litceymos.ru 1 2 ... 4 5

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №511


ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ

НА 2012-2017 Г.Г.


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1


Пояснительная записка

Раздел 2


Информационный блок


1. Информационная справка учреждения

2. Руководители учреждения

3.Локальные акты, регламентирующие здоровьесберегающую деятельность

4. Структура Службы здоровья

5. Сведения о педагогических кадрах

6. Количество обучающихся в учреждении

7. Состояние здоровья учащихся

8. Ресурсные возможности школы

Раздел 3

Анализ здоровьесберегающей деятельности учреждения.

- Информационная справка.

- Анализ состояния образовательной внутришкольной среды:


  • анализ социальной среды,

  • анализ состояния и тенденций изменения ресурсных возможностей здоровьесохранения и здоровьесозидания;

  • анализ и оценка передового опыта,

  • проблемно-ориентированный анализ.

Раздел 4

Концепция и модель здоровьесберегающей деятельности

  • Система ценностей. Кредо.

  • Стратегические цели и задачи

  • Этапы реализации Программы

  • Описание модели выпускника.

-Выбор средств достижения цели.

-Планирование важнейших действий: акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение цели в установленные сроки.

Раздел 5

Организация здоровьесберегающей деятельности

5.1Основные направления здоровьесберегающей деятельности

5.1.1 Работа с учащимися

5.1.2. Работа с педагогическим коллективом


5.1.3. Работа с родителями

5.1.4. Формы отслеживания результатов

5.2. Огранизация здоровьесозидающей деятельности

- содержание спортивно-физкультурной работы

-создание условий для повышения двигательной активности школьников

- совершенствование ресурсных возможностей

5.2.1 Инновационная деятельность

5.2.2. Экспериментальная деятельность

Раздел 6

Перспективы развития


  • Основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций.

  • Описание конкретных целей в циклах развития.

  • Конкретный план действий по реализации Программы



Раздел 1.

Пояснительная записка

Согласно официальному определению ВОЗ, «Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие».

Научное определение понятия ЗДОРОВЬЕ (как и определение ВОЗ) должно исходить из того, что человек – это одновременно организм, личность и социальный субъект. С другой стороны, для организма характерна способность поддерживать гомеостаз[1], гомеорез[2] и гомеоморфоз[3]. Любые отклонения от этих динамических характеристик, с точки зрения физиологии, являются признаком (обычно либо причиной, либо следствием) болезни. По-видимому, эти же объективные характеристики можно применить к личностной и социальной сущности человека. Тогда определение понятия здоровье может выглядеть так: «ЗДОРОВЬЕ – это состояние человека, сохраняющего гомеостаз, гомеорез и гомеоморфоз на уровне организма, личности и социального субъекта».

[1] - Гомеостаз – способность к поддержанию постоянства внутренней среды открытой системы

[2] Гомеорез – способность к поддержанию постоянства канала развития для развивающейся системы

[3] Гомеоморфоз – способность к поддержанию постоянства структуры и морфологии системы



На здоровье школьника влияют следующие факторы:

ЭНДОГЕННЫЕ

I.ВОЗРАСТНЫЕ

II.ПОЛОВЫЕ

III.НАСЛЕДСТВЕННЫЕ

IV.КАТАМНЕЗ

ЭКЗОГЕННЫЕ

I.ВНЕШКОЛЬНЫЕ

А.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

Б.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

В.СОЦИАЛЬНЫЕ

II.ВНУТРИШКОЛЬНЫЕ

А.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Б.ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ

В.СОЦИО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ЭНДОГЕННЫЕ


ВОЗРАСТНЫЕ

II. ПОЛОВЫЕ

III. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ

А. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ

Б. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

IV. КАТАМНЕЗ

А. НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Б. ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

(в том числе травмы)

ЭКЗОГЕННЫЕ:

I. ВНЕШКОЛЬНЫЕ

А. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

1. Абиогенные (природные)

2. Биогенные

3. Техногенные

4. Социогенные

Б. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

В. СОЦИАЛЬНЫЕ

Семейные

Социо-культурные

Медицинские


II.ВНУТРИШКОЛЬНЫЕ

А.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Учебная нагрузка

Средства и методы обучения и воспитания

Педагогические методики

Организация физического воспитания

Б.ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ

Режим дня

Школьное оборудование

Организация двигательной активности


Оздоровительные мероприятия

В.СОЦИО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

Мотивация учащихся

Взаимоотношения ученик-учитель

Взаимоотношения ученик-класс (сверстники)

Взаимоотношения учитель-родители

Все вышеперечисленные факторы могут быть разделены на 3 категории:


Неизбежные (НФ) – с ними необходимо считаться, но нет способа изменить

Корректируемые (КФ) – действие которых можно в некоторых случаях регулировать

Устранимые (УФ) – негативное действие которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.

Смысл здоровье сберегающей деятельности состоит в том, чтобы учитывать неизбежные, ослаблять воздействие корректируемых и

нейтрализовать устранимые факторы.


Все ЭНДОГЕННЫЕ факторы относятся к группе неизбежных факторов.
Среди ЭКЗОГЕННЫХ факторов к неизбежным факторам относятся:

Внешкольные факторы групп А и Б (Экологические и Экономические),

тогда как группа В (Социальные) – относится к корректируемым факторам.
Все внутришкольные факторы относятся к корректируемым или устраняемым факторам, то есть именно на них и должно быть направлено наибольшее усилие работников системы образования.

Различные социальные институты и группы решают при этом разные, специфические задачи в единой системе мероприятий здоровьесбережения.

Коротко перечислим некоторые из них.

Задачи науки:


  • Разработка средств и методик фиксации фактов

  • Фиксация фактов

  • Выявление причинно-следственных связей и разработка научных моделей

  • Разработка новых технологий и их компонентов

  • Экспериментальное обоснование новых моделей здоровьесберегающей среды

  • Разработка средств и методических приемов экспертизы


  • Экспертиза любых педагогических нововведений

  • Просвещение учителей

  • Просвещение родителей

Задачи школьной администрации

  • Соблюдение СанПиНов

  • Внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу

  • Обеспечение переподготовки кадров

  • Создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности

  • Влияние на социальные (и экономические) факторы

  • Контроль и влияние на психологические факторы

Задачи учителя:

  • Просвещение учащихся

  • Мотивация учащихся

  • Создание эффективного психологического климата в классе

  • Выбор адекватных средств и методов

  • Индивидуальный подход

  • Взаимодействие с семьей

  • Влияние на микросоциум

  • Фиксация проблем

Задачи родителей:

  • Создание условий для академических занятий ребенка

  • Создание условий для оздоровления ребенка

  • Формирование морали, социальных установок

  • Формирование мотивации

  • Передача культурной традиции

  • Взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях

  • Влияние на психологические внутришкольные факторы

Задачи учащегося:

  • Формирование собственной мотивации к здоровью

  • Формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы

  • Изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом

  • Нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.

Школьные факторы риска (ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей:
  • Стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий).


  • Интенсификация учебного процесса.

  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

  • Нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы).

  • Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют:

  • комплексно и системно;

  • длительно и непрерывно (в течение 10-11 лет, ежедневно).

Одним из источников стресса в школьной жизни является:

  • жесткая агрессивная среда,

  • конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками,

  • конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона – ребенок.

Другие источники стресса:

  • Постоянный страх очередного унижения, упреки в несостоятельности.

  • Ограничение времени в процессе деятельности.

Оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в ОУ условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

  • реальной разгрузки содержания общего образования;

  • использования эффективных методов обучения;

  • повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

  • организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

  • улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

  • рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.



НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:
  • Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.


  • Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний.

За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

Таким образом, комплексный подход к здоровьесбережению должен включать в себя включает целый ряд необходимых компонентов:

  • Соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию внутришкольной среды и организации учебного процесса.

  • Проведение физкультурно-оздоровительной работы.

  • Соблюдение рационального режима дня школьников.

  • Организация квалифицированной медицинской и психологической помощи школьникам.

  • Мониторинг состояния здоровья.

  • Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни среди учащихся, педагогов и родителей.

Обеспечить эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья призвана школьная Служба Здоровья.

Актуальность создания и реализации программы деятельности службы здоровья заключается, прежде всего, в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления учащихся.

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.



следующая страница >>