litceymos.ru 1


«Готовимся к ЕГЭ»

Программа занятий с выпускниками.

(Методические рекомендации для школьных психологов и классных руководителей)


Мы уже говорили о том, что важным компонентом психо­логической подготовки выпускников к ЕГЭ является фронталь­ная подготовка детей, предоставляющая необходимую информа­цию и направленная на выработку индивидуального стиля работы. В каком виде она должна вестись? Мы полагаем, что оптимальной формой фронтальной психологической подготов­ки выпускников к Единому государственному экзамену являются психолого-педагогические занятия. Это не тренинг и не класс­ный час в чистом виде, это нечто промежуточное.


Содержание занятий включает три блока:

Информационный (сведения о процедуре и правилах Еди­ного государственного экзамена, о тех правах, которые есть у выпускников).

Эмоциональный (какие чувства есть или могут быть у вы­пускников и как к этому относиться)

Поведенческий (отработка желаемого поведения)

Занятия составлены таким образом, что проводить их может как школьный психолог, так и классный руководитель. В каждом занятии принимают участие ученики выпускного класса. В принципе занятия рассчитаны на весь класс, но если время и возможности позволяют, его можно разделить на под­группы. Продолжительность встречи — 40 минут (длительность школьного урока).

Организация пространства для занятий зависит от условий конкретной школы. Если детей не очень много или есть возмож­ность поделить класс на подгруппы, можно посадить участни­ков в круг.

Что можно порекомендовать педагогу или психологу, веду­щему занятия с выпускниками?

Как показывает практика, подростки, особенно не имеющие опыта участия в тренингах, могут испытывать неловкость и сму­щение в ходе выполнения задания, при необходимости органи­зации работы в мини-группах. Поэтому очень важно, чтобы ве­дущий сам был активен, подбадривал и мотивировал участников. Когда они начнут работать, можно походить по классу, посмот­реть, кто испытывает трудности, при необходимости поговорить с учеником, может быть, что-то подсказать.

При обсуждении результатов групповой работы необходимо выслушать все группы. Если же упражнение имело индивидуаль­ный характер, то при большом количестве участников невозмож­но выслушать каждого, да это и не нужно, потому что потеря­ется динамика занятия. Поэтому будет вполне достаточно, если вы послушает приблизительно одну пятую часть участников (на­пример, если всего в классе двадцать пять учеников, выслушай­те пятерых). В начале обсуждения спросите: «Кто хочет поде­литься своими мыслями?» Если желающих нет, подбодрите ребят, напомните, что эти задания не оцениваются. Если и в этом случае нет желающих, спросите сами, причем в первую очередь детей активных и уверенных.

Для того чтобы материалы занятий лучше усваивались, что­бы повысить эффективность занятий и закрепить полученные навыки, мы рекомендуем составлять «копилку полезных сове­тов», которая может служить чем-то вроде памятки. В начале занятий участники заводят особый маленький блокнотик или тетрадку, куда в конце каждого занятия записывают выводы и рекомендации. В результате к окончанию работы у каждого бу­дет собственный сборник советов себе.

Занятие имеет определенную структуру. Начинается оно с разогрева. Это короткое динамичное упражнение, задача кото­рого — повысить энергию группы. Затем следует презентация темы, то есть краткое объяснение того, о чем пойдет речь на занятии и почему это важно. Задача презентации — повысить мотивацию выпускников. Затем происходит информирование: сообщение детям необходимых сведений, которые обязательно должны проигрываться и подкрепляться, что и происходит в содержательной части (проигрывание). Завершается занятие реф­лексией, то есть осмыслением новых знаний, и пополнением «копилки».


Темы занятий:

1. Что такое Единый государственный экзамен?

2. Индивидуальный стиль деятельности.

3. Как справиться со стрессом на экзамене?

4. Уверенность на экзамене.

5. Ролевая игра «Сдаем ЕГЭ».


В зависимости от специфики класса можно менять содержа­ние занятий. Каждое занятие рассчитано на класс с высоким темпом деятельности и высокой работоспособностью. В слабом классе вы можете сократить объем упражнений на занятии или увеличить общее количество занятий.

^ Занятие 1. Что такое Единый государственный экзамен?

Цель: познакомить выпускников с сущностью, процедурой и содержанием Единого государственного экзамена, повысить учебную мотивацию и мотивацию на учас­тие в занятиях.

^ Необходимые материалы: демонстрационные материалы ЕГЭ (см. Приложение 1, 2), тетради или блокноты по коли­честву участников («копилки»), ручки, писчая бумага.


^ Ход работы.

Разогрев. Игра «Ассоциации»

Участники получают инструкцию: «Ассоциации — это пер­вое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Во время разминки вам нужно будет давать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий игрок. Например, если я начинаю и говорю слово «тумбочка», то Петя (называете ученика, продолжающего игру) говорит свою ассоциацию на это слово, например, «телевизор», а Маша дает свою ассоциацию на слово Пети и т.д. Постарайтесь не задумы­ваться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен...»


^ Презентация темы

«Очень скоро завершатся ваши школьные годы. Впереди у вас очень важный период — экзамены. Вам предстоит сдавать их в особой форме — в форме Единого государственного экзамена. ЕГЭ отличается от привычных для вас форм проверки знаний: контрольных, самостоятельных работ и устных экзаменов».

Прежде чем переходить к информированию, попросите уче­ников сформулировать, что они хотели бы узнать о Едином го­сударственном экзамене. Это можно сделать в мини-группах (разделите учеников на группы по 5-6 человек и попросите каж­дую группу придумать как можно больше вопросов про ЕГЭ) или индивидуально (в этом случае предложите ученикам озвучить их вопросы и составьте общий список).


Информирование

На этом этапе занятия задача ведущего — максимально ясно и подробно изложить, в чем заключается суть Единого государ­ственного экзамена, каково его содержание, процедура и права учащихся. Для этого можно использовать материалы первой гла­вы, необходимо также проиллюстрировать рассказ демонстраци­онными материалами. Когда ваш рассказ будет завершен, обра­титесь к составленному участниками списку вопросов и проверьте, на все ли вопросы были даны ответы.


Проигрывание

Для повышения мотивации очень важно, чтобы ученики сами нашли для себя какой-то смысл в Едином государственном эк­замене. Поэтому проигрывание лучше начать с «мозгового штур­ма» на тему «Что может мне дать ЕГЭ?». Участников нужно раз­делить на группы по пять-шесть человек и предложить им в течение 5 минут сформулировать как можно больше ответов на вопросы: чем ЕГЭ может быть для меня лучше традиционной формы экзамена и в чем его плюсы для меня? При этом необ­ходимо объяснить, что не нужно критически относиться к предлагаемым вариантам, даже если они кажутся на первый взгляд совсем бессмысленными. Напротив, нужно записывать все высказываемые идеи.

Когда обсуждение завершится, группы должны озвучить его результаты. Задача ведущего — обобщить и подытожить все выс­казанные идеи.


Рефлексия

На первом занятии рефлексию можно провести в игровой форме. Дети продолжают работать в группах. Предложите каж­дой группе разработать тест о правилах и процедуре ЕГЭ, состо­ящий из трех блоков: А, В и С (всего не менее 7 и не более 10 вопросов), и договориться, сколько баллов можно начислить за каждый вопрос. После выполнения этого задания группы меня­ются «тестами» и отвечают на них, а затем «тесты» возвращают­ся к «разработчикам». «Разработчики» становятся «независимы­ми экспертами», проверяют результаты «тестирования» и начисляют баллы.


Составление копилки

На первом занятии расскажите участникам о том, что пред­ставляет собой эта копилка и зачем она нужна. Очень важно, чтобы дети вносили туда те советы и рекомендации, которые покажутся важными им самим. Объясните, что эту копилку ник­то не будет проверять, что она составляется для личного пользо­вания. «Копилки» раздаются ученикам, они их подписывают и вносят туда первую информацию.


Методические рекомендации

Одна из важнейших функций первого занятия — мотивационная, ей следует уделить особое внимание. Очень важно, чтобы выпускники осознали необходимость подготовки к ЕГЭ не только в виде заучивания материала. В некотором смысле цель первого занятия — поставить перед учениками проблему подго­товки к ЕГЭ как таковую.

При проведении разогрева нужно определить последователь­ность игроков, чтобы участники всегда знали, кто будет следу­ющим. Сделать это можно в зависимости от того, как вы расса­дите детей в классе.

При обсуждении результатов «мозгового штурма» очень важ­но попытаться найти рациональное зерно во всех предлагаемых детьми идеях, даже на первый взгляд абсурдных.

В конце занятия «копилки» лучше собрать и раздать их на­совсем только после завершающей встречи. В этом случае боль­ше вероятность, что они не потеряются и будут заполнены.


^ Занятие 2. Индивидуальный способ деятельности

Цель: познакомить выпускников с возможными способами деятельности при сдаче ЕГЭ, выработать индиви­дуальный стиль.

^ Необходимые материалы: демонстрационные тестовые ма­териалы по количеству учащихся (см. Приложения 1 и 2); три листа ватмана с нарисованными вверху лис­та оценками («3», «4», «5»), маркеры или фломасте­ры, мягкая игрушка.


Ход работы

Разогрев. «Самый — самый»

Тот, у кого в руках оказывается игрушка, должен себя по­хвалить, продолжив фразу: «Я самый...».


^ Презентация темы

Отличие ЕГЭ от обычного экзамена заключается в том, что есть разные пути к желаемой оценке. Очень важно решить для себя, на какую оценку ты хочешь претендовать, и в соответствии с этим планировать свои действия.


Информирование

В ЕГЭ есть разные задания — простые и трудные (в конце каждого варианта). По данным статистики, по большинству предметов примерно половина школьников справляются с при­мерно половиной заданий. Это нормально для тестового мето­да. Тестовый метод не предполагает, чтобы решались все зада­ния. Даже отличники решают только 70-80% заданий, но практически никто не решает все.

Все варианты Единого экзамена состоят из трех частей. Са­мая трудная часть — задания типа С. Экзамены по разным пред­метам содержат разное количество заданий категорий А, В и С. На «тройку» надо выполнить не менее половины заданий из первой части (по русскому языку — две трети). Чтобы получить школьную «четверку», надо правильно выполнить половину всех заданий, при этом одно-два из второй или третьей части рабо­ты. А на «пятерку» необходимо выполнить более трех четвертей всех заданий, хотя бы одно из них должно быть из третьей час­ти. Лучше не бросать работу и не уходить из аудитории раньше времени, даже не попробовав решать вторую и третью части теста. Кто знает, может быть, вам не хватит всего-то пары бал­лов до заветной «тройки» или для более высокой оценки, а ре­шив правильно всего одно задание из второй части, вы как раз и достигнете этой границы.

Одно задание типа «С» дает несколько раз больше баллов, чем одно задание типа «А. На основе статистики производится калибровка заданий по трудности, и за более трудные дается

больше очков.

Как влияют результаты ЕГЭ на школьный аттестат? На пе­риод эксперимента принято следующее правило: при расхожде­нии балла ЕГЭ (по пятибалльной шкале) и годовой оценки на один балл в аттестат идет более высокий. Обратите внимание: данное правило означает, что «троечники» сохранят за собой «тройки» в аттестатах даже в том случае, если по ЕГЭ они полу­чат «двойки».

Если разница между отметками составляет два балла, то бу­дут считать среднее арифметическое, так что сдавший ЕГЭ на «5» троечник сможет гордиться «четверкой» в аттестате. Но ВУЗ, участвующий в эксперименте, принимает лишь результат ЕГЭ, то есть работает со свидетельством, а не с аттестатом.


Проигрывание

Для следующего задания класс необходимо разделить на мини-группы. Лучше всего сделать это с помощью жеребьевки (например, раздав участникам карточки с цифрами).

Задача каждой группы — описать «пути» к различным оцен­кам (что нужно сделать, чтобы получить «тройку», «четверку» и т.д.). Например, для «пятерки» нужно выполнить все задания группы А, часть заданий группы В и два задания группы С (на всякий случай два, а не одно) или половину заданий группы А и три задания группы С и т.д. Причем для каждого варианта требуется дать еще и планирование по времени (указать, сколь­ко минут отводится на тот или иной этап). Напомните, что в планирование необходимо включить время на общую ориента­цию в тесте (в начале) и проверку (в конце).

Когда эта работа будет завершена, попросите команды по очереди озвучить свои варианты. Фиксируйте предлагаемые ал­горитмы на соответствующих листах. После завершения обсуж­дения в классе вывешиваются три плаката с нарисованными вверху листа оценками «3», «4» и «5».

Подведите итог и еще раз скажите о том, что к каждой оцен­ке можно прийти различными путями, и перечислите эти пути. Затем напомните, что не существует единственно правильного пути, для каждого человека есть свой, и предложите участникам подумать и решить, какой путь кажется им наиболее подходя­щим лично для них, и записать его.

По завершении этого задания скажите о том, что нет необ­ходимости выполнять все задания. Даже если какие-то задания будут пропущены или решены неверно, общая оценка может быть достаточно высокой.

После этого раздайте детям демонстрационные материалы. Попросите просмотреть их и вычеркнуть те задания, которые для них абсолютно незнакомы. Затем предложите просмотреть ос­тавшиеся вопросы и определить, на какую оценку их хватит.

Общий вывод из этого упражнения: даже пропустив часть за­даний, вполне возможно претендовать на высокую оценку.


Рефлексия

Попросите желающих сказать о том, какой способ деятель­ности для них оптимален.


Составление копилки

В копилку необходимо записать или все возможные пути достижения желаемой оценки, или тот, который кажется наи­более подходящим.


Методические рекомендации

При проведении этого занятия не следует акцентировать внимание на содержании тестовых заданий. Никакие задания не нужно решать или обсуждать способы их решения. Если же у школьников возникнут подобные вопросы, переадресуйте их к учителям-предметн икам.

Если участникам будет трудно формулировать способы дос­тижения желаемой оценки, можно предложить им один или два варианта в качестве образца. Однако очень важно, чтобы стра­тегии были предложены самими детьми. При формулировании способов особое внимание стоит обратить на то, чтобы они были «избыточными», то есть обеспечивали немного больший объем заданий (вдруг где-то закрадется ошибка или неточность).

В ходе анализа материалов занятия особое внимание следу­ет обратить на то, что речь идет о достаточном объеме выпол­нения тестовых заданий и что совершенно не требуется справ­ляться со всеми заданиями. Если у детей возникает впечатление, что при работе с демонстрационными материалами они вычер­кивают слишком много вопросов, напомните, что они выпол­няли это упражнение без целенаправленной подготовки и, воз­можно, по предмету, который они сдавать вообще не будут.


^ Занятие 3. Как справиться со стрессом на экзамене?

Цель: познакомить учеников с основными способами сниже­ния тревоги в стрессовой ситуации.

Необходимые материалы: мягкая игрушка.


Ход работы

Разогрев. «Самое трудное»

Ведущий показывает детям игрушку и предлагает следующее задание: «Тот, у кого в руках оказывается эта игрушка, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене — это...» и передать игрушку любому другому человеку. Нельзя передавать игруш­ку одному и тому же человеку больше одного раза».


^ Презентация темы

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, бес­покоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство меша­ют сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию, причем для этого совсем не нужно быть йогом. Существуют простые психо­логические способы справиться с тревогой в ситуации экзаме­на, и сегодня мы с ними познакомимся.


Информирование

Существуют различные способы справиться со своей трево­гой. Мы познакомимся с некоторыми из них.

Простой, но очень эффективный способ — аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.

^ Правила составления формулы аутотренинга:

1. Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запре­щается.

2. Все утверждения должны быть сформулированы в настоя­щем времени. Нельзя употреблять слова типа «пытаться», «стараться». Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен».

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжени­ем. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называ­ется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Наконец, справиться с тревогой помогает медитация. Конеч­но, мы не буддийские монахи и на таком уровне медитировать не будем. По сути, медитация — это состояние глубокого сосре­доточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрес­ти душевный покой и равновесие.


Проигрывание

(Лучше всего проводить упражнения непосредственно после рассказа о той или иной технике.) Предложите учащимся составить формулы аутотренинга для себя. Попросите желающих прочитать составленные ими фор­мулы.

«Состояние тревоги и покоя».

(Это упражнение можно про­вести перед тем, как рассказывать детям о релаксации.) Пред­ложите участникам закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происхо­дит с физическим самочувствием, как дети ощущают себя в си­туации тревоги. Затем предложите вспомнить ситуацию, в которой они чувствуют себя уверенно, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.

По завершении этого упражнения обсудите его результаты и составьте «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Обратите особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжени­ем, а спокойствие — расслабленностью.


^ Упражнения на релаксацию

«Мышечная релаксация».

Наиболее простой способ — расслаб­ление рук. Попросите детей принять удобное положение, поло­жить руки на колени или на стол и закрыть глаза. Предложите им сосредоточить внимание на руках. Пусть дети ощутят тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть. О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми.

«Дыхательная релаксация».

Наиболее простой способ — это дыхание на счет. Предложите детям принять удобную позу, зак­рыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета де­лается вдох, на четыре счета — выдох.

«Медитация на предмет».

Попросите участников выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его пе­ред собой. Предложите им попробовать в течение определенно­го времени (не более 3-5 минут) удерживать все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривать, стараясь не от­влекаться ни на какие посторонние мысли.

По завершении релаксационных упражнений спросите у де­тей, как меняется их состояние.


Рефлексия

Спросите детей, какой способ снятия тревоги показался им наиболее подходящим лично для них.^ Составление копилк

Предложите детям записать наиболее подходящий для них способ снятия напряжения.


Методические рекомендации

Во время этого занятия очень важно создать особую спокой­ную атмосферу. Желательно, чтобы и сам ведущий был уравно­вешен и сдержан. При обсуждении формул особое внимание уделите удачным находкам. Объясните участникам, что не существует единственно пра­вильного способа справиться со стрессом, каждый должен выб­рать то, что подходит лично ему.


^ Занятие 4. Уверенность на экзамене

Цель: освоение способов совпадения с тревогой, актуализа­ция внутренних ресурсов.

Необходимые материалы: листы бумаги (по количеству уча­щихся), запись медитативной музыки, цветные каран­даши или мелки.


Ход работы

Разогрев. Игра «Передача хлопка»

Дети должны по очереди друг за другом хлопнуть в ладони, не делая пауз. Можно провести это упражнение на время (на­пример, какой ряд передаст хлопок быстрее).


^ Презентация темы

Мы уже говорили с вами о том, каким образом можно спра­виться с состоянием тревоги во время экзамена. Сегодня мы узнаем, что еще помогает чувствовать себя уверенно.


Информирование

Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техники аутотренинга и релаксации, которые мы осваивали на прошлом занятии. А как еще можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого из нас есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.


Проигрывание

Упражнение «Статуя уверенности и неуверенности». По­просите каждую группу представить, что у дверей школы ре­шили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверен­ность и неуверенность».

«Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Задача каждой команды — представить проект та­кой скульптуры, в которой будут принимать участие все члены группы.» Дайте детям 3—4 минуты на подготовку и предложите проде­монстрировать свои скульптуры. Затем подведите итоги упражне­ния и сформулируйте «образ уверенности» (из каких составляю­щих он складывается). Запишите на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и озвучьте для учащихся (например, прямая спина, поднятый подбородок и т.д.).

^ Упражнение «Мои ресурсы». Попросите учеников разделить лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Пусть дети запишут те свои качества и характеристики, которыми они могут гордиться, которые счи­тают своими сильными сторонами. (Эти качества и характе­ристики могут и не иметь отношения к учебной деятельнос­ти.) Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Пусть ученики напротив каждой своей сильной стороны напишут, каким образом она сможет им помочь во время экзамена.

Предложите желающим озвучить результаты выполнения

упражнения.

^ Упражнение «Образ уверенности». Попросите учеников зак­рыть глаза и представить, какой образ мог бы для них символи­зировать состояние уверенности. Когда они представят этот об­раз или символ, попросите их нарисовать его. Во время выполнения этого упражнения хорошо использовать запись ме­дитативной музыки.

После окончания работы попросите участников показать рисунки окружающим и кратко рассказать о них. Скажите де­тям о том, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности. В конце урока подведите итоги и еще раз напомните о том, какие ресурсы можно использовать для обретения уве­ренности.

Рефлексия

Попросите учеников продолжить фразу: «Уверенность для меня — это ...»

^ Составление копилки

Дети записывают рекомендации самим себе, что помогает им чувствовать себя более уверенно.

Методические рекомендации

В ходе выполнения упражнения «Мои ресурсы» многие под­ростки испытывают затруднения при необходимости превратить сильные стороны в «помощников». Поэтому очень важно ока­зать им индивидуальную помощь, подсказав возможные вариан­ты (например, общительность помогает вступать в контакт с экзаменатором). При обсуждении результатов упражнения «Образ уверенно­сти» обратите внимание учеников на то, что они могут обога­тить свою «коллекцию» образов уверенности за счет образов других.


^ Занятие 5. Сдаем ЕГЭ

Цель: закрепление полученных знаний и навыков, пережи­вание и осмысление ситуации экзамена.

Необходимые материалы: конверты (по числу участников), в каждом из которых находятся список заданий и бланки ответов — регистрационный, № 1 и № 2 (не­сколько конвертов должны содержать неполный комплект материалов); бланки с ключами правильных ответов и шкалой оценок (можно по одному на пару участников); плакат с названиями «вузов» и «фа­культетов» (около каждого нужно указать необходи­мое для поступления количество баллов) — см. «Ма­териалы к занятию 5, с. 62—66).


Ход работы

Разогрев. Игра «Счет до 30»

Участники должны досчитать до 30, каждый называет толь­ко одно число. Тот, кому выпадает число, которое делится на 3 или в котором есть тройка, вместо этого числа говорит «Не со­бьюсь».


^ Презентация темы

«Сегодня мы попробуем сдать Единый государственный эк­замен и поступить в институт. При этом вы не будете сдавать экзамен ни по одному из школьных предметов и не будете по­ступать ни в один из реально существующих вузов. Это игра, но игра с особым смыслом».

Попросите участников вспомнить, какой способ они выбра­ли для себя, и предложите им поработать во время «экзамена» именно этим способом.


Информирование

В ходе нашего занятия мы в игровой и сокращенно форме пройдем тот путь, который вам скоро предстоит пройти в реальности. Сначала каждый из вас получит конверт с заданиями ЕГЭ и должен будет справиться с этими заданиями. Затем вы станете экспертами, проверите работы друг друга и подсчитаете баллы.



Проигрывание

Занятие имитирует реальную процедуру сдачи ЕГЭ. Вначале дети получают конверты и проверяют их содержи­мое. В некоторых конвертах не хватает необходимых материалов, и ученики, обнаружившие отсутствие бланка или листа с заданиями, должны проинформировать об этом преподавателя. Он заменяет конверт, причем делает это публично, чтобы вы­пускники получили опыт самостоятельных действий в ситуации экзамена. Если никто из учеников не решится сказать о недо­стающих листах, следует задать вопрос: «У всех ли есть все не­обходимые материалы?» и обратить особое внимание ребят на то, что на экзамене очень важно внимательно проверить содер­жимое конверта и попросить заменить комплект, если он непол­ный или какой-либо из листов не очень хорошо пропечатан.

Предложите ученикам распланировать свое время с учетом того количества баллов, которое они хотят получить. Затем дети выполняют задания (в течение 10—15 минут). После этого они становятся экспертами, обмениваются своими тестами, прове­ряют тесты друг у друга и выставляют общее количество баллов. Для облегчения работы раздайте «экспертам» бланки с правиль­ными ответами. Затем вывешивается плакат с названиями «ву­зов», и каждый ученик определяет, на какой факультет он мог бы поступить.

Спросите детей, в какие «вузы» они «поступили». Поздравь­те всех «поступивших» с удачным завершением экзамена.

Рефлексия

Прежде всего попросите участников поделиться впечатлени­ями, пусть они расскажут о том, что оказалось трудно, а что — легко, с какими неожиданностями они столкнулись.

Предложите выпускникам озвучить основной вывод из заня­тий, главную мысль, которую они с собой унесут.

^ Составление копилки

Пусть участники запишут в копилки тот вывод, который был сформулирован на предыдущем этапе.

Методические рекомендации

Завершающее занятие представляет собой моделирование ситуации сдачи Единого государственного экзамена, поэтому желательно посвятить ему больше времени, чем обычно (1 — 1,5 часа). Это, по сути, репетиция, но ее особенности заключаются в том, что здесь проигрывается весь процесс: от сдачи ЕГЭ до поступления в институт. Это позволяет выпускникам более четко представить себе процедуру ЕГЭ, а также его значение в переходный для каждого школьника момент: каждый сможет самостоятельно принимать решение о том, какую стратегию выбрать во время сдачи экзаменов, сколько баллов необходимо набрать для осуществления дальнейших планов и т.п.

Занятие проводится на симулированном (игровом) материа­ле. Отказ от использования демонстрационных материалов по­зволяет детям отвлечься от содержательных моментов экзамена и целиком сконцентрироваться на процедурных моментах.

Еще раз напоминаем, что некоторые конверты следует сде­лать неполными (положить туда не весь комплект). Процедура экзамена обязательно должна каким-то образом нарушаться, чтобы хотя бы один из участников мог попробовать подать апел­ляцию.

На этапе рефлексии, если позволяет время и особенности класса, можно обсудить в целом, что дали детям эти занятия, как изменилось их отношение к предстоящим экзаменам. В конце этого занятия копилки, которые хранились у ведущего, разда­ются детям.

Очень важно закончить занятие на эмоционально положи­тельном настрое. Хочется особо отметить, что ролевая игра не заменяет пробного экзамена, а является лишь подготовкой к нему.


^ Материалы к занятию 5.


Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из 3 частей. На ее выпол­нение дается 30 мин.

Часть 1 состоит из 14 заданий. К каждому заданию дано 4 ответа, один из которых является правильным. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте варианты отве­та. Выбранный вами ответ укажите в бланке ответов в соответ­ствии с номером задания (А1—А14).

Часть 2 состоит из 10 заданий, на которые надо дать соб­ственный краткий ответ. Свой ответ запишите в бланке ответов в соответствии с номером задания (В1 — В10).

Если в части 1 под одним номером предлагаются два вопро­са (например, А9.1 и А9.2), то отвечайте только на один из них, относящийся к той теме, которую вы подробно изучали. Пра­вильный ответ на оба вопроса будет зачтен как ответ на один вопрос.

Для экономии времени при выполнении заданий из частей 1 и 2 пропускайте те из них, которые вызывают у вас затрудне­ние. К ним вы сможете вернуться после выполнения всей рабо­ты, если останется время.

Часть 3 состоит из 2-х заданий. В заданиях С1 — С4 вы да­ете письменно прямой развернутый ответ на вопрос.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

^ Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1—А14) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответ­ствует номеру выбранного вами ответа.

Группа А


А1 В каком веке творил поэт А.С. Пушкин?

1) XV

2) XIX

3) XVII

4) XX


А2 У кого из литературных персонажей в голове были одни опилки?

1) Карлсон

2) Винни-Пух

3) Гарри Поттер

4) Курочка Ряба


АЗ Столицей какого государства является город Париж?

1) Англия

2) Россия

3) Франция

4) Швеция

А4 Сколько углов у треугольника?

1) три

2) четыре

3) ни одного

4) один

А5 Как долго просидел на печи Илья Муромец?

1) до совершеннолетия

2) с первого до одиннадцатого класса

3) тридцать лет и три года

4) пока не закончился полевой сезон


А6 Ботаника — это наука о:

1) животных

2) растениях

3) насекомых

4) очень старательных учениках


А7 Кто из названных ученых является известным физиком?




1) Дарвин







2) Ньютон







3) Фрейд







4) Добролюбов







А8 С кем сражалась Россия в войне 1812года







1) с немцами







2) с англичанами







3) с японцами







4) с французами







Выполните ОДНО из двух предложенных ниже заданий (А9.1 или А9.2). При выборе задания А9.1 поставьте знак «х» в позиции 5 для задания А9 в бланке ответов № 1, а при выборе А9.2 позиция 5 должна остаться пустой.


Д 9.1 На каком музыкальном инструменте играл Шерлок Холмс?

1) гармонь

2) балалайка

3) виолончель

4) скрипка


А 9.2 Музыку к балету «Лебединое озеро» написал:

1) Прокофьев

2) Чайковский

3) Рахманинов

4) Эминем


А10 С помощью какого оружия искал себе невесту Иван-царевич?

1) танк Т-34

2) лук со стрелами

3) автомат Калашникова

4) меч-кладенец

А11 Как звали Достоевского?

1) Иван Сергеевич

2) Александр Сергеевич

3) Федор Михайлович

4) Михаил Юрьевич

Какими способностями обладал главный герой сказки «Колобок»?

1) математическими

2) литературными

3) вокальными

4) организационными


А 13 Кто из названных животных является млекопитающим?

1) дельфин

2) ящерица

3) акула

4) рак-отшельник


А 14 Какой головной убор дал название литературному произведению?

1) зеленая фуражка

2) золотая корона

3) красная шапочка

4) черная бандана


Часть 2 Группа В

При выполнении этих заданий запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 рядом с номером задания (В1—В10), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде последовательности отдельных слов или слово­сочетаний без пробелов, знаков препинания и кавычек. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво в соответствии с приведенными образцами.

В1 Напишите химическую формулу воды.

Ответ__________________________________


В 2 Как называется картина, на которой изображена природа?

Ответ __________________________________


В 3 Кто разработал Периодическую таблицу химических эле­ментов?

Ответ __________________________________


В 4 Назовите млекопитающих, которые умеют летать.

Ответ ____________________________________


В5 Кто из героев сказки «Репка» оказал решающее влияние на итоги сбора урожая?

Ответ ______________________________________

В 6 Кого из героев фильма «Матрица» сыграл актер Киану Ривз?

Ответ ______________________________________


В 7 Напишите инициалы и фамилию автора произведения «Война и мир».

Ответ _________________________________________


В 8 В каком году закончилась Вторая мировая война? Ответ_________________________________________


В 9 Назовите столицу Соединенных Штатов Америки. Ответ____________________________________


В 10 Как называется традиционная часть басни, в которой за­ключен основной авторский вывод?

Ответ _____________________________________


Часть 3 Группа С


Для ответов на задания этой части (С1—С4) используй­те бланк ответов №2. Запишите сначала номер зада­ния (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

С1 Рассмотрите историческую ситуацию в России в начале XX века.


С 2 Проведите сравнительный анализ главных героев сказок «По щучьему веленью» и «Царевна-лягушка».


С З Опишите взаимоотношения в американской семье на при­мере сериала «Симпсоны».


С 4 Охарактеризуйте особенности отношения монархов и слу­жителей религиозных культов в Средневековье на матери­але сказки «Спящая красавица»