litceymos.ru 1



Работа с детьми с ограниченными возможностями


Преподаватель: Миронова Н. И.


Существующая система образования не позволяет переступившему порог школы ребёнку в полной мере реализовать своё конституционное право – право на образование в соответствии со своими психофизическими качествами и интеллектуальными особенностями. В начальных классах выявляются ученики, испытывающие затруднение в обучении. Среди этих детей есть дети, которым ставится диагноз ЗПР.

Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточностью отдельных ключевых психологических функций. Задержка и, как следствие, отставание в развитии могут быть вызваны неблагоприятными условиями макросоциального и педагогического плана. Объём и сложность учебного материала, темы его прохождения, система требований, которые школа предъявляет первокласснику, препятствует овладению программой 1 класса детьми с ЗПР. Такие дети составляют группу стойко неуспевающих.

Для таких детей создаются адекватные условия обучения и воспитания, наличие щадящего охранительно-педагогического режима. Основные условия, которые обязательны для каждого учителя, работающего с детьми ЗПР:


  • Знать спецпсихологию;

  • Создавать благоприятный психологический климат;

  • Воздействовать на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики;

  • Не раздражаться, быть терпеливым и настойчивым;

  • Максимум поощрения, минимум наказания;

  • Учитывать реальные возможности ребёнка;

  • К каждому ребёнку индивидуальный подход;

  • Учитывать « зону ближайшего развития»;

  • Постепенно увеличивать и усложнять нагрузку;

  • Утверждать веру ребёнка в свои силы;

  • Предупреждать переутомления;

При всём разнообразии форм и проявлений ЗПР существуют типичные проявления, свойственные всем детям, имеющим ЗПР:


  1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не всегда соблюдает дистанцию по отношению к учителю, не воспринимает и не выполняет школьных требований. В то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней чаще всего в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. Хотя формы игры со строгими правилами, принятием и выполнением той или иной роли у него ещё не развиты.

  2. Не сознавая себя учеником, не понимая мотивов учебной деятельности и целей, такой школьник затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности: он не может самостоятельно поставить цель, спланировать и оценить свои действия. Любая жесткая регламентация ему претит.

  3. Информацию, идущую от учителя, ученик принимает и преобразовывает замедленно. Для более полного восприятия он нуждается в наглядно- практической опоре, в предельной развернутости инструкций. Его словесно-логическое мышление неразвито, поэтому он долго не может освоить свернутые внутренние мыслительные операции.

  4. Обращает внимание низкий уровень его работоспособности. Быстрая утомляемость, истощение нервной системы ведут к снижению устойчивости внимания, трудностям запоминания. Объём и темп работы у него ниже, чем у сверстников.

  5. Ему недоступно обучение по программе общеобразовательной школы, усвоение которой не соответствует темпу его индивидуального развития.

  6. В массовой школе такой ребёнок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученик. Возникает неуверенности в себе, страх перед наказанием, попытки компенсировать это чувство различными нарушениями поведения.

Для детей с ЗПР является важным сочетание практических и теоретических разделов обучения, чередование умственного напряжения и разрядки, развитие мыслительной деятельности.


Учитывая, что детям с ЗПР свойственно нарушение познавательной деятельности, памяти, внимания, всю работу строить на наглядно практических занятиях. «Ни одного урока без наглядности , без схемы-опоры!»- таков должен быть девиз учителя школы с ЗПР детьми. Имея перед собой схему-опору, ребёнок, даже самый стеснительный, неразговорчивый, преодолевает барьер смущения и начинает говорить правильно строя свою речь.

С чего начать при работе с такими детьми? С развития памяти.

Каждый день учить наизусть. Повторять 3 раза по 2-3 строчки до запятой или точки. Затем поднимают глаза кверху и рассказывают наизусть, т.е. мы переключаем внимание, а память продолжает работать. Память, которая так им нужна, у них неустойчива и не приучена к умственной работе. Научить и приучить к работе таких ребятишек – самая главная задача. Решить эту задачу поможет сборник изложений. Чаще необходимо писать изложения ( желательно раз в неделю). Благодаря этому дети учатся запоминать последовательность событий и точно их пересказывать. Тогда у детей появится интерес к чтению. Они станут спокойнее так как научатся запоминать, расширится их словесный запас. Не ругать и не наказывать таких детей двойками – они не виноваты в том, что не совсем здоровы. Если учитель будет мгновенно приходить им на помощь, ребёнок не успеет замкнуться, расстроиться, тогда и будет результат. Таким детям даже самая настоящая подсказка приносит только пользу. Если однажды учитель поможет ему, в следующий раз он обязательно правильно ответит.

Результат техники чтения во многом зависит от учителя. И первое, что помогает, - чтение вместе с учителем. Этот приём приучает глаза передвигаться при определенном темпе чтения. При выборочном чтении просить ученика назвать страницу и абзац – это приучает ребёнка не только к вниманию, но и помогает ему ориентироваться в тексте. Если изо дня в день повторять с детьми одно и то же, то они начнут работать быстро, глаза у них уже будут «гореть» - значит они думают. И ещё – исправления, которые делает учитель в рабочих тетрадях. Все исправления должны быть понятны ребёнку. Хорошо подозвать его к столу, показать, объяснить то место, где допущена ошибка. Не стоит писать правильный ответ в примере, всё должен исправить сам ребёнок. Приучать надо ребёнка видеть в учителе друга и помощника.