свои желания и намерения,

  • слышать и услышать окружающих людей, их желания и намерения,

  • уважать права окружающих людей,

  • видеть и увидеть прекрасное в окружающей обстановке и поступках людей,

  • объективно анализировать ситуацию, включать свои знания и навыки в собственное поведение,

  • отдавать отчет своим действиям и поступкам,

  • уметь сотрудничать и самоорганизовываться,

  • выстроить диалог с человеком другой культуры,

  • письменного и устного общения,

  • быть активным гражданином,

  • применять знания, умения и накопленный жизненный опыт для продолжения непрерывного образования.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
    • Подготовка мобильной, социально компетентной личности выпускника школы.


    • Обеспечение социальной и профессиональной мобильности ученика.

    • Воспитание конкурентно способной личности.

    • Улучшение социальной ориентации выпускника школы.

    • Умение пользоваться средствами коммуникации как ресурсами достижимости.

    • Овладение учащимися социальными компетентностями.

    • Рост уровня удовлетворенности всех участников образовательного процесса.


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ


Информационно-аналитическое обеспечение

п\п

Планируемая деятельность

Ответственные

Сроки

1

Мониторинг для определения социального статуса и социальной роли детей.

Классные руководители

Сентябрь, май

2

Социологический опрос среди родителей старшеклассников «Можно ли назвать вашего ребенка социально компетентным?»

Классные руководители

Январь

3

Изучение уровня компетентности учащихся по итогам года

Классные руководители

Май

4

Систематизация материалов по итогам информационного поиска.

Зам.директора по ВР




Научно-методическое обеспечение

п\п

Планируемая деятельность

Ответственные

Сроки

1

Разработка подпрограмм, социальных проектов для реализации программы.

Зам.директора по ВР

В течение года

2

Корректировка целевых воспитательных программ с учетом требований воспитания социальных компетенций.

Классные руководители

Октябрь - ноябрь

3

Разработка методических материалов по проведению классных часов, часов общения по направлению социальной адаптации учащихся.

М\О Классных руководителей

В течение года


Практико-ориентированная деятельность

п\п

Планируемая деятельность

Ответственные

Сроки

1

Повышение квалификации педагогов по заданной проблеме.

Зам.директора по ВР, м\о классных руководителей

В течение всего периода


2

Ведение классных часов, часов общения по вопросам социальной адаптации и компетентности, проведение тренингов, анкет, тестов, деловых игр и т.п. («Слагаемые успеха школьника», «Путь к успеху девочки, женщины», «Путь к успеху мальчика, мужчины», «Составляющие счастливой семейной жизни», «Познай себя», «обучение жизненным навыкам» и т.п. )

Классные руководители

В течение всего периода

3

Ведение портфолио учащихся, фиксирование их успехов и удач..

Классные руководители, ученики

В течение всего периода

4

Организация работы органов самоуправления в классах.

Активы классов, классные руководители

сентябрь

5

Организация деятельности Большого Совета учащихся школы.

Зам. директора по ВР

Сентябрь

6

Участие учащихся в органах общественного самоуправления школы (Совет школы).

Зам. директора по ВР

В течение всего периода

7

Родительские собрания классные и общешкольные по темам, касающимся самоопределения подростков.

Зам директора по ВР, классные руководители.

В течение всего периода

8

Профессиональная подготовка учащихся школы


Учителя технологии

В течение всего периода

9

Профориентационная деятельность.

Классные руководители 9-11 классов

В течение всего периода

10

Трудовая деятельность в летний период. Заключение трудовых договоров с ЦЗН

Зам. директора по ВР,

Ежегодно

11

Организация деятельности кружков, клубов по интересам, профильных отрядов.

Руководители кружков





Психолого-педагогическая поддержка

п\п

Планируемая деятельность

Ответственные

Сроки

1

Изучение потенциальных возможностей каждого ученика и выстраивание индивидуальной траектории развития.

Классные руководители

В течение всего периода

2

Индивидуальные и групповые консультации по итогам диагностики для учащихся, родителей и педагогов, работающих в классе

Классные руководители

В течение всего периода

3

Психологические тренинги (индивидуальные и групповые):

  • Обучение процедурам и технологиям коммуникаций;

  • Создание условий для проживания учеников, учителем, родителем опыта в определенной ситуации;

  • Обмен рефлексивным опытом.