litceymos.ru 1

Школьная программа «Здоровье»

СОШ № 86


Комплексная программа

(Гражданско – патриотическая и эколого - краеведческая экспедиция)

«МиР»

(Мы изучаем Родину)

для детей от 10 до17 лет.


Авторы:

Заместитель директора

по учебно-спортивной работе СОШ № 86 г. Краснодара

Манвелова Ольга Петровна


Преподаватель ОБЖ и физкультуры СОШ № 86

г. Краснодара
Манвелов Эдуард Михайлович.


Учитель информатики СОШ № 86

Потапова Татьяна Игоревна


Краснодар 2010 г.


Пояснительная записка.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа,

В ней есть свобода,

В ней есть любовь,

В ней есть язык...

(Ф.И. Тютчев)


От отношения человека к природе зависит богатство его духовного мира. Беден мир чувств человека, который не способен сопереживать живому, который не видит, не чувствует красоты и радости общения с природой. Плохо будет человеку, если потеряется эта связь. С детства нужно воспитывать чувство природы, в котором сконцентрировано чувство Родины и чувство ответственности за её судьбу. Ведь Родина — это, прежде всего, тот уголок, где мы родились, где выросли.

Школа всегда должна быть новая. Новая в том смысле, что жизнь не стоит на месте и вместе с развитием технического прогресса обязано развиваться и школьное образование во всех видах своей деятельности, включая и спортивную работу, которая является неотъемлемой, если не основной, частью здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – фраза, к которой мы все уже привыкли и которая стала обычной рождает вопрос - как этого добиться? Это прежде всего, на мой взгляд, грамотные родители, которых воспитать должна школа, и соответственно их дети, которых воспитать должны они вместе со школой. Тогда и получается единый союз, который растит здорового человека общества. Своим помощником мы взяли природу. Ведь еще Паустовский сказал что, ничто не сравнится с педагогическим эффектом, который дает природа для развития и воспитания человека. Я работаю в данной школе уже 20 лет и за эти годы уже мои первые выпускники привели сейчас в школу своих детей. Это они - родители - впервые пошли со мной в поход, познали тяготы и прелести жизни в единстве с природой и сейчас готовы и не боятся отправить своих детей с нами в лес. Изменились технологии, легче стали рюкзаки и палатки, появился школьный автобус, который облегчает нам часть пути, но неизменным остался костер, который объединяет и раскрепощает детские души. Только здесь можно, сидя ночь напролет у костра рассказать и поделиться самым сокровенным , открыть свое сердце людям, друзьям, ведь здесь могут быть только друзья, которые тебя поймут и поддержат. А просидев ночь за беседой и ароматным лесным чаем, с раннего утра, собрав рюкзак двинуться по неведомым тропам, по старой карте к новому и непознанному. Как поется в песне «Нет дороге окончанья, есть зато ее итог, дороги трудны, но трудно без дорог». Наши лесные дороги, это дороги познания себя, своих человеческих и физических возможностей, это дороги в свою жизнь. Из учеников, прошедших вместе с нами лесными дорогами, выросли детские врачи, хирурги, фармацевт, учителя, экономисты, частные предприниматели и будучи уже взрослыми и занятыми людьми они находят время, чтобы помочь школе в организации и проведении школьной экспедиции «МИР», которая работает уже 6 лет и которая выросла из школьного - палаточного лагеря «Радуга». Сегодня экспедиции «МИР» совместно с оздоровительными и воспитательными задачами, решает задачи научные. Каждый летний сезон заканчивается сбором различной информации, обработав которую ребята участвуют в городских и даже Российских научных конференциях. Так, по итогам наших экспедиций написаны работы «Старинные часы еще идут»- об исследовании дольменов, краеведческая работа - «Родники Кубани» (описаны новые неисследованные источники), экологическая работа «Мониторинг состояния берегов реки Афипс» и сейчас готовится работа о зеленых насаждениях и парках Краснодара.


Одним из распространенных видов внеклассной работы являются совместные походы, учащихся с родителями одного класса, которые организуют классные руководители. Когда еще найдется у мамы с папой время целых два дня полазить с ребенком по скалам и пещерам, полюбоваться отражением деревьев в реке, понаблюдать ночью за хитрым енотом, который подбирается к нашим продуктам. Два дня пролетают незаметно, полные новых впечатлений и совместных открытий. Как здорово, что папа никуда не спешит и позволяет тебе наколоть дров и посидеть с ним у костра! Так в единстве с природой создается здоровая среда, в которой вырастает здоровый человек , для которого здоровый образ жизни - не просто лозунг, а сама жизнь.

Прогулки, походы, экскурсии, экспедиции, турслеты и турфестивали - это те приемы внеклассной и внеурочной работы, которыми наша школа уже на протяжении двадцати лет пропагандирует здоровый образ жизни

В ходе внеклассной работы, связанной с постоянным общением с природой, мы с ребятами сталкиваемся с определенными негативными проблемами, которые пытаемся решить. Так, не секрет, что наши леса и реки в местах отдыха наших горожан превращаются в свалки мусора. За красивым камнем мы обнаруживаем настоящую свалку бытовых отходов.

Исходя из собранных материалов нами было принято решение дополнить школьную программу «Здоровье» физкультурно–экологическим направлением включающим в себя как знания в области физической культуры и спорта, так и изучение экологических проблем, проблем защиты окружающей среды и поиск путей их решения через воспитание детей и родителей.

К числу «сильных» сторон организации воспитательного процесса в школе, проявляемых в жизнедеятельности учебного заведения в течение многих лет, следует отнести эффективное использование в воспитательной практике коллективной творческой деятельности, что отражается в многообразии мероприятий проводимых совместно с родителями, опыт и определенные традиции школы в экологическом воспитании. Так экологические акции «Чистый лес», «Чистый берег» для наших школьников это не просто разовые акции, а нормальная планомерная деятельность.


Значительным шагом в повышении системности воспитательной ра­боты, в отработке путей её активизации в современных условиях должна стать физкультурно-эко­логическая и гражданско -патриотическая направленность деятельности школы.

Данную цель можно конкретизировать в следующих задачах:


  1. Формировать у школьников целостное и гармоничное представление о ценностях материальной и духовной культуры.

  2. Формировать экологическое сознание, мировоззрение как внутренний регулятор поведения учащихся в окружающей среде.

  3. Развивать навыки, обеспечивающие включение в общественную жизнь на основе принципов гуманизма и демократии.

  4. Расширить деятельность родительского комитета школы; формировать субъектные позиции родительской общественности в работе, как школы, так и классов, при проведении различных форм работы с семьей и детьми.

  5. Воспитывать личность, способную к свободному и добровольному выбору образа жизни и труду в соответствии с законами природы и интересами человека.

  6. Расширить систему психолого-педагогической поддержки учащихся, предполагающей определение путей к самоутверждению, саморазвитию и самореализации воспитанников.

  7. Развитие системы ученического самоуправления, обеспечивая включение администрации и учащихся школы в решение значимых для школы проблем, формируя социальную активность подрастающего поколения, способствуя развитию лидерских качеств

Предполагаемый результат:

  • Более эффективное педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование нравственного, познавательного, ком­муникативного, эстетического и физического потенциалов.

  • Преемственность программ воспитательно-оздоровительного процесса от первоклассников до выпускников школы и их родителей..
  • Обогащение теоретической базы и технологического арсенала пе­дагогического коллектива, деятельность которого будет более целена­правленной, системной, личностно ориентированной.


  • Сформируется имидж школы с индивидуальными, привлекательными и неповторимыми чертами.

  • Систематизировать организацию летнего отдыха и трудоустройства школьников.

  • Разработать программу каникул «Времена года», включающую изучение природы и научные и экскурсионные выходы во время всех каникул.

В конечном итоге, целью физкультурно-экологического направления оздоровительной деятельности является создание условий для развития у учащихся практических навыков, способности к принятию обдуманных решений и выбору действий, которые будут спо­собствовать улучшению качества окружающей среды и благосостоянию людей. Помимо роста осведомленности и озабоченности состоянием окру­жающей среды, учащиеся должны знать, что предпринять для защиты ок­ружающей среды и как содействовать устойчивому использованию ресур­сов - как в своем собственном образе жизни, так и через участие в приня­тии коллективных решений.

Механизм данного направления должен выполнять следующие функции:

  • развивающую, направленную на стимулирование положительных изме­нений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыра­жения способностей детей и взрослых, обеспечение развития педагоги­ческого и ученического коллективов;

  • интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее раз­розненных и несогласованных воспитательных воздействий;

  • регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педа­гогического коллективов;

  • защитную, направленную на повышение уровня социальной защищен­ности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных фак­торов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
  • компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;


  • корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и обучения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Для, нашей школы, подходит модель гражданско – патриотического и физкультурно-экологического направления, включающая в себя дисциплины, дополнительного спортивного и эколого-краеведческого образования, система практической дея­тельности учащихся на природе и, как следствие деятельность, ведущую к здоровому образу жизни.


Работа программы делится на 3 этапа:


1 этап - работа летней оздоровительной площадки, на которой учащиеся школы в вечернее время отрабатывают различные туристические приемы и умения.


2 этап - работа школьной экспедиции «МиР» (гражданско -патриотическое и эколого- краеведческое направление)


3 этап – некатегорийный поход из наиболее подготовленный детей.


Данная программа работает уже с 2002 года. В течении последних 5 лет программа дополняется экспедиционной работой направленной на изучение природы и истории родного края.

По итогам каждой экспедиции дети обобщая полученные знания, участвуют в окружных и городских конференциях.

По таким темам как «Партизанские тропы Кубани», «Дольмены» (призовое место в городе) и участие в Москве на конкурсе им. Вернадского и уже второй год собирается материал «Родники Кавказа» (2 место в окружном конкурсе «Эврика»)

Руководитель программы была приглашена в Москву, 25-28 ноября 2008 года, для участия во Всероссийской конференции по проблеме экологического воспитания школьников с докладом «Организация экспедиционной деятельности»


Цель: формирование у молодого поколения чувства сопричастности к созданию истории Родины, приобщение к ответственности за судьбу Отечества.

Основные направления:
  • Основы туристической подготовки


  • Краеведение (сбор материалов для научной деятельности)

  • Основы гигиены и первая медицинская помощь

  • Общая и специальная физическая подготовка

Основные задачи:

  • Укрепление психо - физического здоровья

  • Самопознание и самореализация подростков

  • Развитие эмоционально-волевой сферы личности

  • Приобретение практических навыков по туризму и выживанию в экстремальных условиях

  • Экологическое, социальное и нравственное воспитание

  • Определение уровня физического здоровья и физической подготовки туристов

  • Диагностика функционального состояния организма туристов

Механизм реализации:

  • Учебные занятия и научные наблюдения

  • Круговые интервальные тренировки

  • Походы

  • Соревнования по прикладным видам спорта

Участники:

Участниками программы могут быть юноши и девушки в возрасте от 10 до 16 лет и их родители.

Ожидаемый результат.

  • Рост патриотической активности.

  • Стимулирование научно-познавательной деятельности учащихся школы.

  • Создание условий для каждого подростка в развитии своих интересов и способностей.

  • Воспитание любви к своей Малой Родине.

  • Экологическое, социальное и нравственное воспитание.

  • Развитие и популяризация туризма и здорового образа жизни среди молодёжи.

  • Получение навыков жизнеобеспечения в условиях природной среды.

  • Создание устойчивого интереса участников программы к научно-познавательной и исследовательской деятельности.


Новым направлением данной программы является совместная научная деятельность с кафедрой биохимии и естественных наук Университета Физической Культуры Спорта и Туризма.


Университет Физической Культуры Спорта и Туризма в лице проректора по НИИ д.м.н. профессора Г.Д. Алексанянц и МОУ СОШ № 86, заключили договор о совместной научной деятельности в области исследования экологии окружающей среды края и энергетического баланса организма туристов, адекватности пищевого статуса различных возрастных групп в условиях разной категории сложности.

Один из путей творческого восприятия современных наук – систематическая научно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто ещё учится в школе. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.

Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. В ходе выполнения научно-исследовательского проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интерес, темп работы, уровень обучености. Возможность выбора темы, партнеров в работе, источников и способов получения информации, методов исследования, формы предоставления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира, соответственно она имеет большую практическую значимость.


Данная программа поможет подростку узнать как можно себя вести в нестандартной обстановке, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; как организовывать свой быт в природных условиях; каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности, научит познавать окружающий мир и беречь его.

Место проведения данной программы – Западный Кавказ, Краснодарский край, Северский район, в 2-х км от поселка Планченская щель и в районе станици Даховская. Экспедиция работает в полевых условиях, ночлег участников организуется в палатках. Небольшие горы с высотами до 800 метров, скальными выступами, горными речками и множеством классифицированных маршрутов различной степени сложности - что является важным фактором воздействия реализации оздоровительной и воспитательной идеи программы.

В разные годы в этом и прилегающие районы становились объектом героизма
советских воинов. Маршруты выхода из окружения Таманской армии в годы гражданской
войны и героическая борона в период Великой Отечественной Войны являются лучшими
местами для воспитания патриотизма.


Организация работы.


Содержание формы и методы работы экспедиции и отрядов определяется их руководителями с учётом инициативы и интересов участников.


Авторские программы утверждаются СОШ №86


Срок работы одной смены, с учётом программы, 10 дней (на одну смену) в зависимости от возраста участников. Количество смен - 2.


Время проведения – с 17 июня – по 27 июля 2010 года.

с 10 августа по 20 августа 2010 года


Деятельность смены осуществляется в индивидуальных и групповых формах.


Перспективы развития программы.


1. Привлечение большего числа детей школы к систематическим занятиям спортивной и научной деятельностью.


2. Продолжение мониторинга экологического состояния и эндоэкологии окружающей среды в зоне работы экспедиции.


3. Исследовательская деятельность состояния энергетического баланса организма туристов, адекватности пищевого статуса различных возрастных групп в условиях экспедиций разной категории сложности.

4. Участие совместно с Краевым отрядом «Поиск» в совместных экспедициях по поиску погибших неизвестных бойцов времен Великой отечественной войны


5. Участие в научно практических конференциях учащихся школ г. Краснодара.


6. Расширение зоны работы экспедиции и организация многодневных ходовых походов с учащимися школы.


7. Создание школьного научного общества.


8. Привлечение учащихся соседних школ к участию в программе.


Фотоотчет о работе экспедиции «МиР»-2009 отражен в приложении в виде презентации

Схема функционирования экспедиционного лагеря

лето 2010 г.





Начальник экспедиции–

(Зам. директора по учебно-спортивной работе, ответственный за организацию экспедиции

«МиР» (Мы изучаем Родину)





Инструктора по туризму.

(учащиеся старших классов-разрядники)

Начальник смены

(преподаватель-организатор ОБЖ и физкультуры,

инструктор по туризму)

Учащиеся, прошедшие подготовку в туристических кружках школы

Родители - помогающие в организации питания детей.

Педагоги – предметники руководящие научной и поисковой работой




Методическое обеспечение программы


По теме гражданско патриотическое воспитание.

.Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, ее обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом.

Таким образом, широта понимания границ своей Родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих с тобой людей - все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей.


По теме краеведение.

Посещение мест, где происходили военные действия. Посещение памятников войнам освободителям и мест их захоронений. Опросы местных жителей, встречи с егерями. Сбор информации для научной работы.

В вечернее время проводятся конкурсы и вечера туристической и военно-патриотической песни.


По теме топография и ориентирование.

При изучении раздела «Топография и ориентирование» изготовлены несколько видов схем и топографических карт станции Старокорсунской и региона в котором будет находиться базовый лагерь. Данный материал используется для обучения детей работе с картами и проведению соревнований по ориентированию.

При изучении раздела «Ориентирование по сторонам горизонта, азимут» применяется игра «Ориентирование без зрительного контроля» участник для ориентирования использует только компас и карту и не смотрит на местность.


При изучении раздела «Действие в случае потери ориентировки» ученик запутанным маршрутом проводится в неизвестную ему точку, откуда он должен ориентируясь по солнцу и местности вернуться на исходную точку.

При изучении раздела «Движение по легенде» команда движется без карты по «легенде» с указанием азимутов, расстояний, характера рельефа, местных предметов, проходя через контрольный пункт (КП).


По теме экологическое воспитание и научная деятельность.

Продолжение сбора гербария лекарственных и лиственных растений произрастающих в данной зоне. Изучение видового состава лекарственных трав.

Мониторинг окружающей среды, анализ деятельности человека и ее влияние на окружающий ландшафт в изучаемой зоне.

Сбор информации и материалов о загрязнении лесной зоны в местах массового отдыха горожан.


По теме многоборье туризма.

По окончания изучения раздела «Техника туризма» проводятся соревнования в форме кросс-похода, с выполнением заданий на маршруте. На старте командам выдается зачетная маршрутная книжка (ЗМК), где могут быть указаны: последовательность прохождения этапов и выполнения заданий, контрольное время (KB) работы на этапах и на дистанции каждого дня. На отдельных участках маршрута команде могут быть предложены задания для самостоятельного выполнения.

При изучении раздела «Поисково-спасательные работы» оказывают первую медицинскую помощь с использованием подручных средств и методов нетрадиционной медицины (здесь понадобятся знания лекарственных и полезных свойств растений данного региона). Участники сами должны приготовить носилки из подручного материала. На них укладывается «пострадавший». Общее расстояние 250 – 300 м.


По теме конфликтология.

Самостоятельно организовывать свою деятельность, вырабатывать умение работать в команде, определяя жизненные приоритеты. Правильно аргументировать свои претензии, честно и откровенно решать их совместно с коллективом, выработка умения самостоятельно определять наиболее важные аспекты деятельности, самостоятельно ставить задачи, цели и определять пути их решения.



План – сетка

реализации основних мероприятий программы




мероприятия

1.

Научная деятельность:

  1. Продолжение сбора гербария.

  2. Определение видового состава собранных экземпляров;

  3. Продолжение мониторинга окружающей среды в зоне работы экспедиции;

  4. Продолжение сбора информации о влиянии отдыхающих на экологию лесной зоны;

  5. Наблюдение за экологической обстановкой в зоне источника «Пресвятой богородицы»;

  6. Определение уровня физического здоровья и физической подготовки туристов;

  7. Диагностика функционального состояния организма туристов.

2.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  1. Исследование воинского захоронення в районе приюта «Партизанский»;

  2. Составление плана захоронения;

  3. Сбор сведений о данном захоронении;

  4. Посещение и восстановление памятников героям боевых деиствий в зоне расположения лагеря;

  5. Работа по определению мест заборонений бойцов ВОв

3.

Топография и ориентирование:

  1. Обучение определению сторон света и азимута;

  2. Обучение определению сторон света по внешним признакам;

  3. Составление карты местности;

  4. Обучение написанию «легенды» и методика работы с ней.

4.

Общая и физическая подготовка:
  1. Проведение утренней зарядки;


  2. Выполнение различных физических упражнений;

  3. Проведение мониторинга физической подготовки;

  4. Проведение соревнований по подвижным играм.

5.

Туристическая подготовка:

  1. Привитие навыков самообслуживания в условиях автономного проживання.

  2. Обучение приготовлению пищи в условиях лагеря;

  3. Совершенствование навыков владения туристической техники;

  4. Проведение соревнвоаний по туристической технике;

  5. Проведение кросс-походов:

  6. Обучение поисково-спасательным работам.

6.

Воспитательная работа:

  1. Линейки-построение на подьем и спуск флага.

  2. Проведение бесед о дружбе;

  3. Проведение конкурсов художественной самодеятельности;

  4. Награждение особо отличившихся в течении дня;

5. Традиционное вечернее подведение итогов «Все обо Всем»;

6. Песни у костра.