litceymos.ru 1


«Коллекция электронных материалов к урокам «Предметы регионального и школьного компонентов учебного плана»

  • программа


«BIBLION (электронная библиотека по истории г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района)»

  • Проект разработан:

  • учителем истории и информатики

  • МОУ СОШ № 5 города Николаевска-на-Амуре Карпенко Аленой Александровной



«Организация деятельности детей по созданию электронного ресурса регионального содержания»



Цель проекта:

  • Модернизация обучения на уроках истории путем создания и внедрения в учебный процесс коллекции электронных материалов к урокам «Предметы регионального и школьного компонентов учебного плана» дидактического материала, и, как следствие, повышение уровня образования, информационной культуры, а также нравственного и патриотического воспитания подростков.


решение следующих задач:

  • усовершенствовать методику (план) изучения истории (Николаевского района в частности), необходимую для эффективного ведения учащимися исследовательской, поисковой деятельности;

  • организовать из числа учащихся инициативную группу в 20-25 человек;

  • создать необходимые для реализации проекта условия;

  • получить, посредством поисково-исследовательской работы необходимую информацию об истории, экономическом и культурном развитии Николаевского района;

  • смоделировать на основе полученной информации элементарные и простые учебные объекты с их последующим объединением в коллекцию сложных учебных объектов «BIBLION»;

  • адаптировать коллекцию к массовому внедрению в другие образовательные учреждения района;

  • провести презентацию коллекции на уроках истории и в среде Internet.


Виды деятельности:

  • планирование;

  • поисково-исследовательская работа с учащимися 5-10 классов;

  • компьютерное моделирование накопленного материала с его последующим объединением в электронную библиотеку по истории г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района «BIBLION»;

  • 4. публикация в виде раздаточного материала по темам, в т.ч. и в среде Internet.



Планирование:

  • Нужно ответить на ключевые вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?», и «Как?» будут делать учащиеся, какой инструментарий, приемы и методы будут востребованы ими при сборе информации.

  • определить так же периодизацию, временные рамки, географию предстоящего исследования (населенные пункты, хронологический или тематический принцип работы и пр.).

  • Организация инициативной группы из 20-25 учащихся 5-10 классов может проходить активно по их желанию и пассивно, в ходе 2006-2007 учебного года методом отбора или соревнования (лучшие – самые лучшие – активные – наблюдательные и т.п.).

  • обозначить перед учащимися цели, задачи, методы их планируемой деятельности, выбрать среди них потенциальных лидеров, исполнителей, либо дать им возможность самостоятельно определиться с обязанностями в ходе выполнения проекта.


«Поисково-исследовательская работа».

  • позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

  • предполагается, что заранее подготовленные к намеченным работам дети (5-11 классы) будут собирать обширную информацию об истории. При этом они уже должны уметь обращаться с научно-справочной литературой, правильно работать с источником - оценивать его информативность, фотографировать, составлять опросный лист (анкету), вести интервью. Сбор архивного материала станет важным методом, приближающим исследования детей к категории научных.

  • Анализируя полученные в самостоятельной или коллективной работе статистические, архивные данные, фольклор, топонимы, предметы материальной культуры, составляя, таким образом, мозаичную картину прошлого родного края, школьники научатся понимать сложные законы общества - социума, видеть многообразие динамических процессов, чувствовать всю хрупкость культуры не в страницах атласов или учебников, а естественно.


«Компьютерное моделирование элементарных учебных объектов».

  • Учащиеся 9-10 классов сортируют собранную и первично обработанную в системе файлов и папок, для хранения готовых учебных объектов. Разработка авторских объектов для библиотеки возможна при использовании самых простых инструментов виртуальной среды (MS Word, MS PowerPoint, MS Publisher и пр.).

  • Структура библиотеки должна включать в себя следующие стандартизированные элементарные и простые учебные объекты: иллюстрированные тексты (рисунки, фотоснимки, аннотации, диаграммы); озвученные тексты (описания населенных пунктов, история их открытий); озвученные видеофрагменты (интервью); анимации (карта района, реконструкции событий);



«Публикация коллекции-библиотеки»

  • Эксплуатация коллекции «BIBLION (электронная библиотека по истории г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района)» может проходить в рамках урока, элективного курса, во внеклассной работе посредством проектора, локальной сети или при самостоятельной работе учащихся (дистанционное обучение).

  • Участники проекта могут разместить собранную ими информацию по историческим периодам развития города и района на сайте общенационального образовательного проекта с международным участием – «Летопись», участвуя тем самым в крупномасштабном проекте «Время вернуться домой».


в течение 2005-2006 учебного года учащиеся :

  • учились работать с различными источниками информации (периодическая печать, библиотечные фонды, ресурсы Internet, встречи с общественностью и т.д.),

  • отбирать нужный материал, оформлять его в электронном виде.

  • стали приобщаться к поисковой, исследовательской и проектной деятельности, что обогатило их знания по истории, культуре и экономике Николаевского района;

  • приблизились к осознанию роли своей «Малой Родины» в судьбе всей страны – России, необходимости бережного отношения к ней.


Итог:

  • Сборка библиотеки завершит многомесячную поисково-исследовательскую деятельность учащихся, станет итогом их деятельности в рамках проекта.

  • Такая организация практического изучения регионального компонента как нельзя лучше способствует воспитанию любви к «Малой Родине», чувства ответственности.